О приучении малыша к горшку.
Как известно навык произвольного мочеиспускания и дефекации вырабатывается достаточно долго - в период с шести месяцев до 18 месяцев жизни ребенка. В этом возрасте ребенок овладевает навыками самостоятельного владения своим телом и его возможностями.
Он начинает осознавать, регулировать свои биологические потребности, а затем и управлять ими. В процессе активности, игры с предметами малыш постепенно начинает произвольно задерживать мочеиспускание, так формируется его способность контроля физиологических актов (мочеиспускания и дефекации). Таким образом, в конце первого - начале второго года жизни дети обладают физиологической готовностью освоения данных социальных умений. Данный возрастной период является наиболее удачным для формирования навыков опрятности. Именно в это время необходимо начать высаживать малыша на горшок, но скорее для знакомства с ним, а не для регулярных естественных потребностей. Сформировать у малыша устойчивый навык пользования горшком в этом возрасте, скорее всего, не удастся, так как он еще не может долго сидеть на одном месте и будет стремиться к перемене своего положения, а попытка усадить его снова может потерпеть фиаско.
С целью экономии времени и создания благоприятной атмосферы обучения родителям необходимо ориентироваться на поведение ребенка. Предположим, настал благоприятный момент, и вы решили начать потихоньку приучать ребенка пользоваться горшком. В первую очередь, необходимо отказаться от ношения ребенком подгузника в течение дня в домашних условиях. Это делается, для того чтобы малыш начал изучить свое тело, в последующем установил связь между позывами и следующими за ними действиями (физиологическими актами, отправлениями, мокрым и холодным бельем). Можно обыгрывать процесс высаживания на горшок с игрушками. При длительном наблюдении за ребенком вы можете заметить, что перед тем, как справить нужду, ребенок проявляет недовольство или затихает (напрягается, кряхтит), и в этот момент вы пытаетесь посадить малыша на горшок. Желательно ставить горшок в пределах видимости и досягаемости, пусть для ребенка это не будет неожиданным и незнакомым предметом, малыш постепенно будет проявлять к горшку интерес, начнет знакомиться с ним, посидит, если захочет. Необходимо соблюдать регулярность высаживания, а не делать это время от времени. Когда ребенок обмочит штанишки, обыграйте этот момент. Снимите мокрое белье с малыша, положите его в горшок, посадите ребенка на несколько секунд на горшок и спокойно скажите слова, обозначающие данный акт: «хочу писать, писать тут». Не надо настаивать и держать ребенка на горшке долгое время и не ждите быстрого положительного результата. Высаживайте ребенка сразу после утреннего сна, каждые 1,5-2 часа, перед кормлением и после него, после дневного сна, до прогулки и после нее, перед ночным сном. Каждый раз после «аварии», ласково напоминайте ребенку о существовании горшка. Можно выразить свое разочарование, ни в коем случае не ругайте малыша и не заставляйте его садиться на горшок, чтобы у него не выработалось отвращение к этому предмету. Будьте спокойны и терпеливы! Если горшок был использован по назначению, обязательно похвалите малыша, можно погладить по голове, прижать нежно к себе, чтобы у ребенка остались приятные эмоции, связанные с применением горшка.
ответила ДЕТСКИЙ ПСИХОЛОГ Лазуренко Светлана Борисовна, 28 сентября, 20:56