Лариса
6 лет
продолжение о подготовке к экзаменам
- Другая ученица, Ирина, двойка по математике в течение 2 лет ( 5 -6 классы). Ну как двойка, с двойки на тройку в течение четверти, итоговые тройки, естественно. Начало 7 класса. Отметки:2, 2, 2, 2, 2 - алгебра и 2 - геометрия. Кстати, в начальной школе был учебник автора Петерсон. Этот учебник портит математические знания многих учеников. Он загоняет в угол и не дает выкарабкаться из двоек. Если ученик начал получать 3, то четверку очень сложно получить. Слишком много информации, несмотря на постоянное повторение, если ребенок не понял одну тему, блицы он уже боится делать, и «снежный ком незнаний» нарастает очень быстро, так как страх парализует не только блицы, но и решение задач. Примеры как-нибудь, но задачи нет. Если взрослые не помогают, ребенок обречен учиться на тройки до 5 класса, пока не закончится этот учебник. Но самое главное, что несмотря на старания ученика, учебник составлен так, что упущения очень сложно исправить, становится главным не упустить новый материал, который приходит быстрым темпом и для троечника не под силу поднять и новый материал, и старый. Мы не говорим о такой ситуации, когда ежедневно в течение месяцев трех, мы повторяем ежедневно, ребенок занимается математикой дома или с родителями, или с репетитором. Тогда может быть, в течение года и четверки появятся чаще, и в конце года последний триместр или четверть будет закончена на четверку. Итак, у девчонки двойки по математике. Страх у доски панический, чувствуется, проблема уже с голове, как только фамилию учитель произносит, она начинает паниковать (это все со слов Ирины). Прежде всего стало понятно, что «хромает» устный счет (элементарная таблица умножения), второй недочет - деление в столбик. Только два этих упущения влекут: во-первых, медленное решение примеров; во-вторых, неумение работы с запятой, что и проводит к ошибочным результатам. Даже исправив эти две ошибки, школьник подымается на новый уровень знаний. Первое, что мы делали «долбили»таблицу умножения. В течение всего года, каждое занятие, по несколько примеров. Когда выучили на четыре (таблицу умножения), у доски Ирине стало проще, учитель перестал дергать и ругать за табличное умножение, примеры у доски стали решаться быстрее, у пошли первые тройки. Второе, через месяца три, стали учиться в столбик решать (делить и умножать), проблемы были с темпом, с темп был связан с запятыми (когда ставить). Освоив на четыре таблицу умножения, со столбиками стало легче. Иногда хорошо, что двоечников у доски спрашивают мало, лишнюю плохую отметку не поставят. До Нового года более или менее со счетом разобрались. Третья проблема - минусы и плюсы , отрицательные и положительные цифры - решалась проще, при помощи шаблона. Ей показали как необходимо учитывать отрицательные и положительные числа, и проблема ушла. Но, когда решались уравнения, все проговаривалось вслух, каждое действие (например, минус три и минус пять получается минус 8). И последнее, в примерах это правила начальной школы: слагаемые, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, сомножители, произведение, делимое, делитель, частное. Четко знать как найти. В 7 классе, конечно, учить легче и быстрее. Задачи, их решения, с двоечниками можно исправить при помощи рисунков, а также фактического исполнения (особенно с процентами). Тут уже время и постоянное решение. К концу года самостоятельные и контрольные работы пошли на четверки и тройки, то есть твердой тройки мы достигли (МЦКО, в конце года, написала на 4). Было бы быстрее, но уже пошла геометрия, а по геометрии твердая 4 в году. А геометрия? Ире поезло, мы начали учить ее вместе. Хотя все прекрасно знают, что геометрические знания начинают давать уже во втором класса, но взрослые смотрят невнимательно на ту «мелочь» как они считают, как формулы площади, периметра и так далее, и поэтому к 7 классу знаниями по геометрии большинство учеников не владеет. Есть вещи, которые без помощи взрослых не осилишь, так как нужно постоянное повторение, поэтому геометрия и забывается. Прежде всего припомнили с Ириной начальные знания со 2 по 6 классы (основные формулы), и начали уже геометрию в 7 классе учить как положено. А как положено? Прежде всего все определения учили, даже самые элементарные, потом, при решении задач учились использовать полученные определения и теоремы. Чертежи не получались, потом к концу года не только равнобедренные треугольники, но и те, какие надо. Учились наносить на чертеж все условие задачи, чтобы понять, чего не хватает и как это найти, используя теорему, на которую задача решается. Все нелегко, к сожалению, видеть можно, да как применить, вот что самое сложное у ребят, они не могут найти, как применить теорему, образности нет. Решение задач на скорость в алгебре и задач по геометрии очень похожи, так как надо увидеть неизвестное и использовать то, что дано. И все время держали в тонусе определения и теоремы, конечно, современные дети самостоятельно запомнить не в состоянии, очень быстро забывают, а забыв, не могут видеть, что нужно. Поэтому в большинстве случаев, когда работаешь со школьниками, большая часть времени уходит на геометрию. Но четверка твердая ей поддалась.
Lenny
Добрый день! А можно вам вопрос задать? Понятно, что не видя ребенка, ответить сложно, но все же интересен опыт. Ребенок закончил 7 класс, по геометрии одни пятерки, четверок наберётся от силы пара штук за год (кстати, так же и по черчению, и по физике, и по информатике), а с алгеброй беда, относительная конечно, - 2-3-4, редко 5, в триместрах 4-3-5, последний сказал была тема легкая - на функции. Я не понимаю, как может ребенок соображать по всем предметам, а по алгебре тупить....
29.07.2018
Ответить
Лариса
Добрый день, вы не забывайте, что по алгебре требуют быстрого решения самостоятельных и контрольных работ. Поэтому очень часто дети элементарно не умеют быстро считать и делают помарки в примерах. Несколько случаев анализа ошибок:
1. Примеры обычные: проблемы с дробями и с делением и умножением в столбик, чаще всего занятые, по физике тоже большие цифры (не знаю какой у Вас учебник), но там в степенях и в 7 классе по физике особый счет не нужен, там главное в формулу подставить числа и сократить, если по физике отметки за задачи хорошие, то сокращать дроби ребенок умеет. Причем, одни ученики любят обыкновенные дроби, а другие десятичные.
2. С 7 классе были множители и разные выражения с буквами , внести в скобку, вынести за скобку, плюс формулы сокращенного умножения, плюс эту формулу надо научиться видеть в большом примере. Тоже до ребят долго доходит.
3. Естественно, с , класса могло остаться непонимание цифр с плюсами и минусами (-6-7=-13 или -6+8=20, это, кстати, только алгебра в других предметах этого нет (будет в физике, но в старших классах)
4. Посмотрите задачи: проценты, скорость, производительность - основные, где ребята плохо ориентируются.
5. Графики: тут надо понимать, так как в физике это будет.
Поэтому надо смотреть, но я Вам перечислила основные слабые места:
- таблица умножения
- действия с обыкновенными дробями и с десятичными (кому что нравится, но в контр.работах надо знать и те, и те)
- примеры с отрицательными и положительными цифрами,
- формулы сокращенного умножения (применять сложно)
- задачи
- функции, там, кстати, аккуратность нужна и четкость.
29.07.2018
Ответить
Lenny
Спасибо большое за ответ! По физике им разрешают пользоваться калькулятором, даже специально сказали купить)) Со счётом действительно беда, и правда, говорит не успевает самостоятельные. До сих пор пальцами шевелит, когда устно считает (( как его от этого отвадить, ума не приложу.
29.07.2018
Ответить