Tаня
3 года
Киноэпопея «Война и мир»: какой она могла бы быть...
Считается, что образ Пьера Безухова в великом романе Льва Толстого явился неким отражением самого автора. С экранизацией получилось примерно так же: ключевую роль сыграл режиссер картины. Чтобы соответствовать типажу, ему пришлось прибавить в весе, а на роль Элен Безуховой Бондарчук взял свою жену Ирину Скобцеву, отказав при этом другой прекрасной актрисе.
«Заказ» на создание киноверсии самого знаменитого романа Толстого был «спущен» с самого верха. В 1956 году вышла американская картина «Война и мир» с Одри Хепбёрн в роли Наташи Ростовой. В Министерстве культуры СССР разразился скандал. Екатерина Алексеевна Фурцева, только что вступившая в должность министра культуры, выразилась по этому поводу вполне определенно:
«Мало того, что вы уступили право первой экранизации романа «Война и мир» американцам, вы еще и просите меня разрешить покупку этого фильма для советских граждан! Вы что, хотите чтобы наши люди изучали творчество русских классиков по американским лекалам?»
Андрей Болконский (Мел Феррер) и Наташа Ростова (Одри Хепбёрн) в американском фильме «Война и мир» 1956 года
*********
Решено было срочно начать работу над нашей версией великого произведения. Кстати, в России экранизировали этот роман, но еще в далеком 1915 году. Теперь же предстояло создать кинокартину, способную затмить все, что когда-либо было сделано, чтобы еще много десятилетий потом никто даже не брался повторять этот подвиг.
Выбор режиссера сразу привел к конфликту: снимать фильм хотел сам Иван Пырьев, глава оргкомитета Союза кинематографистов СССР и бывший директор «Мосфильма». Однако кинокартину поручили Сергею Бондарчуку. Точно неясно, почему маститый кинодеятель сам отказался в пользу более молодого коллеги, однако известно, что после этого случая режиссеры до конца жизни не общались и даже не здоровались при встрече.
С выбором актеров тоже возникали разногласия. В фильме более трехсот персонажей (не считая статистов), поэтому работа по подбору состава группы была проделана колоссальная. Съемки фильма начались 7 сентября 1962 года со сцены расстрела французами поджигателей города, но к этому времени актеры на некоторые главные роли еще не были определены.
Кирилл Лавров и Иннокентий Смоктуновский - пробы на
роль Андрея Болконского
*********
На Андрея Болконского пробовались Эдуард Марцевич, Олег Стриженов и Вячеслав Тихонов, но Бондарчук выбрал Смоктуновского. Если бы все получилось так, как хотел режиссер, в великом фильме мы сегодня наслаждались бы игрой именно этого актера, но Иннокентий Михайлович был вынужден выбирать между Болконским и Гамлетом, и в результате он сыграл принца датского на «Ленфильме». Кандидатуру Вячеслава Тихонова поддерживала сама Фурцева, но актеру долго пришлось доказывать, что он сможет вписаться в этот образ, хотя сегодня нам кажется, что по-другому и быть не может.
Валентина Малявина и Людмила Гурченко - пробы на роль Наташи Ростовой
********
Роль Наташи Ростовой стала еще одним «камнем преткновения». На нее претендовали сразу много актрис: Анастасия Вертинская, Лариса Кадочникова, Наталья Фатеева и Людмила Гурченко. Сделать выбор среди такого «цветника» было сложно, и режиссер сделал смелый шаг, - отдал роль никому не известной дебютантке, 19-летней выпускнице Ленинградского хореографического училища, балерине Ленинградского театра оперы и балета Людмиле Савельевой.
Готовясь к съемкам, Сергей Бондарчук даже не помышлял о том, чтобы выступать в фильме еще и в качестве актера. Предполагалось, что на это у него просто не хватит времени и сил, однако, когда выяснилось, что больше ну никого подходящего просто нет, режиссеру пришлось браться и за эту работу. Конечно, актеров, которые в принципе могли бы перевоплотиться в Пьера Безухова, было множество, но выбрать из них «того самого» никак не удавалось.
Андрей Кончаловский на пробах роли Пьера Безухова
*********
Рассматривались даже очень оригинальные варианты. Так, Бондарчук уже почти уговорил сняться в этой роли знаменитого спортсмена. Тяжелоатлет Юрий Власов действительно подходил по внешности, но браться за подобную ношу он не решился. Существует байка, что, отказывая режиссеру, Власов сказал: «Просить меня сыграть такую роль - это все равно, что заставить вас поднять штангу с рекордным весом».
Юрий Власов в 1963 году
*******
После того, как Министерство культуры со скандалом отвергло несколько иностранных кандидатов, Сергею Бондарчуку ничего не оставалось, как утвердить на роль Пьера Безухого самого себя. Зато одновременно решился вопрос с Элен Безуховой. Правда, на эту роль уже планировалась замечательная прибалтийская актриса Вия Артмане, но режиссер решил, что в этой роли обязательно должна выступить его настоящая жена Ирина Скобцева.
Ирина Скобцева и Вия Артмане
*******
У этой пары был только один минус - возраст. Критики много рассуждали на этот счет, ведь в начале романа Пьеру и Элен должно быть примерно по двадцать лет, а актерам на тот момент исполнилось 42 и 35, соответственно. Роль Пьера Безухова действительно требует такого уровня осознанности и глубины, которую вряд ли мог бы показать молодой человек, а вот Элен в исполнении Скобцевой многим не понравилась, ведь с этой ролью могла бы справиться и более юная актриса.
Но, как известно, победителей не судят. Через шесть лет, которые режиссер приравнивал к двадцати, пережив несколько тяжелейших сердечных приступов и клиническую смерть, Сергей Бондарчук завершил главный труд своей жизни. Фильм триумфально прошел по всему миру, и стал несомненной классикой мирового кинематографа.
P.S.: добавлю от себя - статью нашел в интернете и решил поделиться...
Роман читал в рамках школьной программы и все... Не смотрел ещё ни одной экранизации, но обязательно когда нибудь посмотрю...)