Дети и гаджеты.
детская психологияДети и гаджеты.
Больная тема, да? Один из самых частых запросов от родителей на консультации - как вытащить ребенка из телефона? "сидит часами, ни на что не реагирует, уткнулся в свой экран, помогите!!"
Плохая новость - это почти никак невозможно сделать, если рассматривать ребенка изолированно от семьи.
Хорошая новость - чем младше ребенок, тем это легче. Для малышей ситуация будет совсем другой, чем для подростков.
Сейчас мнения психологов насчет того, можно ли телефон-планшет-компьютер давать ребенку, очень сильно разнятся - от полного «нельзя совсем» до «это современная жизнь, она такова, с этим приходится считаться». Кстати, очень любопытна в этом смысле позиция хорошего психолога Катерины Мурашовой, если будут желающие дам ссылку.
Лично моя позиция в этом вопросе такая:
1. На вопрос «ребенок-гаджет» должна обязательно влиять семья. И начинать надо с родителей.
2. До определенного возраста гаджеты в руки давать не стоит.
3. Совсем запрещать ребенку гаджет тоже не стоит, это часть современного мира.
4. Все хорошо в меру.
5. У детей обязательно должна быть занятость, не связанная с гаджетами. Кружки, секции, увлечения, обязанности, заботы - все, что угодно (хоть собака, которую он будет выгуливать). Причем, большая часть этого должна быть для него не «терпеть не могу, но надо», а действительно интересное дело или увлечение, которое ему нравится.
Если у родителей сформирована такая же зависимость от гаджета (любого), то о каком «деточке нельзя» можно говорить? Если папа и мама проводят вечера в телефоне или в интернете, то ребенок в любом случае будет их копировать и усваивать принятое в семье поведение и ценности. Для того, чтобы у ребенка не сформировалась зависимость от гаджета, нужно живое общение. Должны быть в семье ценности, традиции, совместные дела - чем младше ребенок, тем больше и разнообразнее, до подросткового возраста, когда детка уже отстраняется от родителей, - обязательно. Праздники, обычаи, проведение вечеров, игры, забавные традиции, развлечения - все, что угодно.
У ребенка должны быть сформированы физические и трудовые навыки.
Нельзя сводить все свободное время только к гаджету. Нужны домашние обязанности, физическая активность, общение вживую, с живыми людьми, а не через сети (особенно это важно для подростков, у них общение - основной вид деятельности по возрасту). И еще лучше будет научить ребенка пользоваться гаджетом как средством - для поиска информации, выполнения учебных заданий, средства связи.
Говорить с ребенком надо, вот что. Как можно больше и дольше. Делиться своими мыслями, эмоциями и проч, спрашивать об этом же ребенка.
Не стоит поддаваться влиянию окружения. «У моего детки нет, а у остальных есть» - не должно быть главным, потому что тем самым мы даем понять, что нашей жизнью управляет кто-то, а не мы.
Главное - донести до ребенка мысль: компьютер или смартфон - это не цель, а средство. Такое же, как нож (помогает резать) или одежда (защищает от холода). И донести также правила безопасности в интернете (куча разных рекомендаций на тему интернет-безопасности, но это отдельная тема, можно почитать у Петрановской, «Что делать, если»).
Поэтому - в меру гаджет нужен, полезен, необходим и часть современного мира. Но - в меру.
А ваш ребенок привязан к телефону/планшету?
Продолжение и подробности следуют.