«Расскажем ёжику о зиме».
Цели: продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы полным ответом;
учить целенаправленному рассматриванию картины и её описанию;
учить подбирать определения к словам;
обобщить знания о зиме, о зимних забавах, развлечениях;
развивать словарный запас детей, внимательность, сообразительность;
воспитывать любовь к природе, дружелюбное отношение.
Материал и оборудование: игрушка-ёжик, картинка с изображением снегиря, картина с
изображением зимних развлечений, магнитная доска.
Ход занятия.
Дети сидят на стульчиках полукругом.
В: Ребята, к нам пришёл гость, он не совсем обычный, чтобы узнать, надо вспомнит сказку
«Пых». Кот там сидел на грядке и пыхтел?
Д: На грядке сидел ёжик.
В: Совершенно верно, это ёжик. (Воспитатель показывает игрушечного ёжика). Он никогда не
видел снега, не знает, какая погода бывает зимой и вообще не знает, что такое зима.
Как вы думаете, почему ёжик не знает ничего о зиме?
Д: Потому что ежик зимой спит.
В: Правильно, ёжик зимой спит. А какое животное так же как и ёжик спит зимой?
Д: Медведь.
В: Как называется дом медведя?
Д: Дом медведя называется берлога.
В: Так мы расскажем ёжику о зиме?
Д: Да, расскажем!
В: После какого времени года к нам приходит зима?
Д: После осени приходит зима.
В: Как мы узнаём о приходе зимы?
Д: На улице становится холодно, люди надевают тёплую одежду, озёра и реки покрываются
льдом, выпадает снег….
В: Правильно, ребята, по всем этим признакам мы узнаём о приходе зимы.
Послушайте внимательно загадку:
С неба падают зимой
И кружатся над землей
Легкие пушинки
Белые…
Д: Снежинки.
В: Правильно, это снежинки. Как красиво про них сказано «легкие пушинки». А какие еще
снежинки?
Д: Красивые, сказочные, холодные, нежные, колючие, белые, резные, узорчатые.
В: Ребята, а когда на земле лежит много-много снежинок, то как это называется?
Д: Снег, сугроб.
В: Правильно. Какого цвета снег?
Д: Снег белого цвета.
В: А еще, какой он?
Д: Холодный, пушистый, серебристый.
В: Ребята, а когда мы идём по снегу, что с ним происходит?
Д: Хрустит , скрипит, поёт песенку.
В: А какая погода бывает зимой?
Д: Холодная, снежная, вьюжная, морозная.
Ёж: А если на улице холодно, все покрыто снегом, то вы, ребята, сидите дома?
Д: Нет.
Ёж: А чем же вы занимаетесь? Во что же вы играете на улице?
Д: Катаемся с горки на санках, на ледянках, на лыжах, на льду можно кататься на коньках, играть в хоккей.
В: Ребята, а как можно назвать всё это одним словом?
Д: Зимние забавы или развлечения.
Ёж: А что это на дереве на яблоко очень похожее?
Физкультминутка «Яблоневый сад»
Весь засыпан снегом
Яблоневый сад,
А на каждой ветке
Яблоки висят.
Красные, круглые
Румяные - смотри!
Это же не яблоки!
Это – снегири.
Ёж: никогда не видел такой птицы!
В: Почему ёжик никогда не видел снегиря?
Д: Потому что снегирь прилетает зимой.
В: Правильно, снегирь прилетает зимой. А почему снегиря сравнивают с яблоком?
Д: Потому что у него грудка красная.
В: Ребята, давайте внимательно рассмотрим картину, попробуем описать её, составить по ней рассказ.
( Дети вместе с воспитателем рассматривают картину и составляют описательный рассказ по картине «Зимние забавы»)
В: Ребята, так какая зима? Какими словами можно описать зиму?
Д: Снежная, морозная, сказочная, красивая, удивительная, сверкающая, вьюжная.
Ёж: Ой, ребята, спасибо, мне так понравилось у вас, я так много интересного узнал о зиме, но мне пора
возвращаться домой, в лес, пока мама не проснулась, а то она будет волноваться . А летом я обязательно
расскажу своим друзьям о зиме.
Д: До свидания! Приходи к нам ещё!