Светлана Михеева
8 лет
СКАЗКОТЕРАПИЯ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Сказкотерапия как лечение сказками - это одно из самых популярных направлений практической психологии и в России, и за рубежом. Безусловно, психотерапия должна осуществлять специально подготовленными специалистами. Однако каждый родитель, читая или рассказывая ребенку сказки, придумывающий их для ребенка или вместе с ним, осуществляет, сам того не осознавая, терапевтический процесс.
Сказкотерапия отнюдь не продукт современности. Этот метод использовался людьми с незапамятных времен. Устное народное творчество не что иное как сказкотерапия. Целительная сила сказки помогала и продолжает помогать детям и взрослым в различных сложных ситуациях.
Как «работает» сказка?
Бывает, что некоторые взрослые скептически относятся к сказкам, полагая, что сказка - это вымысел, не имеющий ничего общего с реальной жизнью. И чтение, а тем более выдумывание, сказок уводит детей от реальности. Нельзя не согласиться с тем, что сказка - это продукт человеческой фантазии. Но насколько целительно для человека фантазировать. Любое художественное творчество - это продукт воображения. Рисуя, художник визуализирует свои фантазии, а сочинительство сказок - вербализация собственных фантазий.
Теперь поговорим о технике сказкотерапии. Если сформулировать технику сказкотерапии с одной фразе, то клиент (ребенок или взрослый) должен дать ответ на вопрос: «Чему тебя учит сказка?» Попробуйте рассказать одну и ту же историю, сказку, басню или притчу разным людям и вы услышите совершенно разные ответы. Возможно, вас это удивит. Все дело в том, что сработает такой механизм как проекция. Проецируя, человек приписывает другим свои мысли, чувства, страхи и мотивы. Таким образом, говоря о герое, о том, что он думает или чувствует, человек говорит в первую очередь о себе.
Итак, мы задаем ребенку вопрос: «Чему тебя учит сказка?» А что же дальше? А дальше … ответа нет. Дальше мы действуем по обстоятельствам в зависимости от ответа ребенка. Может быть, мы будем придумывать продолжение и в итоге изменим финал сказки. Может быть, мы будем играть в сказку. И боязливый ребенок побудет сначала трусливым Зайчишкой, а потом неожиданно превратится в смелого Зайца и сможет дать отпор волку. А, может быть, Лиса подружится с Зайцем, и они будут вместе жить в лубяной избушке. Само чтение и обсуждение сказки уже целительно для ребенка. Но не забывайте и о сочинительстве сказок. Ребенок может сам сочинить сказку, которая будет отражением его внутреннего мира. В своей сказке ребенок раскроет и переживает актуальные для него проблемы, а это - первый, но очень важный шаг к их решению.
Читайте сказки, сочиняйте сказки, иллюстрируйте сказки. Делайте это сами и вместе с детьми!