ХРИСТИАНСКИЕ ЧУДЕСА...

Проблема чуда - одна из самых непростых и неоднозначных проблем, как в науке, так и в богословии. Что такое чудо, чем чудо отличается от естественного явления, когда и почему происходят чудеса - все эти вопросы требуют подробного теоретического рассмотрения...

Я не ставлю своей целью разбирать эти вопросы, вместо этого хочу предложить читателям подборку сведений, преимущественно из Интернета, о некоторых чудесах, происходящих в наши дни в христианском мире и имеющих фактическое подтверждение. Зачем? Дело в том, что многие спрашивают: вот Христос творил чудеса, в житиях святых описано множество чудес, а почему чудеса не происходят сейчас? Вот если бы я увидел хоть одно чудо собственными глазами, сразу же уверовал бы! Неужели Богу трудно ради меня сделать хоть одно маленькое чудо? Зачем мне теоретические рассуждения о Боге, если так просто было бы увидеть Его в действии собственными глазами - и поверить? И вот данная подборка и служит ответом: чудес в наше время происходит много! Даже очень много, явно больше, чем в предыдущие столетия! И чтобы их увидеть, не надо ехать на край света, есть они в большом количестве и в Украине, и даже прямо в Киеве. Да в наши дни, собственно, и дальше съездить не проблема - в Иерусалим, например, на Пасху, когда сходит Благодатный огонь. Было бы желание их видеть. Но вот только обычно, к сожалению, когда человеку, только что с таким жаром говорившему, что уверует, если увидит чудо, показываешь эти чудеса, он тут же отказывается от своих слов и начинает изо всех сил выдумывать этим чудесам объяснения. Объяснения эти обычно делятся на 3 группы: подделки священников, естественные физические процессы и непознанные, даже сверхъестественные, но не Божественные явления. Очень редко какое-то из этих объяснений выдерживает серьезную критику. Подделки священников действительно иногда случались в прошлом, но в наше время, прежде чем объявить о чуде во всеуслышание, его исследуют многочисленные комиссии, как ученых, так и высшего духовенства, и подделка была бы сразу же выявлена; да и вряд ли у нас в селах настолько образованные в физике и химии священники, чтобы могли обмануть даже профессиональных ученых. С естественными объяснениями тоже обычно ничего не выходит. Сколько бы, например, ни говорили о том, что мироточение икон (выделение особого ароматного маслянистого вещества) связано с выделениями из древесины, на которой они написаны, но обычные картины, написанные такими же красками на такой же древесине, никогда не мироточат! И уж тем более не мироточат бумажные репродукции, а с иконами такое в последнее время случается довольно часто.
Тогда остается все «спихнуть» на непознанные «космические» явления, вспомнить при этом об НЛО, полтергейсте и т.д. Не хочу обсуждать здесь природу этих загадочных явлений, но укажу на принципиальную особенность христианских чудес: они происходят обычно от христианских святынь и имеют «полезное» (или по крайней мере «не вредное») действите на человека. Объясняю на примере мироточивых икон, как наиболее «распространенном» чуде. Икона - уже святыня по определению, независимо от того, происходят ли от нее чудеса. И вот вдруг от какой-то из множества икон начинает исходить миро, именно от иконы, а не от картины какой-то или просто от обычного предмета. Как бы ни понимать это явление, сразу ясно, что это именно подтверждение святости самой этой иконы, и Божественной силы Спасителя или Богородицы, на ней изображенных. В это же время может произойти «нехристианское» чудо - например, «круги» на поле от НЛО. Что они подтверждают? Ничего, кроме того, что есть какие-то непонятные явления на этом поле, может, и действительно НЛО приземлялось. Чувствуете разницу между чудом, свидетельствующим о нашей вере, и ничего не означающим чудом? Ведь если бы мироточение было таким же загадочным, но ничего не значащим явлением, как и «круги», то почему бы оно происходило от христианской святыни? Поле с «кругами» святыней не было, разве что, может быть, какой-то «аномальной зоной», а икона, независимо от места расположения и способа написания, свята для христиан, потому что святы те, кто на ней изображены, и чудо от нее это подтверждает. Различие второе - более морального плана: от мироточащей иконы обычно происходят исцеления (чудесные выздоровления) тех, кто молится перед ней, т.е. чудо имеет благодатное значение, оно не только свидетельство веры, но и реальная Божья помощь людям. А какая польза с «кругов»? Никакой, часто даже наоборот, попадающие туда люди начинают чувствовать себя плохо. А если даже и появляются какие-то полезные свойства в «аномальных зонах», то они действуют независимо от воли туда попавшего, а икона подает исцеления только верующим и молящимся, т.е. видно, что это не действие слепой природной, пусть и неизученной силы, а действие разумного существа, того, к кому обращены молитвы.
Когда Христос творил чудеса, это видели тысячи, но уверовали тогда единицы, а фарисеи даже наоборот, видев, еще больше хотели Его убить. Так же и сейчас: кто не хочет верить, того невозможно убедить никакими чудесами, сколь бы очевидными они ни были. Для человека, который искренне пытается разобраться в вопросах веры, христианские чудеса являются наглядным доказательством истинности именно христианской веры, а не вообще существования «непознанного». Особенно впечатляет их количество, которое настолько велико, что невозможно предположить, будто все они - подделка или случайность; даже если бы десятая часть из них оказалась правдой (а на самом деле не доказано фальсификации и не объяснено с естественной точки зрения почти ни одного!), то и этого было бы достаточно для того, чтобы уверовать. Другое дело, что верующий верит и без чудес, достаточно логических аргументов в пользу христианства. Но когда «теория» и «практика» указывают на одно и то же, всякие сомнения должны исчезнуть окончательно.
Киевское чудо во Введенском монастыре
... Летом 1993 года, настоятель Введенской общины, игумен Дамиан обратил внимание на потемневшие краски иконы, находящейся в деревянной раме под стеклом. Было принято решение пригласить реставраторов, чтобы определить причины изменения красочного слоя.
Однако, 1 августа, в день памяти прп. Серафима Саровского, когда рама со стеклом была снята, все присутствовавшие увидели, что тональность красок на иконе не изменилась, а на стекле с обратной стороны явился чудесный серебристый отпечаток, в точности повторивший силуэты Богоматери и Младенца. Многие иконы в храме находятся под стеклом, это древняя традиция, имевшая своей целью предохранение от повреждений и сохранение святых икон, которые зачастую были украшены драгоценными окладами. Но подобного явления с остальными иконами в Введенском храме не произошло, хотя все канонические иконы священны, благодаря своему духовному содержанию и смыслу. Киевское чудо можно было сравнить со знаменитой Туринской плащаницей, сохранившей точный отпечаток тела Христа. Весть о произошедшем чуде быстро распространилась по городу, в храм стали приходить не только паломники, чтобы принести молитву Небесной Заступнице, но и люди, имеющие к церкви весьма отдаленное отношение, которых сюда привело простое человеческое любопытство.
Отношение к произошедшему событию с самого начала было неоднозначным. С одной стороны, верующие люди с огромной радостью приняли весть о знамении, произошедшем от иконы Божией Матери, и само явление не вызывало никакого сомнения. В то время, как некоторые киевские ученые были убеждены, что это - очередная фальсификация. Они потребовали проведения всестороннего исследования отпечатка на стекле, а также и чудотворной иконы, с тем, чтобы разоблачить обман. Его Блаженство Владимир (Сабодан) Митрополит Киевский и всея Украины дал свое благословение на проведение исследовательских работ. При этом было поставлено одно условие, чтобы икона и стекло с отпечатком не выносились из храма, ибо подобное деяние явилось бы явным непочтением к образу Божией Матери.
В течение года проводились тщательные исследования сотрудниками Института судебной экспертизы, Политехнического и других научных институтов. С этой целью в храм была привезена специальная аппаратура. Учеными высказывалось много научных гипотез, однако, было установлено, что произошедший процесс наука пока что не может ни объяснить, ни воспроизвести, поскольку подобное явление в то время больше нигде еще не встречалось. В результате изучения произошедшего чуда киевскими учеными установлено, что светло-серого цвета отпечаток изображения на стекле органического происхождения и является нерукотворным отражением Лика Богоматери и Младенца, который на темном фоне выглядит негативом, а на белом - позитивом. Таково заключение украинских ученых, которые имеют в своем распоряжении современную аппаратуру и новейшие методы научных исследований. Ответы на многие вопросы так и не найдены, но все были единодушны во мнении, что речь идет об одном из чудес XX века. Все эти волнующие события были запечатлены в видеофильме режиссера А. Лесового "Киевское чудо".
(Храм открыт для всех ежедневно, нерукотворный образ на стекле выставлен для отдельного поклонения в храме. На тему этого чуда есть довольно много другого материала. Я лично также видел это чудо несколько раз.)
Владимирская икона Божией Матери чудесно отобразилась на стекле
Церковь, где находятся постоянно данные две иконы (Спасителя и Богородицы) вместе с их чудесными отображениями на стекле, сейчас строится на ул. Артема, недалеко от Лукьяновки. Но иконы уже там, я лично видел. Очень четкий негатив.
«3 июня 2003 года в храме мц. Веры, Надежды, Любви и матери их Софии на территории Областной больницы в день празднования иконы Владимирской Божией Матери настоятель - игумен Амфилохий (в миру протоиерей Александр Ворона, ныне покойный) прочитал акафист перед иконой. После этого начал протирать икону и обнаружил отпечаток ее (негатив) на стекле. Это значило, что икона чудесным образом отобразилась на своем стеклянном киоте. Позже, таким же образом, она отобразилась еще неоднократно (как минимум 3 раза). Одна из таких копий была передана в Вышгород, в храм мч. Бориса и Глеба. У батюшки возникла идея построить храм в честь Владимирской иконы. Сейчас, по его молитвам, храм возводится на этом месте (на ул. Артема), чтобы как можно больше желающих могли увидеть чудо и помолиться святыне.»
Кефалония
Кефалония - греческий остров, находящийся недалеко от святого острова Афон и населенный православными людьми. На этой земле происходят чудеса, связанные с православием.
а) Оживающие цветы
В праздник Благовещения кефалонийцы принесят в храм засохшие цветы белых лилий и украшают ими икону Божией Матери Панагия. И на засохших стеблях, положенных под стекло, без воды и солнца распускаются живые цветы.
На иконе Богородицы, уцелевший после землятресений, лежит совсем сухой, с виду безжизненный стебель, напоминающий собой наши иссохшие от безверия души. Но цветет на этом стебле, как знак Божией любви и вечной жизни белоснежная лилия. В конце праздника лилии снимаются с иконы, освящаются и раздаются прихожанам к их радости и укреплению в вере. (И у нас такое есть, см. дальше)
б) Общение со змеями
С древних времен человек боится ядовитых змей. А вот православные кефалонийцы в дни празднования Успения Богородицы совершенно не боятся их. И змеи, ежегодно приползающие к храму на праздник тоже не боятся людей. И исчезает многовековая вражда, возникшая после грехопадения в Раю. Кефалонийцы без страха держат змей на руках, кладут себе на плечи. И даже маленькие дети играют со змеями, а их родители, видя это, радуются и благодарят Господа за послание к ним чуда.
Змеи в Кефалонии
Например, известно чудо со змеями на греческом острове Кефалония, в селении Маркопуло. Здесь некогда была женская обитель, на которую напали пираты. Монахини молились о спасении перед иконой Божией Матери «Лонгобардская». И случилось чудо: когда пираты сломали ворота, то вместо монахинь увидели змей и в страхе убежали. Теперь каждый год, строго в праздник Успения Божией Матери, в церковь, стоящую на месте монастыря, во время литургии приползают змеи со всего острова. На протяжении всей службы они находятся среди людей. Змей трогают, берут на руки, вешают на шею, но они никому не причиняют вреда. После службы они уползают из храма и не возвращаются до следующего года. Все это заснято на видео, и любой может в том убедиться самостоятельно, съездив на Кефалонию 15 августа.
(Чудеса Кефалонии довольно широко известны, сведений можно найти значительно больше)
Троицкое чудо
«Знамение это дано Господом для нашего вразумления и покаяния», - сказал Высокопреосвященный Иов, митрополит Челябинский и Златоустовский, который возглавил комиссию епархиального управления, недавно побывавшую в Свято-Троицком соборе города Троицка. После благоговейного служения молебна с акафистом, который возглавлял правящий архиерей, члены комиссии подвергли тщательному изучению сам факт явления на стекле киота Нерукотворного Образа святителя Николая чудотворца. Выводы комиссии вместе с фото- и видеоматериалами и рапортом настоятеля собора священника Андрея Алешина были направлены Святейшему патриарху московскому и Всея Руси Алексию II, который проявил живой интерес к Троицкому чуду. Далее мы помещаем рассказ главного редактора нашего журнала о явлении Нерукотворного Образа святителя Николая чудотворца в Свято-Троицком соборе города Троицка Челябинской епархии.
Во время работы над очередным номером нашего православного журнала «Собор Святой Троицы» мы получили документ из Оренбургского архива о том, что до революции под г. Троицком находился мужской Николаевский монастырь. А в нашем храме уже два года находится возвращенная троицкими художниками икона Св. Николая чудотворца, и на ней есть надпись, что она из Николаевского монастыря и чтилась как копия с чудотворной иконы. Мы поместили эти сведения в нашей газете «Крестный путь», привезли один её экземпляр митрополиту Челябинскому и Златоустовскому Иову, и получили его благословение на сугубую молитву перед иконой Св. Николая.
Мы стали служить перед иконой молебны с акафистами, выносить её на крестные ходы, прихожане купили новую дорогую лампаду. Так продолжалось в течении трех недель.
В связи с тем, что икона святителя Николая чудотворца стала сугубо почитаться в нашем храме, а ее очень темный лик стал светлеть (об этом и раньше были свидетельства прихожан), мы решили восстановить отпавшую часть красочного слоя в месте изображения лица Святого. По объективным причинам, несколько раз реставрация откладывалась, а её начало (как бы случайно) совпало с празднеством перенесения Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. Утром 16/29 августа 2001 года икона святителя Николая чудотворца была снята для реставрации и перенесена в трапезную часть нашего собора. С большим трудом художник-иконописец Геннадий Иванчин и рабочие храма сняли стекло киота, а когда к 11 часам работа по восстановлению иконы была завершена, стекло было решено поставить на место. Художнику показалось оно грязным, поэтому он потер его пальцем (на позитиве и негативе изображения видно пустое стертое место в районе подбородка Святого) и попросил стоящую рядом женщину хорошо вымыть стекло киота. Ольга Калина - благочестивая одинокая мать четырех маленьких детей, постоянно бывает в храме на всех службах, взяла это стекло и в отраженных лучах света увидела на стекле серебристый Образ святителя Николая. Позвали настоятеля собора. Когда я пришел, то сразу перенес стекло с Образом в алтарь и приступил к его внимательному изучению.
Микроскопические маслянистые капли серебристого цвета составляли Образ на прозрачном стекле, в тончайших деталях копируя икону Св. Николая чудотворца. Слой изображения настолько тонкий, что его можно видеть только на темном фоне немного сбоку. Маслянистая жидкость, которая составила образ, не высыхает и без запаха, но когда я стал вытирать платом для причастия следы пальцев художника на Образе, раздалось тонкое благоухание. Необходимо отметить, что стекло, на которое перешел Образ, находилось от иконы на расстоянии 1 -2 см. Самым удивительным было то, что на стекло перешло изображение того, чего не было на иконе (где светилась пустая доска и не было красочного слоя) и ради чего была затеяна реставрация.
Была произведена фото- и видеосъемка иконы Св. Николая и его Нерукотворного Образа. Были вспомнены особенности обретения Образа Господа Иисуса Христа на Туринской Плащанице и поэтому сделаны негативы со снимков нашего стекла. И ...на негативе проявился позитивный образ Св. Николая, т.е. само стекло и Нерукотворный Образ на нем являются негативом реального изображения Святого. При переходе мельчайших деталей иконы на стекло, в то же время, выражение лица и глаз на иконе и негативе очень разнятся. Если на иконе выражение лика святителя милостивое, то на стеклянном Образе - строгое и сострадательное.