Продолжаем разговор о развитии детей-дошкольников.
детская психологияЧто еще с ними можно и нужно делать? И как это сделать в домашних условиях и без лишнего напряжения?
Играть.
Как я уже говорила, игра - ведущая деятельность в возрасте от 3 до 7 лет. И первая задача взрослых - дать ребенку наиграться. Столько, сколько ему надо.
Это могут быть сюжетно-ролевые игры. Кстати, они важны для детей в первую очередь, потому что таким образом человеки познают социум и учатся вести себя в нем, отрабатывают навыки ролевого взаимодействия. Если твоя роль - покупатель в магазине, то просто так с нуля ты ее не освоишь, потренироваться надо. А где проще и безопаснее всего тренироваться? В игре. И интереснее, конечно, особенно если ты играешь не один.
Давай ты будешь продавец, а я покупатель, говорит мама ребенку, готовя обед. Дайте мне пожалуйста, гражданин продавец, четыре круглых картофелины (что такое картошка, что такое круглая, что такое четыре, а не пять и не три). Вот вам за это денежка (фасолины, горошины, бумажки нарезанные). Сколько я вам должна? (какие бывают деньги, что больше - рубль или копейка).
Давай ты будешь учительница, а я ученик. И маленькая учительница с важным видом диктует маме-ученице задания. А мама попутно может узнать, как обращаются с детьми воспитатели в садике, пока идет занятие (потому что копирует деточка именно МарьВанну, другого примера у нее пока нет). Ну, и цифры-буквы, так любимые взрослыми, подучить, раз уж так неймется
Давай ты будешь врач, а я больной. Ты лиса, а я заяц. Ты Баба Яга, а я Иванушка. Да кто угодно - и лучше отталкиваться от желания ребенка, не навязывать ему насильно свои. Ребенок, которого не задавили, не запугали и не зашугали, вам стооолько вариантов предложит - куда там психологам. У него такие сказки в голове бродят - успевай записывать.
Это могут быть игры - отгадывания загадок, игры на сообразительность и смекалку. Например:
Мордочка усатая,
Шубка полосатая.
Часто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка)
Про нее мы просто спросим:
На себе кто дом свой возит?
(Улитка)
Она в пушистой шубке
В глухом лесу живет.
В дупле на старом дереве
Орешки все грызет.
(Белка)
Или знакомые всем нам "съедобное-несъедобное", "монах в красных штанах", "крыса Лариса" и пр.
Или "обзывалки: поочередно обзываем друг друга фруктами (ты - яблоко, а ты - банан, а ты - авокадо). Кстати, можно и во время ссор вот так пар спускать: ребенок, ты сегодня не красное яблоко, а какая-то фасолина сухая прямо, я тебя сейчас укушу уже, достал совсем!
Это могут быть игры на развитие мелкой и крупной моторики и попутно знание цветов - рассортировать фасоль на белую и красную, выложить из спичек домик. Да то же мытье посуды - это тоже тренировка ловкости и сообразительности, а еще - приучение к домашним делам.
Да вспомните свои игры в детстве и научите играть детей! И тогда во время дней рождения, семейных праздников не нужно будет приглашать аниматоров, чтобы развлекать любимых чад. Они сами развлекутся.
Занимать себя тоже надо учиться. Если раз за разом мы будем предлагать ребенку то и это, не позволяя ему придумывать и хотеть самому, то к 10-12 годам он и разучится это делать. Зачем? взрослые все за него сделают, разжуют и в рот положат.
Продолжение следует