В интересах ребенка
детская психологияВ своей работе, если ко мне приходят родители с детьми (или подростками), я всегда исхожу из интересов ребенка.
Случается, люди вроде понимают это "головой", но когда доходит до практики, до применения вот в этой вот ситуации в данный исторический момент, начинаются споры.
Что значит работать в интересах детей?
Если, к примеру, у родителя и у пришедшего ко мне на консультацию ребенка разные запросы, я работаю прежде всего с детским. А уже потом мы смотрим, как учесть и пожелания родителей.
Если я вижу, что родители своими действиями, желаниями, намерениями приносят ребенку явный психологический вред, я обязательно об этом говорю, объясняю, почему и в чем, и предлагаю им другие, разные варианты действий.
Если я вижу, что в семье существует угроза здоровью (не дай Бог и жизни) ребенка, я обязана вмешаться. Слава все тому же Богу, мне давно уже не приходилось сталкиваться с чем-то настолько серьезным, чтобы потребовалось вмешательство иных структур. Но... в бытность школьным психологом бывало, да.
Не всегда родители принимают это. Часто случаются споры, бурлит негодование, возмущение, совершенно искреннее. "А как это вы будете учитывать то, что он хочет? А с чего это я должна (должен) спрашивать его хотелки??! А кто он вообще такой, чтобы его слушали!!".
Кто такой, кто такой... сын ваш. Или дочь. Ваш, родной и любимый.
Например. Мама хочет, чтобы дочка (или сын) - подросток 12-14 лет - слушалась всегда и во всем. Девочка (или мальчик), как положено по возрасту, начинает отстаивать свое мнение и требовать считаться с собой как со взрослым. Приходится объяснять и про особенности возраста, и про важность умения выставлять границы, и про многое другое. И хорошо если родители заинтересованы в мирном общении с ребенком, а не в стремлении любой ценой настоять на своем.
Или. Частый случай: "Скажите ему, чтобы поступал на юриста!" - "А я хочу стать поваром". Профориентация - о, сколько раз ломались об нее копья!
Или. "Сделайте его удобным" - ребенок 7-9 лет то и дело "устраивает истерики", дерзит, на двойки съехал. А должен не привлекать внимания, быть самостоятельным во всем, вообще не напоминать о себе, потому что взрослым некогда, у них свои дела. Детка же страдает от недостатка любви и, конечно, пытается добиться ее истериками, капризами, школьными двойками и прочими доступными ему способами. Приходится объяснять, что вечерние полчаса только вдвоем, без телефона, - совсем не баловство, а наоборот.
Ну, и так далее...
Это не всегда просто. Это тяжело и часто небыстро. Но по-другому я не умею и не могу. Меня так учили, и так правильно.
И если наградой становится детское искреннее "Мне стало лучше" - честное слово, в этом и есть смысл нашей работы.