Немного рассуждений о конструкторах, развитии и востпитании.
Оговорюсь сразу, что эти мысли не имеют цели кого-то убедить или разубедить в чем-то.
Ребенок, рождаясь, начинает познавать мир. Первые годы в большей степени тактильно, зрительно.
Родитель как правило хочет сделать это познание природообразным, полноценным, истинным по содержанию.
Родитель подбирает и выбирает контекст жизни ребенка, опираясь на свои ценности и ресурсы.
Родитель старается питать тело ребенка полезной, сбалансированной по содержанию, максимально натуральной пищей.
Старается питать его чувства впечатлениями благополучными. И избегает по мере возможностей травмирующих, негативных, дурных, лишенных смысла.
Все реалии жизненные устроены таким образом, что если что-то не используется, - оно не замирает в развитом состоянии, а наоборот атрофируется, деградирует. Мы в той или иной степени постоянно "напрягаем" органы чувств детей, их ум, их внимание.
Дети естественно стремятся к этому "напряжению", стараются вовлечь в познание всего себя. В раннем возрасте это особенно очевидно.
Каждый предмет с которым контактирует человек, что то сообщает ему. Ощущения, впечатления, информацию о том, как устроен мир, "как бывает". Чем сложнее "состав" предмета - тем ценнее взаимодейтвие с ним.
Но все это касается предметов рождённых естественным путем.
Прогулка в рощу, а не бизи-борд.
Общение с животными и растениями, а не - собачка на пульте управления. (Грубые примеры для иллюстрации, чтобы очертить вопрос).
Ребенок естественно стремиться создавать, обнаруживать связи, наблюдает за тем можно ли соединить предметы друг с другом.
В попытках это сделать он воспринимает размер, когда один предмет вопреки всем попыткам не входит в другой.
Вес - деревянный блок из липы или сосны и равный по размеру - из дуба или бука будут значительно отличаться.
Гравитация - одно неловкое движение и все мои башни посыпались к центру земли.
Рычаг - я не могу установить поперечную перекладину нарушив баланс веса с права и слева.
Площадь - чем выше взбирается постройка, чем больше ее вес - тем шире должна быть контактная поверхность, устойчивей опоры.
Способы соединения деталей. В мире существуют сотни способов соединения деталей и механизмов. О скольких из них узнает ребенок собирая лего....?
Существуют жесткие и гибкие сцепки, подвижные и неподвижные соединения, надежность такого соединения часто обеспечивает туго затянутый болт и гайка (как в условном металлическом конструкторе времен Советов).
Каждый предмет имеет цвет, есть цвета простые и сложные. Если ребенок чаще видит простые, его глаза тренируются хорошо их различать. А если ребенок видит сложные, то глаз нагружен в попытке определить цвет. И человек еще даже не научившись говорить - уже "знает" 5 оттенков желтого.
У любого предмета есть плотность окраса и степень прозрачности, органы чувств сканируют их постоянно. Яркость, тактильное впечатление шероховатости, ровности или кривизны поверхности, вес предмета, его температура (чувство прохладности камня и теплоты дерева), запах, вкус в конце концов.
Два деревянных зеленых кубика из одного набора могут на деле оказаться с совершенно разных оттенков, под краской проступает уникальная структура волокон древесины. Или о чудо - они не покрашены и я вижу сучки, чувствую запах смолы...
Мозг потеет и сопит, восприятие распахнуто.
Ребенок становится старше, эти, полученные в детстве впечатления, формируют "картотеку", "подробность" внутренней картинки при восприятии, понимании, интерпретации текста.
Часто они обеспечивают "сложность" речи, ведь если родитель показал 4 оттенка желтого, он же еще и обречен их как-то обозвать...
Каждая семья имеет уникальный контекст жизни, равно как и с питанием, для кого-то конфеты и печенье - нормальнейшая норма и "что здесь такого", "все едят" и "я ел в детстве" и "хорошим человеком стал", кто-то относится к магазинным сладостям скептически и печет дома, вовлекая детей, и вместо лего предлагает им месить тесто, а кто-то решает - что "лучшие конфеты в мире - это яблоки, бананы и инжир", сажает сад, катает с детьми шарики из семечек льна, кураги и грецких орехов.
Видя в этих продуктах больше перспектив для своего физического здоровья.
Эта же калька ложиться на идеи, связанные с образованием. Кто-то видит опасность в содержании современных программ, кто-то хаос, можно углядять и намеренное вредительство. А кто-то не видит. И даже крутит у виска, обзывая динозавром и ретроградом.
Мы, родители, всегда "фильтруем", сколько хватает сил, времени, ресурсов... пока дети еще формируются.
Нельзя утверждать что лего - это абсолютное зло, и наносит непоравимый ущерб в процессе становления личности.
Это выбор, личный выбор родителя. Для чего мы предлагаем ребенку тот, или иной предмет, с какой целью читаем эту книгу, и не читаем ту.
Дети "создают себя" из того материала, который им предложили мы, родители. Нам же и за его содержание отвечать.
Lego, 1935 год, потом что-то пошло не так)
У меня все)