3 года

Отзыв о книге "Наказание наградой"

Спасибо, добавила в список книг. Недавно как раз читала про вред оценочной похвалы и необходимость стремления к похвале описательной. Но вот с годовалым ребёнком пока это ну никак не работает. Потому что "что ты хотела сказать этой полоской на бумаге?" пока слишком рано, а вот "как красиво получилось, молодец" работает на ура. Ребенок в силу возраста хочет угодить маме, быть на неё похожим, и как если не от взрослого ему понять, что ему это удалось Поэтому мне не совсем понятен тот возраст, когда оценочная похвала уже совсем не рекомендуется. Надеюсь, после прочтения книги станет яснее)
10.02.2021
Да, полезная книга. )) В тексте говорится о двух годах, я вижу примерно от 3 до 4. Это еще и сильно от ребенка зависит. Некоторые дети очень чувствительны и "легко садятся" на похвалу, а некоторые нет. Надо быть вообще сдержаннее на похвалу, а больше вовлекать в совместную и самостоятельную деятельность, с разумными комментариями внутри.
10.02.2021
Про школу 21го века: в Германии, ну по крайней мере по моему опыту, очень стремятся к этому: оценки не объявляют, а лично говорят каждому. При этом распределение оценок тоже известно, т.е. каждый сам может оценить свой успех относительно других. и помощь одноклассникам оценивается тоже в оценке за поведение.
10.02.2021
Почему-то от других мам я все время слышу другую оценку немецкой школе ))) Может у вас там в Дармштадте какие-то особенные школы? ;)
10.02.2021
Я в Германии заканчивала Abitur в Gesamtschule и потом Ausbildung, средне-специальное образование. И везде было так, как Olga описала. Контрольные выдавали оценкой вниз, оценки за устную работу говорили тет-а-тет, справшивая, как я себя оцениваю по отношению к другим. За помощь другим, социальное взаимодействие плюсики ставили, что положительно сказывалось на устной оценке. Никогда никого не хвалили или не критиковали публично, говорили замечания конкретно и по делу, без лицеприятства. Мне система безумно нравится. Я - типичная жертва школы образования в СНГ, где, например, меня классе в 8 вызвали к доске, чтобы устыдить "какая же я такая плохая, стала скатываться в учёбе, мозги после покраски волос (первой) усохли". Всё при классе. А стыдили меня за мои первые 9 баллов (4+) по предмету, до этого были только "отлично". 4+!!! Последствия такого образования нехило сломали мне жизнь, здесь, в Германии, зависимоть от оценок я прорабатывала с соцработником во время учёбы. Ибо тот факт, что я напишу контрольную менее, чем на 92 балла из 100, сказывался на моей продуктивности.
10.02.2021
У меня в трех школах в России такого никогда не было - насчет вызвать к доске и устыдить за неуспеваемость/внешний вид/характер. Ну и родители к школьным правилам довольно иронично относились. У меня было много учителей-харизматичных личностей, я их с благодарностью вспоминаю. Я вполне согласна на базовом уровне с этой идеей "без лишнего акцента на оценку" и больше на самоорганизацию, но в Германии тоже социальное давление в школе ого-го устраивают, пусть и не по вопросу оценок. И системность/содержание немецкого образования тоже хромает. Какие-то учебные вещи оттачиваются лучше в соревновательном режиме, ничего страшного я в конкуренции и соревновании для подростков не вижу.
10.02.2021
Конечно, от школы в СНГ тоже зависит. Были и у меня замечательные молодые учителя, а были такие советские "старики", которые с удовольствие устраивали публичные наказания) Что мне в немецкой школе не нравится, так это слишком сильный акцент на активное участие в обсуждениях. Есть предметы, где это действительно важно - политика, социология, литература в конце-концов. Но вот зачем такая активная устная работа, например, в математике, мне не совсем понятно. И в итоге человек-тихоня-интроверт запросто может плочить плохой средний балл с отличными знаниями предмета. Ну и, конечно, всем не угодишь. Я слышала позитивные отклики о дистанционном обучении сейчас в корону, когда ребёнку легче учиться дома без оглядки на других. А кому-то дистанционное обучение это ни о чём. Так же и с системой российского-немецкого образования. Кому-то подходит, кому-то нет.
10.02.2021
:) Насчет детей, я и от мам-немок слышу, что не-форматные дети имеют большие проблемы с немецкой школой. Потому что пойти учиться практически некуда. А у интеллектуально-развитого ребенка, но с проблемами социализации, развитие через учебу часто единственный выход. Насчет темы, как в немецких школах с похвалой? Тоже разное слышу...
10.02.2021
Что подразумеваете под "не-форматными" детьми? Я просто первый раз слышу это выражение 🙈 Насчёт похвалы.. трудно сказать сразу. Фразы типа "gut gemacht/schön/super" можно часто услышать, но они сказаны скорее в каком-то потоке слов, нежели реальная похвала. Хвалили/критиковали при выдачи оценок, но не банальное "вау, какая ты молодец!", а давали что-то вроде сравнительной характеристики с самим собой же полгода назад. Т.е. показывали на реальные моменты, которые были улучшены. Или ухудшены 🤭 Но я не уверена, что это везде так. Я - иностранка и, возможно, ко мне был иной подход по сравнению с рожденными в Германии учениками. Так что это чисто субъективный опыт.
10.02.2021
Ну, те самые, кому тяжело в контакте с другими детьми или есть проблемы с дисциплиной. То есть ребенок по интеллекту на гимназию, а по поведению - мимо. Не в формате школы, имею в виду, коренные немцы.
10.02.2021
как не сказать - такой шикарный рисунок! ты так классно играеш в футбол! - это же факт, но и похвала. о нежелательном сулении вознаграждения или наказания - объяснять причинно-следственные связи - это же об этом. ты сейчас будешь беситься, упадеш и будет больно. будешь меня кусать и я перестану с тобой играть. сначала обед, потом десерт. закончишь работу будет очень красиво. в теории я со всеми согласна, но как применить на практике - это сложнее.
10.02.2021
в книге есть примеры про рисунок, например спросить ребенка что нарисовано, как он придумал сделать такой фон и т.п. есть ещё книга Воспитание любовью там более подробно именно к детям. и про обед и десерт, многие принципы работают. я стараюсь не перезванивать ребенка и без условий , он никогда не знает будет десерт или нет. и суп просто надо есть там вкусное мясо и будет много сил и энергии. но я могу минут 5 объяснять про энергию и силу и читать книжку и только потом он сам приступит к суп, поняв зачем ему суп
10.02.2021
ну много сил и энергии - это тоже о поощрении после. не обижать детей что бы они дружили - это тоже поощрение хотя и естественное
10.02.2021
Поощрение можно отличить именно по манипулятивному оттенку. У нас дети слушали аудиосказку Frau Holle, и мой муж заметил, что вот классический пример: девочка сначала была трудолюбивой, доброй, помогала, и потом вдруг внезапно получила награду. Акцент в том, что она не ждала награды, а в том, какой она была изначально. Если бы сказка была построена: Frau Holle сказала, дам тебе девочка награду, если будешь трудолюбивой, и девочка такая, ага, тружусь, а вот и награда - был бы пример манипуляции.
10.02.2021
спасибо, весну как обе книги в список ближайшего чтения
10.02.2021
практический вопрос - ребенок вел себя плохо - не ругаем, начал вести себя хорошо - не хвалим. как он узнает что хорошо, а что плохо?
10.02.2021
Мне кажется, ты потерялась в теории ☺️ Никто не говорит об игнорировании этих моментов: 'нельзя разливать воду из стакана за столом' это не наказание, а норма поведения. Разбрасывает еду - выходишь из-за стола, это не наказание, а последствие. Наказание, это лишение чего либо особо любимого ребенком за проступок, но не как ни указание на этот самый проступок. Нарисовал картинку - отметь что он нарисовал и какими цветами. Помог по дому - скажи спасибо.
10.02.2021
ну как же не сказать, что ты красиво рискуешь если это таки так? мне сложно не хвалить если это по делу)
10.02.2021
В книге довольно много примеров, почему даже искренняя открытая похвала - это не очень хорошо. Одобрение и поддержка - это другое. Самое первое и очевидное - повторенная много раз похвала теряет свою ценность. Второе - если ребенок действительно талантлив в чем-то, похвала может содействовать утрате мотивации. Там еще есть несколько вариантов. Автор предлагает задуматься, а почему мы хвалим вообще? Для чего это?
10.02.2021
у меня это восторг от приложеных усилий, от наконец-то дозревшего мозга, радость что этот вопрос закрыт.
10.02.2021
Список книг для заполнения Пасхальные выходные 🥚