Игры с грудничком по месяцам
1 месяц
Улыбка чеширского кота. Улыбаясь и ласково разговаривая с крохой, медленно перемещайте ваше лицо вправо и влево, чтобы ребенок мог следить за вашими движениями. Чуть позже то же самое повторите с яркими игрушками.
Калейдоскоп звуков. Познакомьте малыша с разнообразными звуками: звоном погремушки, мелодией музыкальной шкатулки. Постепенно приближайте и удаляйте от крохи источник звука.
Кто здесь? Положите малыша на животик и позвените погремушкой, чтобы кроха немного приподнял голову в поисках звука.
Игрушки в этом возрасте малышу не нужны.
2 месяца
Знакомство на ощупь. Вложите в ручку крохе небольшой предмет или игрушку из пластмассы, затем замените его на мягкую тряпочку, потом на влажную салфетку, далее может следовать мягкая игрушка и так меняйте предметы, пока малышу не надоест.
Доктор Комаровский
Если вы убеждены в том, что любой, кто высказывается в пользу прививок, - это человек однозначно и с потрохами продавшийся производителям вакцин - вам совсем не надо это читать.
Если вы ярый противник прививания, если вы для себя и за своего ребенка уже все решили - вам совсем не надо это читать.
Эта статья предназначена родителям, которые понимают, что прививки - реальный и высокоэффективный способ профилактики инфекционных болезней, но способ, сопряженный с определенным риском. Именно поэтому благоразумным и здравомыслящим мамам и папам следует знать и пытаться практически реализовывать некий алгоритм действий, позволяющий значительно уменьшить риск. Вот об этих действиях (реальных и практических) мы и поговорим.
* * *
Итак, во всем комплексе проблем, связанных с вакцинацией, можно выделить три направления, подлежащие отдельному рассмотрению:
- 1) Вакцинный препарат.
- 2) Ребенок.
- 3) Условия вакцинации - т. е. параметры, при которых пути дитя и вакцины пересекаются.
Сразу же отметим, что возможности родителей влиять на три обозначенных направления далеко не равноценны. Они минимальны в отношении вакцины, максимальны в отношении ребенка и весьма существенны, когда речь идет об условиях вакцинации.
Вакцинный препарат
Главное: ни на территории России, ни на территории Украины не зарегистрировано ни одного заведомо плохого и некачественного препарата. Они (препараты) могут очень существенно отличаться по цене, умеренно отличаться по эффективности, переносимости, вероятности реакций и осложнений.
Поскольку из всех существующих на сегодня вакцин реакции на вакцину от коклюша встречаются чаще всего, так не удивительно, что мы обратим внимание именно на эту вакцину и на ее примере обсудим возможности выбора.
Вакцина от коклюша - стандартный компонент таких вакцинных препаратов, как АКДС, тетракок, инфанрикс. В инфанриксе коклюшный компонент максимально расщеплен, что, тем не менее, не влияет на эффективность вакцинации, но многократно уменьшает как выраженность, так и саму вероятность возникновения реакций.
Теперь о практических результатах вакцинации. Сразу предупреждаю: все, о чем сейчас пишу, - личный опыт и личные наблюдения, потому, собственно, материал этот размещается в личном блоге. Те, кто доверяет, берут на вооружение, остальные рассматривают в качестве информации к размышлению.
С 2000 года у меня на приеме не было ни одного ребенка с коклюшем, который был бы привит тетракоком или инфанриксом. Больных коклюшем, которые, судя по записям в карточке, были правильно и своевременно привиты вакциной АКДС, сколько угодно. Правда, тяжелых форм болезни практически нет, но больных немало.
Реакции на вакцинацию после тетракока и АКДС практически одинаковые по частоте и выраженности, иногда даже кажется, что тетракок переносится хуже, по крайней мере, местные реакции тканей встречаются чаще.
Инфанрикс в большинстве случаев переносится хорошо.
АКДС делается бесплатно, тетракок и инфанрикс, как правило, надобно покупать. Цена кусается.
Тетракок и инфанрикс - это однодозовая упаковка (один шприц, один флакон = один пациент). АКДС - в ампуле 2 дозы (зачем, почему, для кого??? - непонятно совершенно).
Все препараты чувствительны к условиям хранения, должны храниться и транспортироваться исключительно в холодильнике.
Общие итоги:
Инфанрикс - эффективно, минимум реакций, дорого.
Тетракок - эффективно, реакции не редкость, дорого.
АКДС - в большинстве случаев эффективно, реакции не редкость, бесплатно.
Выбирайте!
Теоретически, можно подобным образом проанализировать практически все вакцины.
Ну например:
ОПВ (оральная полиомиелитная вакцина, живой вирус) - не надо делать укол, эффективность максимальная, переносится прекрасно, бесплатная, но в одном случае на миллион (несколько миллионов) возможен ВАП (вакциноассоцированный полиомиелит);
ИПВ (инъекционная полиомиелитная вакцина, убитый вирус) - необходим укол, эффективность максимальная, переносится прекрасно, часто платная, в любом случае дороже, чем ОПВ; ВАП невозможен.
У страны (у государства) есть материальная возможность выбора - замечательно. У страны возможности нет, но есть лично у вас - выбирайте.
Но на самом деле, главное в другом, и это совершенно очевидно.
Один и тот же вакцинный препарат (абсолютно одинаковый) получил 1 миллион детей. 999 999 перенесли его прекрасно, а 1 заболел.
Абсолютное большинство детей нормально или с незначительными и кратковременными реакциями переносят вакцину АКДС (для всех абсолютно одинаковую). Но иногда возможны серьезные осложнения.
Понятно, что коль скоро препарат во всех случаях одинаковый, а состояние здоровья вакцинируемых разное, то в большинстве случаев первопричина осложнений - особенности организма, а не плохое качество препарата.
Вероятность осложнений можно уменьшить, выбирая наименее реактогенную вакцину, но этот выбор возможен далеко не всегда хотя бы потому, что в стране, где вы имеете счастье обитать, может быть не зарегистрирован инфанрикс, или в ваш город не завезли ИПВ, или ваша семья не имеет материальной возможности купить тетракок.
Тем не менее хотелось бы еще раз подчеркнуть то, с чего мы начали: ни на территории России, ни на территории Украины не зарегистрировано ни одного заведомо плохого и некачественного препарата.В большинстве случаев родители не имеют никакой возможности влиять на качество вакцин, но эта «невозможность влиять» в очень малой степени сказывается на результатах вакцинации.
В то же время именно родители имеют огромные и реальные возможности влиять на состояние здоровья вакцинируемого ребенка.
Ребенок
Прежде всего, следует констатировать, что система воспитания влияет на результаты прививания самым принципиальным образом.
Если вы знаете, как правильно за ребенком ухаживать: кормить, одевать, гулять, купать, закалять, оказывать помощь при простейших респираторных вирусных инфекциях - так вот, если вы все это не только знаете, но и воплощаете в жизнь, вероятность того, что ваш ребенок без проблем перенесет прививки, максимальна.
Учить правильностям ухода мы здесь не будем, об этом уже написано достаточно.
На практике сплошь и рядом ситуация такова: ребенок мало или вообще не гуляет, живет в душной комнате, перекармливается, с месячного возраста кормится соками, перекутывается, его активно целует и облизывает куча родственников, он активно лечится от насморка кучей лекарств (нос сопит, поскольку в нем засохшая из-за жары слизь)…
Прививка оказывается последней каплей, которая переполняет чашу терпения иммунной системы, но виновата, разумеется, прививка.
Итак - первое и обязательное условие подготовки - нормальный образ жизни.
Следующее. На момент прививки ребенок должен быть здоров.
Причем здоров, прежде всего, с точки зрения мамы! Понятно и очевидно, что температура тела должна быть нормальная и что не должно быть никаких других жалоб. Но не только это! Поведение, настроение, аппетит, сон - все как всегда. Врач может не знать о том, что ночью малыш непонятно почему капризничал, или о том, что сегодня утром он почему-то не доел любимый кефир. Но мама обязана отреагировать. Понаблюдать, подождать, отложить. В конце концов, никто лучше мамы не сможет почувствовать состояние дитя и произнести фразу «что-то не так».
В то же время, если вот уже три недели у ребенка сопли с нормальной температурой и прекрасным аппетитом - так понятно, что никакой нагрузки на иммунитет эти сопли не оказывают и прививке не помешают. Если имеются проявления аллергического дерматита, так прививку можно делать лишь тогда, когда как минимум 3 недели нет новых высыпаний. Но здесь (сыпь, сопли, любые реальные симптомы) последнее слово уже за доктором.
Вы сомневаетесь - это реальный повод сделать накануне прививки клинический (общий) анализ крови. Если вы будете делать этот анализ по своей инициативе (т. е. за свои средства), заплатите немножко больше, но попросите, чтоб определили уровень тромбоцитов и время свертывания - дополнительная подстраховка.
Очень-очень важно!
Чем меньше нагрузка на кишечник, тем легче переносится прививка.
Поэтому три дня - за день до прививки, в день прививки и на следующий день - постарайтесь по возможности ограничивать объем и концентрацию съедаемой пищи.
Не предлагайте еду, пока не попросит.
В любом супе, в любой каше ложка может плавать, а может стоять. Сделайте, чтоб плавала и очень быстро тонула.
При использовании молочных смесей или готовых растворимых каш для детского питания надо сознательно уменьшить концентрацию. Написано на упаковке: на 200 мл воды положить 6 ложек порошка. Положите 5! А если у дитя лишний вес - 4,5!
При естественном вскармливании проблем обычно не бывает - грудное молоко само по себе прекрасная профилактика послепрививочных реакций, но в ситуации, когда дитя кормят по требованию, возможно развитие проблем. Суть: после прививки ребенок вполне может испытывать умеренное недомогание, что проявляется бОльшей капризностью. А поскольку плачет дитя больше, то, разумеется, возле груди оно также находится больше. Соответственно, в день прививки ребенок съедает еды больше, чем в обычные дни, потом у него болит живот, а виновата, как обычно, прививка. Усугубляется ситуация еще и тем, что сторонники кормления по требованию, как правило, не дают детям никакой жидкости, кроме молока, так что уменьшить объем еды не получается никак.
Если речь идет о свободном вскармливании то, алгоритм действий таков:
- если можно напоить, а можно накормить, так следует напоить;
- если можно накормить сейчас, а можно через полчаса, так очень постараться, чтоб через полчаса;
- если можно подержать у груди 10 минут, а можно 30 - так лучше 10…
Следующее положение техники безопасности.
Нельзя делать прививку, если в течение суток перед прививкой у ребенка не было стула.
Вам сегодня в поликлинику, а вы со вчерашнего дня не какавши? Сделайте очистительную клизму, поставьте глицериновую свечку.
В принципе обращаю внимание: наличие у ребенка запоров (даже при естественном вскармливании) увеличивает риск побочных реакций после прививок. Поэтому, что бы вы ни читали о том, как это совершенно нормально - какать при грудном вскармливании раз в 5 дней, постарайтесь дитю помочь (сироп лактулозы), добейтесь регулярного опорожнения кишечника, там и о прививках можно будет думать…
Если вы по каким-то соображениям даете ребенку витамин Д в дополнение к материнскому молоку или смеси, прекратите прием за 2-3 дня до планируемой прививки и возобновите не ранее, чем через 5 дней. Витамин Д, как вы знаете, регулирует в организме обмен кальция, а нарушения обмена кальция лежат в основе аллергических реакций. Малейшая передозировка витамина Д увеличивает вероятность аллергии, так что лучше не экспериментировать. С этой же позиции однозначно не помешает 3 дня до и после прививки подавать дитю кальций. Только ни в коем случае не покупайте ничего дорогого, ионизированного, растворимого и т. п. Обычный, копеечный белого цвета кальция глюконат - 1 таблетка в сутки, можно за один раз. Растолочь (помолоть на кофемолке) добавить в молоко, скормить. Доза от возраста не зависит - лишний кальций просто не усваивается (не всасывается).
Подготовить ребенка к прививке какими-либо лекарствами невозможно. Большинство лекарств, якобы облегчающих переносимость прививки, - способ психотерапии родственников и врачей.
В любом случае по своей инициативе не давайте ничего. Если врач настаивает на использовании антигистаминных средств, не применяйте такие препараты, как супрастин и тавегил (они «высушивают» слизистые оболочки, а если после прививки будет подъем температуры, то сочетание двух этих факторов может увеличить риск осложнений со стороны дыхательных путей). В любом случае прием антигистаминных препаратов следует сочетать с прием препаратов кальция.
Собираясь в поликлинику на прививку, очень-очень постарайтесь не переусердствовать с одеждой. Будет крайне нежелательно, если прививку сделают сильно пропотевшему малышу с дефицитом жидкости в организме. Если в поликлинику все-таки попали потные, подождите, переоденьте, хорошо напоите.
Не кормите минимум час до и после прививки. После прививки тяните с едой, как говорится, до последнего. Поите, развлекайте, отвлекайте. Если удастся не кормить часа три, будет просто замечательно.
Итак, в день прививки ребенок должен быть здоровым, прокакавшимся и желательно хотя бы умеренно голодным.
Самая частая реакция на прививку - повышение температуры тела. К этому надо быть готовым заблаговременно, поэтому не надо дожидаться температуры, а потом бегать по аптекам.
Обязательно иметь в доме готовые порошки, из которых делаются растворы для пероральной регидратации (восполнения потерь жидкости через рот) - регидрон, хумана электролит, гастролит, глюкосолан и т. п.
Из жаропонижающих следует иметь:
- парацетамол (панадол, эффералган, тайленол и т.д.) в свечах;
- ибупрофен (нурофен, бурана и т.д.) в сиропе;
- нимесулид (найз, нимид, нимегезик, нимесил и т.д.) в растворе или сиропе.
Любая температура, выше нормальной, после прививки (наверняка - всё, что выше 37,3 °С в подмышечной впадине) - реальный повод использовать жаропонижающие средства.
Если температура тела ниже 38 °С - парацетамол в свечах или ибупрофен. Перед ночным сном оптимально именно свечи.
При температура выше 38 °С - только внутрь жидкие лекарственные формы, прежде всего ибупрофен.
Если не помогают нурофен и парацетамол - тогда нимесулид.
Любое повышение температуры после прививки, помимо использования вышеупомянутых лекарств, требует:
- поддержания режима прохладного влажного воздуха: идеальная температура - 18 - максимум 20 °С, относительная влажность воздуха - 50-70%;
- максимального ограничения любой еды;
- обильного питья, идеально использовать вышеупомянутые растворы для пероральной регидратации (часто, дробно, температура раствора = температуре тела).
Гуляние (прогулки на свежем воздухе). После прививки при нормальной температуре тела, чем больше, тем лучше.
Купание. В день прививки лучше от купания воздержаться. Затем в обычном режиме. Если есть повышение температуры, ограничиться гигиеническим протиранием (влажные салфетки).
Условия вакцинации
Для начала показательная иллюстрация наших возможностей. Помните, мы писали про АКДС, тетракок, инфанрикс: все препараты чувствительны к условиям хранения, должны храниться и транспортироваться исключительно в холодильнике.
Если вы по совету врача решили приобрести в аптеке инфанрикс, то приобретите (одолжите, возьмите на прокат) до того сумку-холодильник и хладоэлементы…
Лично я убежден в том, что вакцина АКДС не менее эффективна, чем тетракок или инфанрикс, но в отношении этого препарата чаще нарушаются условия хранения.
Это обусловлено, прежде всего, ее стоимостью (точнее бесплатностью). Трудно себе представить, что человек, заплативший за инфанрикс свои кровные 50$, положит ампулу в карман и сядет в трамвай.
Никто из родителей не может быть уверенным в том, что препарат, который на ваших глазах достала из холодильника медсестра прививочного кабинета или работница аптеки, до попадания в этот холодильник хранился правильно. К вам домой приехал доктор с сумкой-холодильником и извлек из этой сумки ампулу. Вы можете либо доверять, либо не доверять этому доктору, но ни вы сами, ни этот доктор не знаете ничего о том, как хранилась ампула до того, как попала в сумку-холодильник.
Констатируем факт: хранение вакцин - слабое и одно из наименее контролируемых звеньев во всей цепочке проблем, связанных с вакцинацией.
Радикальное решение находится в плоскости технической, и с учетом возможностей современной техники решение это несложное - каждая ампула или хотя бы каждая упаковка с ампулами должна иметь индикатор, навсегда меняющий цвет в ситуации, когда температура окружающей среды превысит, допустим, 10 °С.
Понятно, что все описанное не имеет никакого отношения к конкретным действиям конкретных родителей. Это пожелания - государству, обществу защиты прав потребителей, производителям вакцин…
Но, тем не менее, проконтролировать последний этап родители могут однозначно. Вакцина должна быть на ваших глазах извлечена из холодильника, после чего ее (ампулу, флакон) кто-то из взрослых берет в руку и отогревает теплом своего тела. Холодные руки - можете на ампулу подышать, засунуть ее под мышку и т. п. Но в любом случае, вы должны своими глазами увидеть и своими руками почувствовать холодную ампулу! Если вы пришли, а она (ампула) уже теплая, если уже теплую ампулу принесли к вам в дом, вы не можете быть уверенным ни в чем, вы не знаете, сколько времени она уже теплая.
* * *
Нельзя делать прививку в непривычных, нестандартных для данного ребенка климатических условиях. Если на улице страшная жара, а на кондиционер папа пока не заработал, так вполне можно подождать.
Нельзя непосредственно перед и непосредственно после прививки (2 дня до, 3 дня после) искать дитю инфекции, посещая без необходимости многолюдные места и приглашая гостей.
Нельзя делать прививку, если имеется реальный риск заболеть. Если папа вчера пришел с работы весь в соплях, если сегодня у старшего брата начался понос, делать пока еще здоровому дитю прививку, мягко говоря, неправильно.
Тем не менее для дитя первого года жизни в подавляющем большинстве случаев реальный риск заболеть связан не с сопливым папой, а с походом в поликлинику.
Классическая ситуация: ребенку 3 месяца. 3 месяца - это срок, когда прекращают свое существование доставшиеся дитю от мамы антитела. 3 месяца - это визит в поликлинику. Обход врачей-специалистов. 3-4 очереди к кабинету доктора. Ребенок при этом находится в коридоре поликлиники, т. е. там, где вероятность встречи с больным однозначно выше среднестатистической. И вот после того, как все доктора скажут, что малыш здоров и может прививаться, настанет очередь последней очереди, к прививочному кабинету. И ребенок получит вакцину АКДС. Получит ее именно в тот день, когда имел, по меньшей мере, 20 контактов с незнакомыми людьми. А через два дня начнется кашель и появится температура. А виновата будет прививка.
Итак, повторимся: крайне нежелательно делать прививку тогда, когда имеется реальный риск заболеть. И таким днем очень часто является день посещения поликлиники. Настоятельно советую разграничивать во времени походы по многочисленным кабинетам и прививку.
Обошли специалистов, все дали добро. Замечательно. Вернулись домой, помним, что инкубационный период большинства ОРВИ не превышает 2 дня. Если через 2 дня дитя здорово, можно и на прививку собираться.
Тем не менее одной очереди - непосредственно к прививочному кабинету - вам избежать не удастся. Если есть возможность не сидеть в коридоре, а занять очередь и погулять - погуляйте. Если есть возможность усадить в очередь папу, бабу, старшего брата, а самим раньше времени в коридор не соваться - не суйтесь. Гуляйте на свежем воздухе. Подойдет время - позовут.
В любом случае, во время пребывания в поликлинике постарайтесь дитя своевременно раздеть (чтоб не потел) и имейте при себе один из солевых растворов в виде капель для введения в носовые ходы (салин, аква марис, обычный физраствор и т. п.). Упомянутые капли капайте дитю в нос каждые 15-20 минут по 2-3 капли в каждую ноздрю (реальное уменьшение вероятности ОРВИ).
Сразу после прививки теоретически вам домой уходить нельзя, и доктор вас предупредит, чтоб посидели в коридоре минут 30. Это правильно (не уходить), но лучше все-таки часок погулять на свежем воздухе рядом с поликлиникой.
Совмещение риска прививки и риска инфицирования ОРВИ - одно из главных противоречий всей системы организации прививок. Понятно, что разрешить это противоречие можно лишь определенными организационными усилиями. И это на самом деле вовсе не так уж сложно.
Казалось бы, ну почему один человек, получивший диплом врача-педиатра, не может осмотреть ребенка и решить: можно делать прививки или нет? Почему не может к нам домой прийти доктор, осмотреть, решить, что можно, и тут же ввести вакцину?
Кому нужны хождения по многолюдным поликлиникам, очереди, осмотры многочисленных специалистов?
Казалось бы, вопросы риторические, но до тех пор, пока детские врачи будут нищими, зависимыми и бесправными, они же будут и безответственными, поскольку взять с них нечего.
Но это все лирическое отступление, а на самом деле: ну почему нельзя прививать на дому?
Кстати, должен заметить, что прививать на дому нельзя по инструкциям Минздрава Украины. Российские акты этого не запрещают. Но не поощряют, ограничивают, предостерегают. Объясняется это тем, что после любой вакцины может иметь место опасная для жизни острая аллергическая реакция под названием анафилактический шок.
И здесь есть два крайне парадоксальных момента.
- анафилактический шок после инъекций антибиотиков встречается намного чаще, чем после вакцин. Но тысячи медсестер ежедневно делают детям на дому десятки тысяч уколов антибиотиков, и этого почему-то никто не запрещает;
- неотложная помощь при анафилактическом шоке в условиях поликлиники заключается в том, что ребенку внутримышечно вводятся несколько препаратов, а пока кто-то вводит, остальные суетятся и ждут скорую помощь. Ничего другого в наших поликлиниках сделать нельзя - нет ни условий (реанимационного оборудования), ни людей (умеющих пользоваться реанимационным оборудованием).
Таким образом, если у доктора есть с собой, что уколоть внутримышечно (те самые несколько препаратов), так возможности оказания неотложной помощи на дому и в поликлинике примерно одинаковые.
Резюме: риск вакцинации дома и в поликлинике одинаков, риск попутного инфицирования не сопоставим. Получается, что всегда, когда есть возможность привиться дома, более безопасно прививаться дома.
Следует отметить: если вам удалось договориться о том, что прививать вашего ребенка будут дома, то практически в 100% случаев прививать дитя будут за вознаграждение. Поскольку платите вы, так вы имеете право кое-что требовать (снять сапоги, помыть руки) и кое-что контролировать (наличие сумки-холодильника и аптечки для оказания первой помощи при осложнениях).
Рассмотрев тему инфицирования перед прививкой, обратим внимание на инфицирование после. Это положение особо актуально тогда, когда прививки проводятся в детских коллективах. Оптимально, когда прививки делаются в пятницу - тогда впереди два выходных дня, в кругу семьи и минимум контактов с сопливыми сверстниками. Важно лишь чтоб на этот послепрививочный день не был запланирован поход в цирк…
Итоги
Главное, что я хочу сказать: переносимость прививки определяется совокупностью множества факторов. При этом качество вакцинного препарата оказывает на конечный результат несопоставимо меньшее влияние, нежели подготовка ребенка и правильная организация процедуры.
Проще всего - ничего не делать, ничем не интересоваться, ухаживать за ребенком в соответствии с требованиями общественного мнения. А потом перегретый и перекормленный малыш после часового блуждания по коридорам поликлиники вернется домой в комнату с ковром и обогревателем и съест дополнительную порцию смеси вприкуску с апельсиновым соком…
И когда после этого поднимется температура, или возникнет рвота, или заболит живот, или появится сыпь, так понятно, что виновата во всем этом прививочная мафия!
Яркие воспоминания из детства остаются с нами на всю жизнь. Первая снежинка на ладони, первый мыльный пузырь, запах елки на Новый год - бесценные моменты познания мира. Теперь мы можем подарить эти незабываемые мгновения нашим детям. Сделайте это вместе с вашим...
Итак мы на финишной прямой. Решила поделиться что лежит в моих сумках в роддом, думаю кому-то это точно пригодится.
№1 Пакет на роды:
- зубная паста- зубная щетка
- расчестка- резинка для волос
- жидк...
В середине декабря проект "Традиции детства" организовал встречу с Юлией Борисовной Гиппенрейтер. Перед обаянием, спокойствием и мудростью 83-летней женщины, самого популярного современного российского психолога, устоять трудно, и родители, выходя к Юлии Борисовне на диалог, моментально сами превращались в детей.
Что Вы думаете о планшетах и компьютерах. Вредны ли они и какое влияние оказывают на развитие?
Ю.Б.: Вы никуда не денетесь от планшетов и компьютеров, это среда, в которой дети растут. Какое влияние оказывает наличие планшета или то, что ребенок с ним делает? Наверное, надо посмотреть, что он с ним делает, и включиться в совместный процесс. Лучше всего вы можете помочь ребенку в развитии, если будете делать что-то вместе с ним, и, далее по закону зоны ближайшего развития (по Л. Выготскому) сначала вы будете брать на себя больше, а потом постепенно делегировать ему то, что он может выполнять сам. В итоге ребенок начнет все делать самостоятельно по закону интериоризации способностей, навыков, идей, вкусов. Но сейчас получается так, что некоторые родители, бабушки и дедушки не владеют технологиями. В компьютерных играх действует закон любого обучения - ты что-то делаешь, получаешь результат, обратную связь, причем в случае компьютерных и планшетных игр возможность получить результат - мгновенна. При хорошем контроле и грамотном развитии компьютерная индустрия - это одно из направлений приобретения ребенком знаний и навыков. Сам по себе компьютер или планшет ничего не значат, важно то, как его ребенок использует.
Мама с вопросом: Многие родители переживают, что их дети проводят больше времени за компьютером, чем в общении со сверстниками, и проводя время в виртуальной реальности, лишаются чего-то другого в жизни, что с этим делать?
Ю.Б.: Начать жить в виртуальном пространстве - опасность, перед которой стоит все человечество. Дети иногда погружаются в него больше, чем в реальную жизнь, в преодоление препятствий не ногами, руками, а при помощи бегающих фигурок, в общении не с живыми людьми. Это опасно, но я думаю, что родители находят способ этого избежать: ограничивают пребывание в виртуальной реальности. Вам же приходится ребенка ограничивать, чтобы он не ел весь день шоколад или не пропадал по 10 часов на улице, играя в футбол. Здесь идет речь о режиме и дисциплине. Если есть такая проблема, то нужно принимать меры, но не крутые меры. Ограничивать - это значит не просто запрещать, а чем-то заменять. Поддержать его дружбу с другими ребятами, занять его чем-то ему интересным. Но что получается на деле? Компьютерная игра конкурирует с культурным запасом и навыками родителя, и родитель проигрывает. Ну так не проигрывайте! Развивайтесь. Не компьютер виноват. Компьютер не обладает эмоциями, он вызывает эмоции у ребенка. Но вы тоже можете вызывать эмоции у ребенка. Погружайте его в развитие, в хорошую классическую музыку, театр, музеи, живопись. Но опять же, не переусердствуйте. Моя дочка, когда у нее родился ребенок, и ему был месяц, брала художественный альбом и раскрывала его перед лицом младенца. "Ты что делаешь?" - спрашиваю. "Вкус у него вырабатываю". Музыку наверное можно уже в этом возрасте - слух уже работает, а глаза еще не конвергируют. В моей хрестоматии для родителей есть история композитора Сергея Прокофьева, он пишет, что буквально родился в музыку, потому что когда мама его ждала, она много играла на пианино, а когда он родился, мама играла в соседней комнате. Если ребенок живет в окультуренной среде, он ее впитывает. Впитывание культуры - это очень интересно, но до понимания того, как именно ребенок впитывает формы, краски, звуки, эмоциональные оттенки, наука психология еще не дошла. В компьютере ребенок всего этого не найдет, только в живом общении. Благодаря расположенным к нему людям, ребенок может и хочет воспринимать то, что ему говорят. Но если общение сводится к крику или приказам, ребенок закрывается от всего, что ему транслируют. Канал общения с ребенком должен быть очень здоровым, и, что важно, бережным.
Нужно ли воспитывать детей или все-таки важно научиться выстраивать диалог с ребенком? Как Вы относитесь к слову "воспитание"?
Ю.Б.: Часто под воспитанием понимают "нахлобучку". Навязывание своих вкусов, требований, задач, планов и мечт: я его воспитываю таким, каким он должен быть, я знаю, что он должен знать, что он должен делать. Если воспитание понимать именно так, то я к этому отношусь плохо, и подобрала бы другое слово: помощь в развитии. Становление. Взращивание. Карл Роджерс говорил, что взрослого по отношению к ребенку можно сравнить с садовником, который помогает растению. Функция садовника - обеспечить водой, направить на растение свет, удобрить почву. То есть создать условия для развития, но не тянуть за верхушку. Если вы будете тянуть за верхушку и в какую вам нужно сторону, вы его не вырастите. Диалог - несколько суженное понятие, я бы сказала, взаимопонимание, настрой на понимание ребенка. Да, важно, когда ребенок понимает родителя, но родитель больше может понять о ребенке. А что значит - понять ребенка? Это прежде всего знать его потребности и их учитывать. Потребности меняются и не только с возрастом, но и индивидуально, в зависимости от траектории, по которой ребенок движется. Поэтому в диалоге важно услышать ребенка: почему он не слушается, отказывается, грубит. Если "услышать" входит в диалог, я это принимаю. Грубые интерпретации слова "воспитание": когда ребенок не слушается - заставить, грубит - поправить, обижен - сказать: нечего обижаться, сам виноват, я отвергаю.
Стоит ли ребенка часто хвалить? В какой момент нужно включать строгость? В каком объеме, чтобы ребенок не замкнулся?
Ю.Б.: Знаете, мы становимся жертвами очень общих слов.
Как измеряется объем строгости: килограммами или литрами? Я все-таки предпочитаю рассматривать конкретные ситуации. Если ребенка хвалят, у него создается чувство, что если он не сделает хорошо, то его осудят. Всякая похвала имеет обратную сторону: хвалить - значит оценивать. Вам, может быть, знакомо понятие "безоценочное отношение к ребенку". Что это значит? Имеется в виду безоценочное отношение к ребенку, а не к его действиям. Вы наверное слышали, что стоит критиковать/хвалить действия ребенка, но не самого ребенка. Не "ты плохой", "ты умница", а "мне нравится, как ты сказал, сделал". "Этот поступок не очень хороший, ты, конечно, знаешь, что этот поступок не очень хороший, и в следующий раз будешь стараться поступить лучше, ведь так?", после критики хорошо добавить позитива.
Мама с вопросом: Не получается так. Вот я иногда так делаю, как Вы говорите, а он все равно мне в ответ "нет", и всё, почему?
ЮБ: Выйдите ко мне, расскажите, как это происходит. Я люблю беседовать конкретно.
Мама: Ребенок плохо поступил, отобрал игрушку у сестры. Я ему говорю: ты же понимаешь, что…
ЮБ: Подождите. Сколько лет ребенку, сколько лет сестре?
Мама: Сыну 4 года, он отбирает игрушку у двухлетней сестры. Сестра начинает плакать, а он убегает с ее игрушкой, и, видно, что он отобрал ее специально. Я ему говорю: ты же понимаешь, что плохо поступил, давай не будем в следующий раз так делать.
ЮБ: Не торопитесь. Вы делаете ошибку в первых же словах: ты же понимаешь, что плохо поступил. Это нотация, вы ему ее читаете. Нотации не ведут к пониманию вас и не приводят вас к пониманию ребенка. Надо смотреть, почему он ее отнял, что за этим стоит. За этим может стоять многое. И нехватка внимания, (он отнял игрушку, и мама обратила на него внимание), и месть маленькой сестричке, потому что ей внимания больше. У него давняя и затаенная обида. Значит, нужно ликвидировать эту эмоциональную нехватку. Старайтесь внимательно относиться к тому, чтобы внимание к первому ребенку никак не изменилось с рождением второго ни по объему, ни по качеству. Конечно, это трудно. Я таскала своего второго ребенка подмышкой, делая с первым все, что я делала с ним раньше. И ревности не возникло, старшая очень быстро стала помогать мне и чувствовать, что мы - одна команда. Не допускайте чтения нотаций, поймите ребенка и ликвидируйте причину "злого замысла". Вы не можете корректировать поведение в острых ситуациях. Когда ребенок что-то делает, и вы чувствуете, что он подогрет какой-то эмоцией, вы никогда не исправите его поведение в этот момент. Будете вы его наказывать, он не изменится. Эмоциональные причины надо выявлять и стараться их нивелировать, но в спокойной обстановке.
Мама с вопросом: Ребенку 9 лет, ситуация в школе: двое детей за партой, один категорически не любит, когда берут его вещи, начинает кричать и чесаться, мой ребенок это знает, но обязательно что-то возьмет у него. Я с ним начинаю говорить, он смотрит в глаза и не может объяснить, почему он так делает.
Ю.Б.: Ну так это концерт! Почему он вам что-то должен объяснять, вы ему объясните.
Мама: Я ему объясняю! Я говорю: "Саша, ты же понимаешь…"
Ю.Б.: Спасибо за моральную поддержку. Такие фразы - это родительские рефлексы, которые появились из культуры, из понимания воспитания как навязывания наших норм, требований к ребенку без выстраивания с ним диалога. Потому сначала - принятие ребенка и активное слушание. Почему метод активного слушания завоевал популярность? Потому что когда родители начинают пытаться активно слушать, и такие рефлексы начинают очень быстро у них выскакивать, то удивляются сами дети, они моментально чувствуют, что им лучше живется, и сами начинают себя иначе вести, внимательнее относиться к родителям. Помните, как вы обратитесь к ребенку, так и он будет обращаться к вам по закону подражания. Дети подражают. Поэтому если вы говорите "нет, не будешь", он вам ответит "нет, буду". Он вас зеркалит. Отображает. "Я тебя накажу" - "Ну и наказывай!". При директивном воспитании не очень просто учитывать все потребности ребенка. То же самое с мужьями и женами. Думаете, можно заставить что-то делать мужа или жену? Нет. Что начинается у детей? Обман родителей. Все как у взрослых.
Важны ли семейные традиции для укрепления связей между поколениями? Нужно ли общаться с бабушками, и зачем нужно общение со старшими родственниками?
Ю.Б.: Семейные традиции важны, конечно, это часть культуры. Другое дело, какие традиции. Если бабушка жива и похожа на Арину Родионовну, то это прекрасно. Но если бабушка поставила своей целью развести мужа и жену, потому что не одобряет выбор сына или дочери, то связь с таким поколением, наверное, не надо поддерживать. Можно ходить к ней в гости, но не жить с ней и копировать ее манеры. Мы не должны попадать в плен общих слов. Нужно смотреть, что несет предыдущее поколение. Уважать старших, конечно, нужно, но если бабушка или дедушка отзываются плохо о ком-то из родителей, а вы говорите ребенку, что он должен все равно их уважать, я не очень понимаю, зачем? Гораздо важнее старшим научиться уважать ребенка. Вы меня спросите - с какого возраста нужно начинать его уважать. Отвечу - с пеленок. Уже с пеленок ребенок - это человек. Уважайте его путь, не говорите "я из тебя сделаю… бухгалтера, экономиста". А если он в душе художник?
Мама с вопросом: Дочь подруги здоровается не со всеми людьми. Что делать - заставлять со всеми здороваться или предоставить свободу?
Ю.Б.: Нужно ли насильно заставить и продавить? Я бы сказала нет. Надо с ребенком поговорить и его выслушать. Подруга с дочкой не поговорила, она вам жалуется на дочь. Диалога между мамой и дочерью не было, были нотации. Когда родитель говорит вот эти три слова "ты же понимаешь" - диалог превращается в чтение нотации. Когда вы разговариваете с ребенком - помолчите. Будьте готовы держать паузу. Когда вы слушаете ребенка - избегайте вопросов. Молчите и старайтесь попасть в тон ребенка.
Мама с вопросом: А как быть с вежливостью, обязанностями и дисциплиной?
Ю.Б.: Ребенок должен освоить много навыков и умений: чистить зубы, не вылезать из-за стола и потом возвращаться за стол, приучиться к горшку, к ложке. Надо стараться делать так, чтобы эти знания вливались в быт ребенка постепенно, без усилий. Дети перестают что-то делать, если родитель без уважения, без учета его состояния, переживаний, настаивает на своем правиле, принимает крутые меры. Отбирает компьютер, например. Заинтересуйте ребенка, предложите ему вместо компьютера что-то другое. И далее, уже в спокойной атмосфере, вы сможете договориться о режиме и правилах. Старайтесь режимные вещи отрабатывать в мирной обстановке. Не бойтесь шутить, юмор в общении с детьми очень нужен. Вы думаете, привычки вырабатываются от постоянного вдалбливания? Нет. Они нарабатываются постепенно. Не стоит заменять регулярность формирования привычек понуканиями. Можно использовать записку, напоминающую картинку, календарик, на цветок приклеить стикер "полей меня, пожалуйста", заменить свой голос чем-то еще. Будить ребенка в школу тоже не надо, замените будильником. Опоздал, прогулял - не ваши проблемы. Вы можете ему посочувствовать: неприятно, да.
С какого возраста можно давать ответственность за подъем?
Ю.Б.: В 4-5 уже можно.
Мама: Так рано, я думала лет в 10!
Ю.Б.: Я расскажу историю о своих друзьях. Кольский полуостров, полярная ночь, темнота, два ребенка: 5 лет мальчику, 3 года девочке. Дети сами встают, брат будит сестру, они одеваются, в шубах и шапках подходят к спящим родителям, будят их и говорят: "мама, папа, мы пошли в садик". Пусть сияющий образ этих детей вас вдохновит. Но не фразы: "вставай, опоздаешь, давай скорее, одевайся".
Мама с вопросом: Как сделать, чтобы дети так делали?
Ю.Б.: Пробуйте. Экспериментируйте. Попробуйте вести себя совершенно иначе, чем ребенок от вас ждет. Слезьте с него, не отнимайте развитие ребенка заботой о себе: "а как же он дальше будет жить".
Папа с вопросом: Хочу прояснить ситуацию с самостоятельностью. Сыну три года, и он начал чистить зубы, сначала с нашей помощью, а теперь сам. Он их чистит как умеет, и наш стоматолог сказал, что у ребенка будут большие проблемы с зубами, лучше бы, чтобы я их ему чистил для сохранения зубов. И вроде бы, простая вещь, но вырастает в проблему, я забираю у ребенка щетку, начинаю чистить зубы ему сам, ребенок теряет к чистке всякий интерес, и это превращается в психологическую проблему, я не знаю, что с этим делать.
Ю.Б.: Смените стоматолога.
Мама с вопросом: Влияет ли генетика на формирование личности?
Ю.Б.: Что вы называете генетикой?
Мама: Алкоголизм, генетические болезни. Речь идет о приемных детях моих друзей, они воспитывали приемного ребенка, но из него ничего хорошего не получилось, несмотря на то, что они по разговорам, буквально молились на него.Я пытаюсь понять.
Ю.Б.: На общий вопрос я даю общий ответ. Генетические предпосылки есть, особенно, если речь идет о соматических болезнях. Туберкулез, склонность к алкоголизму тоже могут передаваться, но не сам алкоголизм. Если ребенок приемный, хорошо бы знать родителей. Я верю в генетические предпосылки темперамента - кто-то более спокойный, кто-то более чувствительный или азартный, это подробно написано в моей книжке про характеры. Но генетика - это не личность: благородная, честная, самостоятельная, верящая в идеалы, или корыстная, эгоистичная, преступная - личность формирует траектория жизни, среда, родители и бабушки, общество. Что сейчас ценится в обществе? А в каком обществе? Что ребенок подхватывает, берет для себя? Это не гены.
Мама с вопросом: Дочке 4 года, мы с ней делаем игрушки из слоеного теста. Я ей говорю: посмотри какие у нас красивые игрушки получаются, а она мне отвечает: да, красивые, но у меня красивее. Почему она так говорит?
Ю.Б.: Видимо, у вас в семье культивируются оценки. Она хочет хвалить себя и ждет похвалы от вас.
Мама с вопросом: Что делать с желаниями детей купить какую-нибудь страшную куклу типа монстра Хай? Дочка хочет, говорит, "у всех есть, у меня нет"?
Ю.Б.: Реклама и мода - социальные поветрия, они, как вирусы, проходят, но вы не можете изолировать от них ребенка. Обезопасить от влияния вы можете только твердыми принципами, которые сами в себе создали. Если вы против чего-то, растите этот протест с пеленок, и если вы частично чувствуете, что ребенок в чем-то прав, или вы чувствуете, что не правы - скажите ему об этом
Моя дочка родилась в начале декабря, и скоро нам уже 9 месяцев, а значит давно пора было написать пост о том, что мне понадобилось в первые полгода. Постараюсь, где возможно делиться ссылками, цены буду указывать прошлогодние, но, честно сказать не сильно они отличаются от нынешних. Кто знает, может и мне самой в будущем понадобиться эта информация) Итак, ...
Основное:
Кроватка с поперечным маятником и пеленальный столик (11,5 т.р и 14 т.р.) - выбрали фирмы «Можга». Понравилось, когда увидели вживую, цвет -слоновая кость, собирать правда было хлопотно. У нас в один один как на фото из магазина (брали на Савеловском рынке в Москве). Плюс кроватки в ящике, который точно не будет пустым - проверено, столько оказывается вещей-игрушек-мелочей у детишек) и еще мне помогал маятник, хорошо там укачивать ребенка, бывало во сне она чуть заплачет, можно было подойти покачать просто чуток, и не брать на руки. Кстати, потом она блокируется.
Матрас в кроватку Плитекс Кокосовый+латекс Комфорт-Элит 119x60х10.(3 300р) Матрасик имеет две стороны, одна твердая - кокос - с рождения до года примерно, далее помягче-латекс до 3-х лет. Мне очень понравился, сравнила его с обычным матрасиком за 1,5 т.р. тоже двусторонним, когда приезжала к папе на два месяца летом в гости. Согласна, что и на более дешевом вполне себе можно спать, но учитывая, что треть жизни мы проводим во сне, а груднички так по 20 часов в сутки, всё таки рекомендую первый. Кстати у него плюс еще в съемном чехле, я его стирала в машинке, молния по трем сторонам расстегивается.
Коляска 3в1 Riko BRANO ECCO (32 т.р) Выбирали мы коляску очень долго, читали кучу отзывов, смотрели много вживую, остановились на Рико, и "откатав" её 8 месяцев я очень довольна, смело рекомендую. Но даже ели вы выберете другую, осмелюсь сделать важные акценты:
А- т.к. малыш зимний очень важно, чтобы ни ветер, ни снег не попадали на личико ребенка. У нас в коляске козырек откидывался так, что оставалось пара тройка см, как раз то, что нужно именно для поступления воздуха. Помню, когда был ветер, другие мамочки одевали на свою коляску дождевик, чтобы защититься от него, а я просто поднимала козырек, фиксировала его и вуаля)
Б- сумка для мамы на молнии. У меня там всегда лежат дождевик, зонтик, одеяло для малыша, да и когда вышел из магазина никто не смотрит на твои покупки, и опять же пыль, дождь во внутрь не летят.
В- поворотные и съемные колеса. Реально мега удобно! В лесу или в парке по грунтовым дорожкам фиксирую колеса, получается классическая коляска, проедет везде, а на асфальте с поворотными колесами можно коляской управлять одним пальцем. Все колеса легко отстегиваются и их легко мыть под краном.
Автокреслом, которое купили вместе с коляской тоже довольна, единственное, что для первых месяцев слишком сидячее положение у ребенка получается, поэтому подкладывала сложенную в несколько раз пеленку. Автокресло с возможностью крепления на шасси коляски, ну, пару раз нам пригодилось, когда выходили в ТЦ. Кстати, в комплект еще были: дождевик, муфта для рук и москитная сетка.
Мобиль на кроватку Chicco Disney Бэмби (3,5т.р) - довольна им, не громкие мелодии, самоотключение через 15 минут, и его еще можно использовать как проектор на потолок. Т.е. мобилем можно пользоваться не только пару месяцев, а намного дольше, что радует. Игрухи все снимаются, их легко стирать. Фото взяла с сайта для наглядности.
Стульчик для кормления Pouch (10 т.р) - вначале я грезила Peg-perego Tatamia, который увидела у подружки, но цена меня каждый раз останавливала. Как и коляску стульчик я искала долго и упорно, хотелось кожаный, многофункциональный, но при этом недорогой. Остановилась на варианте цена-качество, им я очень довольна. Пользовалась с самого рождения малышки, там есть положение спинки на 160 градусов, что аналогично положению ребенка на руках у мамы. Плюс мягкая подкладка тоже очень пригодилась. Сейчас дочурка уже в нем кушаем сидя, и однозначно не представляю чтобы я без него делала. Заказывала здесь стульчик для кормления . Единственный минус, что доставка недели 2-3, но для меня это не было проблемой, т.к я его заказывала находясь еще в положении.
Текстиль и всякие штуки для кроватки и комодика:
Наматрасник непромокаемый на резинке 850р. Хорошо одевается на матрасик,
фиксируется нормально и не стягивается ночью. Материал мягкий, довольна качеством.
Комплект постельного белья (7 предметов) (3,5т.р)- брали на Савеловском рынке вместе с бортиками, пригодились не то слово. Здесь осмелюсь посоветовать брать не однотонный комплект, как я вначале грезила цветом Слоновой кости, для принцесс, с рюшами и балдахином, неет, очень довольна что купили с рисунком, малышка может лежать и рассматривать, трогать пальчиками.
Надувная накладка для пеленального стола и чехол хлопковый к ней ИКЕА - (450 руб + 299 руб.)
Пеленальная подстилка ИКЕА (349 руб)
Непромокаемая подкладка, можно стирать в стиральной машине.
Коробки для хранения вещей в комоде ИКЕА (399 руб)
Карманы на кроватку засунуть мелочевку ИКЕА
Полотенце Икеа 10шт - 199руб.
Полотенце после ванны ИКЕА 279р - у меня было на первое время маленькое 80х100см, но оно пригодилось только на пару месяцев, поэтому лучше брать сразу большое. Выбирала опять же из принципа цена-качество. Ссылка на полотенце
Пеленки - я шила сама, т.к у свекрови еще со времен 90-х годов лежало несколько бобин фланелевой материи. При ширине материала 75-80 см я длину делала метр. Потом конечно же поняла, что совершила ошибку, слишком короткие пеленки оказались(, ни туда ни сюда. Правильные пеленки по длине должны быть не меньше 120 см! (75х120см, 80х120см) у меня было 6шт., и можно еще парочку иметь 80х150см, тоже очень нужная вещь, особенно когда малыш будет учиться ползать. И еще: лучше брать пеленки с рисунком (машинки, игрушки, бабочки), а не однотонные, потом ребенок начнет их рассматривать, трогать рисунки пальчиками.
Купание.
Ванночка с подставкой около 2 т.р.
Ковшик для воды - 100 руб.
Матрасик для купания - 700 руб.
Термометр для воды - 200 руб.
Гигиена.
Во время беременности я накупила кучу всяких присыпок, кремов под подгузник, масел. И в итоге мне это ничего не понадобилось. У дочки просто не было опрелостей. И вся эта куча бутылочек, скляночек стояла мертвым грузом(. пока я ее не раздала подружкам. Я пришла к выводу, что если вдруг началась бы опрелость, то аптека всегда недалеко, да и Бепантен всегда под рукой, поэтому не вижу смысла покупать заранее.
Но, вот что понадобилось всё же:
Bubchen: Средство для купания младенцев (350р). Вообще очень довольна этой маркой, экономично и запах приятный.
Гель для подмывания младенцев Мое солнышко - 135 руб. (брала с собой в роддом как гель для тела, плюс для дочки по назначению)
Ножницы с закругленными концами 0+ Chicco - 355 руб. (моя палочка-выручалочка)
Щетка и расческа натуральная Chicco - 690 руб. (вычесывала себорейную корочку)
Влажные салфетки детские Johnson's Baby
Ватные палочки с ограничителями и обычные
Ватные диски детские
Одноразовые пеленки 40х60 см, 60х60 см и 60х90см (смело можно брать в Ашане марку "Каждый день")
Салфетки Зева в коробке
Подгузники брала маленькие пачки Хагиес, Либеро и Мериес (размер 2,5-5кг). Сейчас, перепробовав кучу подгузников, я свой выбор остановила на японских: Мерисы, Гуны, Муни. Сколько бы малыш не пописал в подгузник в них попка сухая и не холодная.
Бытовая химия
Изучив вопрос стирки детских вещей вдоль и поперек, расспросив всех знакомых подружек мамочек, я пришла к выводу, что самые лучшие средства серии AQA baby, из сегмента цена-качество опять же. Я ими стирала наверное месяцев пять, и была довольна, запаха они не имеют практически, а потом, когда начался прикорм, поняла, что даже застирав предварительно вещь, не всегда она отстирывается. Вообщем я перешла на серию Meine Liebe , и очень ею довольна, правда она чуть дороже.
Жидкое средство для стирки детский вещей, ополаскиватель AQA Baby (250 руб + 160 руб)
Средство для мытья бутылочек, сосок и детской посуды AQA baby - 130р.,
AQA baby Средство для мытья всех поверхностей в детской комнате - 230р
Мыло для стирки (антипятин детский) - 40р.
Одежда
Слипы - 5-6 штук. Брала хлопковые обычные, но внутри они были фланелевые, очень приятные к телу малыша.
Слюнявчики - 2 шт.
Царапки- 1шт.
Чепчики 2 шт. 36 размера - байковый теплый и хб легкий, 2 шт. 38 размера -байковый теплый и хб легкий
- Носочки - 2 пары с нетугой резинкой и пара пинеток шерстяных
- Шапочка для прогулок зимняя - 1 шт.36 размера, 1 шт. 38-40 размера.
- Зимний конверт (пуховый или на овчине на прогулки- 1 шт. с двумя молниями по бокам)
-Флисовый комбинезон.
Аптечка.
(брала по списку ниже, который составила, будучи еще беременной,пригодилась бОльшая часть)
Шприцы по 2 куба и пипетка
Градусник электронный
Бепантен для кормящих мам и новорожденных
3% перекись водорода
Зеленка
Марганцовка
Цинковая мазь (от пеленочной сыпи)
Трава череды и ромашки для купания (можно готовый сбор для купания малышей)
Трава валерианы или шишки хмеля (трава «Баю-Бай») для купания беспокойных детей
Спринцовки 2 маленькие
Газоотводная трубка
Вазелиновое масло
Жаропонижающее с трех мес. Сироп Нурофен
Свечи "Цефекон" или любые другие с парацетамолом при температуре. Если не помогли, то свечи с анальгином. ½ свечки, если температура выше 38,5
Смекта (при поносе)
Микролакс (при запоре)
От газов и колик: Саб Симплекс, БейбиКалм, Плантекс или Эспумизан
Небольшая грелка с махровым чехлом
Чай Hipp с фенхелем в пакетиках с 1-й недели от газиков
При насморке "Салин", "Аквамарис", "Аквалор", физиологический раствор. Любое средство для промывания носа при насморке.
Аспиратор для носа (соплеотсос - Отривин бэби) (палочка-выручалочка!)
Бутылочка для кормления 12 мл 250мл (Авент)
Пустышка - 2 шт. с колпачками , брала Авент 0-2 мес. В роддоме тоже пригодились.
Дополнительно:
Ниже в списке нужностей будут встречаться товары с Алиэкспресса, скажу сразу, что фанатом этого сайта не была и первыми моими покупками стали как раз товары из приданного для малышки.
Стерилизатор и подогреватель бутылочек 3 в 1 (1,3 т.р.), мега удобная вещь, даже если ребенок на ГВ, все равно необходимо будет стерилизовать соски (не забываем их менять каждый месяц), бутылочки для воды, прорезыватели... Да и еду в дороге разогреть можно. Брала на Али.
Молокоотсос ручной Авент (3,5т.р), тоже выручал не раз. Брала его с собой в роддом.
Комнатный термометр, ну, тут всё понятно.
Развивающий коврик (2 т.р) брала как и мобиль "на вырост", чтобы не на пару месяцев, а и чтобы и в дальнейшем ребенок мог им играть. У нас вместе с ковриком было пианино, по нему вначале дочка, лежа на коврике молотила ножками, а сейчас подползает и нажимает ручками. А сам коврик уже давно убран. Тоже брала на Али. Это аналог Tiny Love, который у нас стоит 4,5 т.р
Видеоняня, (3,5 т.р) это вообще находка), именно видео, через монитор видно даже в темноте, к примеру уложила ребенка на ночь, а сама на кухне кушать готовлю. Также там есть мелодии, и связь с малышом, т.е пока иду к нему, могу что-то ласковое сказать, чтобы чуть успокоить. Вообщем, рекомендую однозначно. Брала на Али.
Ночник с регулируемой мощностью света (1,5 т.р), ну, это вначале о таком я мечтала, в итоге взяли самый обычный напольный торшер в Икеа, но с выключателем на полу, т.е ногой включаешь/выключаешь, что тоже удобно, когда ребенка держишь на руках. Ссылка
Подушка для беременных (2,2 т.р), очень мне пригодилась, когда животик начал расти, а на последних неделях я без неё вообще жизни не представляла. Муж, кстати, тоже частенько покушался на мою подушку). Когда родилась дочка я на ней кормила, можно и лежа и сидя, положив на нее ребенка. Тоже палочка-выручалочка моя. У меня была в форме Семерки, с гранулами. Брала тут.
Яркие игрушки в ванную (200р) и погремушки (очень понравились фирмы Tiny Love, настолько там продумана каждая мелочь) и прорезыватели (100р), и слюнявчики (75р), реально самые лучшие, тканевые с двух сторон, но при этом непромокаемые.
Контейнер для смеси (100р)
Позже пригодились блокираторы для дверей, заглушки для розеток, накладки на углы.
Так наверное пора заканчивать) Позже наверное напишу еще пост уже отдельно о покупках с Алиэкспресса.
Спасибо тем терпеливым, кто дочитал до конца)))
Может кто-то как и я пересмотрел кучу видео, от том как дышать и так не понял кому и во что верить как именно дышать, посмотрите мне очень понравилось особенно про связь мышц, очень полезное видео. буду действовать именно по её советам! (не знаю в какую категорию поместить, модераторы исправьте пожалуйста)
Однажды я посчитала твои пальчики и поцеловала каждый-каждый из них
Однажды снежинки начали падать, я подняла тебя вверх и смотрела, как они таяли на твоей нежной коже
Однажды мы переходили улицу и ты крепко держалась за мою руку
Тогда ты была совсем ещё маленькая, а теперь ты у меня большая
Иногда я смотрю как ты мечтаешь во сне и я тоже мечтаю, думая о тебе...
Что однажды ты нырнешь в прохладную, чистую воду озера
Когда-нибудь ты пойдёшь в глубокий лес
Когда-нибудь твои глаза будут сиять счастьем, от переполняющей радости
Когда-нибудь ты побежишь так быстро и далеко, что почувствуешь, как будто бы вместо сердца огонь
Когда-нибудь ты будешь качаться высоко - столь высоко, выше, чем когда-либо смела
Когда-нибудь ты услышишь кое-что настолько грустное, что свернешься комочком, не зная куда себя деть от горя
Когда-нибудь ты напоёшь свою песенку ветру и ветер унесет её с собой
Когда-нибудь я буду стоять на этом крыльце и наблюдать за твоей рукой, машущей мне, пока я больше её не увижу
Когда-нибудь ты будешь оглядываться и удивляться, как такой маленький дом может вмещать в себя такие огромные чувстваКогда-нибудь ты почувствуешь маленький вес на своей сильной спине
Когда-нибудь я увижу, как ты расчесываешь волосы своего малыша
Когда-нибудь далеко-далеко твои собственные волосы будут отливать серебром на солнце
Когда тот день настанет, дорогая, ты будешь вспоминать о нас с тобой
p.s: плачу каждый раз как перечитываю...)))
6 РЕЦЕПТОВ ВКУСНЫХ ДЕТСКИХ БЛЮД!
Все рецепты из интернета. Мне понравились:))
________________________________________
1. Вкуснейшая королевская ватрушка
Все рецепты под катом
Пеку по этому рецепту уже 2-ой год, блины улетные
Ингредиенты:
- 0,5 л кефира (пол-литра)
- 1 стакан молока
- 1-2 яйца
- 1,5 ст. муки
- 1 ст.л. сахара
- 0.5 ч.л. соли
- 0.5 ч.л. соды
- растительное масло
Приготовление:
1. В кастрюлю вылить кефир и немного подогреть (должен быть теплым, но не горячим).
2. Добавляем яйцо (если крупное - одно, мелкое - два), сахар, соль, соду и перемешиваем.
3. Кладем муку (примерно 1.5 стакана), кладем столько, чтобы масса была, как хорошая густая сметана, теперь все тщательно перемешиваем, чтобы не было комочков.
4. Молоко доводим до кипения и тоненькой струйкой вливаем в массу, все время помешивая (так мы завариваем наше тесто!).
5. Если тесто получилось жидким на ваш взгляд, добавьте немного муки (не волнуйтесь, основная масса уже «сварена»).
6. Добавляем 1-2 ст.л. растительного масла, перемешиваем, тесто для выпечки блинов готово!
7. Пеките блины, если есть возможность, на чугунной сковороде (по старой привычке, я перед выпеканием смазываю сковороду растит. маслом, независимо от того, есть ли в тесте масло или нет.