Отзыв о книге "Наказание наградой"
Книгиспасибо, Ольга :)
делюсь мыслями, возникшими по пути чтения книги на довольно неожиданную тему, что похвала - плохой инструмент воспитания. Короче, НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ, капслоком, именно так. )))
немного брюзжания о недостатках, в начале:
1. Американский стиль изложения, когда одни и те же мысли повторяются из главы в главу. Тяжело читать, но стоит ради отдельных параграфов.
2. Социалистический дух, который я уловила с самого начала. Отсюда некоторая утопичность отдельных идей. Ну и то, что автор начинает с изложения своей позиции, как возможной трактовки, к концу книги переходит почти в жанр освободительного манифеста. :)
Тем не менее, книгу можно смело рекомендовать читать в качестве дополнительного образования для родителей и руководителей. Не как основной посыл, потому что все-таки призывы разрушить старую систему воспитания в этой книге звучат ярче, чем более скромные мудрые идеи, высказанные в единичных предложениях. А именно как мысли для размышления, что взять, а что нет. Ну и подборку исследований конечно надо отметить, хорошая аннотация многих экспериментов.
Я собственно остаюсь приверженцем классической системы образования, с отметками и прочим, но книга мне понравилась. Автор тоже признает в маленькой ремарке, что не настолько радикален, чтобы отменить контрольные, но вот отметки надо изжить. ))) Хороший антидот для обыденного-психологического "Ребенка надо много хвалить, прям захваливать, иначе он будет неуверенный в себе".
******************************
Суммарно, такие тезисы:
1. Открыто хвалить, по смыслу и действию, ничуть не лучше, чем наказывать. Так как и то, и другое манипуляция, попытка выдрессировать ребенка. К этому прилагаются результаты почти сотни экспериментов, доказывающих, что вознаграждение ухудшает долгосрочное качество работы и мотивацию. Похвалили -> ребенок потерял интерес .😳
Книги и семинары о воспитании и работе с детьми в школе призывают взрослых замечать, что ребенок что-то делает правильно, и немедленно за этой хвалить.
Поощрение оказывает негативное влияние при соблюдении двух условий: задача достаточно интересна, и когда у задачи нет единственно и очевидного решения.
Надеясь получить награду или приз, человек никогда не пойдет на риск, связанный с исследованием новых возможностей или вариантов решения задачи.
Было замечено, что похвала оказывает более негативное влияние на женщин, чем на мужчин.
Внешняя мотивация особенно опасна, когда предлагается за то, к чему мы хотим сформировать у детей искренний интерес.
.
2. Оценивать работу/поведение каждого ребенка надо наедине. Стараться воздерживаться от оценок и поощрений, по возможности. Поощрение может быть в виде сюрприза в конце деятельности, но ни в коем случае не в начале, как условие.
.
3. Передовой современный подход 21 века: класс, где не взращивается конкуренция, а взаимопомощь - демонстрирует лучшую успеваемость и уверенность каждого ученика. (Привет Советскому Союзу, 70 лет назад как делали массово, шефство и прочее). Учить детей оказывать и просить помощь у друг друга.
.
4. Создавать среду для каждого ребенка, где бы он мог решать достаточно сложные, но достижимые для него задачи. Привет Л.Выготскому из начала 20 века, с его педагогической концепцией зоны ближайшего развития, и Ушинскому, почти 200 лет назад сказавшему:
"...Ушинский видел в том, что «...дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью», и делал вывод: чем моложе возраст, тем более требует он разнообразия деятельности. Дидактика Ушинского является теорией организации учителем познавательной деятельности детей, в которой первостепенное внимание уделяется развитию трудолюбия, интереса к науке и физическому труду, возбуждению активности и самостоятельности детей в процессе сознательного учения. Ушинский ставил перед педагогом задачу «учить учиться» и помочь воспитаннику найти свое место в жизни. Он исходил из того, что следует передать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания. "
.
5. Правило трех «с»: сотрудничество, свобода выбора и содержание. Акцент на том, что дети с большим удовольствием делают там, где они сами могут устанавливать порядок и что имеет смысл, интересное содержание.
Тут я могу только согласиться, что именно по ключевым моментам в первую очередь надо давать ребенку свободу выбора. Не какую одежду купить, а более важные решения по поводу его деятельности. И не бросать ребенка с этой свободой выбора, а именно сопровождать. Может быть один момент за все детство/начало подросткового возраста, когда ребенок осознанно сам принял непростое глобальное решение, уже даст ему много уверенности.
.
6. Не путать родителям поддержку и любовь с избыточным одобрением/похвалой.
.
7. Не путать структурированную среду и контролирующую, последняя - злокачественная.
.
8. Интересный момент, что действительно многие родители и я на автомате делаю, когда читаешь книжку, спросить ребенка, что он думает о ситуации, как дальше будет разворачиваться история. Очень полезная фишка, подчеркнуто в книге ))
.
Ну еще есть у меня мелкие несогласия с отдельными высказываниями, но я их оставлю за скобками. Как-то так. :) У меня в семье школьные оценки не играли какой-то роли и вообще не помню чтобы обсуждались, никогда меня за них не хвалили, не ругали.
Послесловие. Я начала читать некоторое время назад и параллельно посмотрела Асю Казанцеву у Шихман. Так А. Казанцева говорит, что весь этот стресс с экзаменами и оценками нужен, чтобы приучить справляться со стрессом. И вообще немного стресса полезно, ибо знания лучше усваиваются. )))