тесты на готовность к школе
с форума http://chelnavka.ru/
Готовность к обучению в школе определяется по следующим параметрам.
* Ваш ребенок готов к обучению, если:
* ·- обладает навыками самообслуживания (умеет самостоятельно переодеваться, знает, где его вещи);
* ·- аккуратен в одежде;
* ·- умеет адаптироваться к новой ситуации;
* ·- развито внимание и наблюдательность;
* ·- умеет выражать свои мысли;
* ·- хорошая зрительная и слуховая память;
* ·- умеет ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
* ·- настроен на обучение;
* ·-готов к серьезной работе;
* ·- умеет работать в детском коллективе;
* ·- умеет выполнять задания по инструкции учителя;
* ·- знает буквы (читает по слогам);
* ·- различает звуки на слух;
* ·- имеет большой запас слов;
* ·- имеет представление об окружающем мире;
* ·- считает в пределах 10 (навык счета);
* ·- обладает навыком рисования карандашом;
* ·- умеет обращаться со школьными принадлежностями;
* ·- чистая речь (без логопедических проблем);**********
Для успешной учебы ребенок должен научится самостоятельно мыслить, никаких сверхнавыков для поступления в первый класс не надо и если ребенок отвечает нормативам для своего возраста, то в школу можете смело его отдавать. Сама педагог, приведу вам список вопросов, они помогут выявить знания и навыки, которыми должен обладать ребенок 7 лет.
Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет
1. Сколько лет папе (маме, сестре, брату). Когда их дни рождения.
2. Где и кем работает папа (мама).
3. Какой размер обуви у тебя.
4. Как вдеть нитку в иголку.
5. Как пришить пуговицу.
6. Что делать, если ты порезал себе палец.
7. Что делать, если ты ушиб голову и тебя тошнит.
8. Как звонить по телефону.
9. Ты купаешься (в реке, в озере, море). Каковы признаки того, что надо немедленно выходить из воды.
10. Где нельзя есть мороженое.
11. Как вести себя за столом.
12. Когда пчела кусает. Отличие пчелы от осы.
13. Что можно есть, если болит живот.
14. Чего нельзя есть, если болит зуб.
15. После какой еды хочется пить.
16. Сколько и когда можно пить в жару.
17. Как вымыть грязную посуду.
18. Какая картошка быстрее варится - целая или резаная. Как ее жарить.
19. Как правильно почистить картошку старую и молодую. Как чистить морковь.
20. Куда девать остатки пищи, негодные к употреблению.
21. Как заварить чай. Сколько сахара надо положить в стакан чая.
22. Сколько стоит буханка белого (серого) хлеба.
23. Можно ли купать собаку так же, как кошку. Если можно, то как?
24. В квартире запахло газом. Что делать?
25. Как почистить обувь, постирать рубашку.
26. Где лед толще - у берега или в середине водоема?
27. На полу лужа воды. Какой тряпкой лучше всего убрать воду - сухой или влажной?
28. Почему посетителям зоопарка нельзя кормить зверей.
29. Какой мусор нужно подметать мокрым веником.
30. Как вести себя в гостях.
31. Что больше всего любит папа (мама).
32. Почему нельзя играть на строительной площадке.
33. Сколько кусочков хлеба тебе нужно на обед.
34. За сколько минут ты добираешься в школу пешком.
35. Как бороться с мухами, комарами, тараканами.
36. Какой твой адрес (номер домашнего телефона).
38. Как ухаживать за комнатными цветами.
39. Электрический прибор стал искрить и в квартире появился запах гари. Что делать?
40. Стеклянная вещь (стакан, графин) упала на пол и разбилась на мелкие кусочки. Что делать?
41. Мяч полетел на мостовую. Как поступить?
42. Землетрясение произошло ночью. Что делать?
43. Укусила собака. Что делать?
44. Перед тобою раненая птица. Как поступить?
45. Как без циркуля нарисовать правильный круг.
46. Как без линейки провести прямую линию.
47. Во время ходьбы в ступне появилась резкая боль. Что делать?
48. Что делать со старыми газетами и тетрадями.
49. В кипящую воду упала ложка или чашка. Как ее достать?
50. Во время дождя, перед подъездом дома образовалась большая лужа. Что сделать, чтобы облегчить людям вход и выход. *************************
Психологическая готовность к школе
Диагностика психологической готовности к школе
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - один из важнейших этапов психологического развития в период дошкольного детства.
Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым отношениям со взрослыми и сверстниками. К моменту поступления в школу ребенок должен обладать определенным уровнем общего развития. Это и интеллектуальное развитие, и компоненты личностной готовности, и наличие предпосылок учебной деятельности, произвольность.
Проблема психологической готовности детей к школе является комплексной. Чтобы удовлетворять требованиям современной школы, нужны и знания, и умения, и желание учиться, и способность устанавливать содержательные контакты с учителями и сверстниками и многое другое; целый набор психологических свойств и качеств.
Наиболее целесообразно готовность к школе рассматривать на трех уровнях: морфофункциональном, умственном и личностном развитии. Все указанные уровни составляют область потенциальных свойств, которые свое выражение находят непосредственно в результатах деятельности, знаниях, умениях, поступках, активности, эмоциональных переживаниях, то есть в актуальных свойствах.
Психологические исследования показали, что обучение с шести лет возможно только при наличии психологической готовности ребенка к школе. В противном случае обучение шестилеток наносит существенный ущерб их психическому развитию. С шестилетками, не готовыми к школе необходимо заниматься по специальным развивающим психологическим программам, и лишь по истечении года начинать их обучение с семи лет. По итогам диагностического обследования могут создаваться специальные группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе.
Мотивационная готовность
Существенная перестройка внутренней позиции детей при переходе от дошкольного возраста к школьному отражается на структуре мотивационной сферы. Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребёнок отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно- учебной деятельности в целом и особенно к тем её сторонам, которые непосредственно связаны с учением.
Тест "Персонификация мотивов"
Выявляет наиболее значимые мотивы для обучения ребёнка в школе.
Система мотивов:
1. Учебно - познавательный (познавательная потребность)
2. Социальный (понимание общественной необходимости учения)
3. "Позиционный" (стремление занять новое положение в отношениях с окружающими)
4. "Внешний" по отношению к учебной деятельности (подчинение требованиям взрослых, приобретение формы и школьных принадлежностей и т. п.)
5. Игровой
6. Мотив получения высокой отметки
Вывод: Недостаточная развитость мотивов, связанных с содержанием учения и его общественной необходимостью, обещает неблагоприятный прогноз успешности обучения. Аналогичная картина вырисовывается и при высокой развитости игрового мотива, в результате чего для ребёнка основным содержанием школьной жизни становятся не уроки, а коллективные игры, игры на уроке, стремление уйти домой. Наиболее благоприятное сочетание: учебный - социальный - позиционный/ учебный - социальный - игровой/ учебный - социальный - получение высокой отметки. При несформированности мотивации к обучению: внешний - игровой - отметка/ внешний - игровой - позиционный.
Инструкция к проведению
Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Дети разговаривают про школу.
Первый ребёнок сказал: "Я хочу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил".(картинка 1).
Второй ребёнок сказал: "Я хожу в школу, потому что мне нравиться учиться, уроки делать. Даже если бы школы не было, я бы все равно училась".(2).
Третий сказал: "Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть".(3)
Четвертый ребёнок сказал: "Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, то чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким".(4)
Пятый сказал: "Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься и можешь стать, кем захочешь".(5)
Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что там десятки"
(ставят хорошие отметки)(6)
Задать вопросы по картинкам: "А вот этот мальчик что сказал?"
Подумай и выбери три картинки, почему и зачем ты пойдешь в школу?
Оценка результатов
Высокий уровень -3 б (учебный - социальный - позиционный),(учебный - социальный - игровой)
Средний - 2 б (учебный - социальный - получение высокой отметки)
Низкий - 1 б (внешний - игровой - отметка/ внешний - игровой - позиционный)
Уровень произвольного запоминания
Методика "Заучивание 10 слов" используется для оценки объёма запоминаемого материала, выявляет умение ребёнка применяя способы логического запоминания.
Инструкция к проведению
Мы будем играть с тобой в "запоминалки". Я буду читать тебе слова, а ты слушай внимательно и постарайся запомнить их как можно больше. Подумай, как можно быстрее их запомнить. Слова: кошка, автобус, дождь, собака, зонт, рыбка, дорога, молоко, аквариум, кость.
Рекомендуется четырёхкратное предъявление без нарушения последовательности произнесения слов.
Оценка результатов:
Высокий -3б -1 предъявление - 5-6 слов, 4 - 8-10 слов
Средний - 2б - 1 предъявление - 3 - 4 слова, 4 - 5-7 слов
Низкий - 1б - 1 предъявление - 0-3 слова, 4 - 4-5 слов
Качественный анализ: количество воспроизводимых слов по кривой запоминания.
Уровень наглядно - образного мышления
Тест "Выбери фигуру"
Инструкция к проведению
Ребёнку предъявляется бланк, в левой части которого изображены геометрические фигуры, а в правой - элементы, из которых они могут быть составлены. Ребёнку необходимо, комбинируя в уме элементы заданной фигуры, придти к правильному выбору, найти необходимый набор деталей: 1 - б, 2 - а, 3 - в, 4 - г, 5 - а, 6 - в, 7 - б.
Оценка результатов
Ребёнку предлагается решить 7 проб. Правильное решение каждой пробы оценивается в один балл.
Высокий уровень - 3б.(6 -7 правильных выборов)
Средний - 2б. (3-5 правильных выборов)
Низкий - 1б. (0-2 правильных выбора)
Тест "Кубики"
Инструкция к проведению
Ребёнку предлагается рассмотреть кубики: один расположен вверху и три ниже.
Ему необходимо внимательно рассмотреть нижние кубики, сравнить их с верхним, найти тот, который похож на него. Правильные ответы: 1 - б, 2 - в, 3 - а, 4 - в, 5 - б, 6 - в.
Оценка результатов
Ребёнку предлагается решить 6 проб. Правильное решение каждой пробы оценивается в один балл.
Высокий уровень -3б.(5-6 правильных выборов)
Средний - 2б.(3-4 правильных выборов)
Низкий - 1б.(0-2 правильных выбора)
Словесно - логическое мышление
Вербальная классификация
Выявляет уровень сформированности понятий посредством операции классификации.
Инструкция к проведению
Из пяти слов выбери то, которое ты считаешь лишним.
1. Тюльпан, лилия, слива, ромашка, фиалка.
2. Река, озеро, море, мост, пруд.
3. Кукла, скакалка, кирпич, мяч, юла.
4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.
5. Курица, петух, орел, гусь, индюк.
6. Круг, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
7. Саша, Витя, Петров, Стасик, Коля.
8. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
Невербальные аналогии
Инструкция к проведению
1. Слева нарисованы курица и цыпленок, а справа кролик и несколько изображений. Какая картинка подходит к кролику так же, как цыплёнок к курице?
2. Слева нарисованы собака и щенок, а справа корова и несколько изображений. Какая картинка подходит к корове так же, как щенок к собаке?
3. Слева нарисованы петух и зерно, а справа лошадь и несколько изображений. Какая картинка подходит к лошади так же, как зерно к петуху?
4. Слева нарисованы рыба и вода, а справа лиса и несколько изображений. Какая картинка подходит к лисе так же, как вода к рыбе.
5. Слева нарисованы птица и гнездо, а справа собака и несколько изображений. Какая картинка подходит к собаке так же, как гнездо к птице?
Дополнительные вопросы не задаются.
Обобщение (сформированность понятий)
Инструкция к проведению
После первого прочтения - вопрос: Каким общим словом их можно назвать?
Второе прочтение - пауза, ответ.
1. Окунь, карась…
2. Огурец, помидор…
3. Шкаф, диван…
4. Июнь, июль…
5. Слон, собака…
Оценка результатов по каждому тесту: 3б - правильный самостоятельный ответ после 1 или 2 прочтения.
Тест 4.1
Высокий уровень - 3б.(6 -7 ответов)
Средне - высокий - 2б.( 5 ответов)
Средний - 1б(3-4 ответа)
Низкий - 0б.(1-2 ответа)
Тест 4.2
Высокий уровень -3б (4-5 ответов)
Средний - 2б (3 ответа)
Низкий - 1б (0-2 ответа)
Тест 4.3
Высокий уровень -3б (4-5 ответов)
Средний - 2б (3 ответа)
Низкий - 1б. (0-2 ответа)
Тест "Левая - правая рука" (интеллектуальная децентрация)
Тест выявляет способность ребёнка к позиционности. Под позицией понимается место ребёнка (реальное или предполагаемое) в системе рассматриваемых отношений. В познавательной деятельности - это сформированность "децентрации", т. е. возможность изменить познавательную перспективу, координировать свою и других точки зрения. Благодаря сформированности "децентрации" у ребёнка появляется основа для изменения отношения его к окружающему миру. Открывается перспектива формирования новых интеллектуальных структур и перехода мышления на более высокий уровень.
Инструкция к проведению
Взрослый и ребёнок садятся друг против друга. Психолог спрашивает у ребёнка, знает ли он, где у него правая (левая) рука. Затем просит показать правую (левую) руку у взрослого при правильном решении задания взрослый умышленно начинает сбивать ребёнка на "зеркальное перенесение"
Оценка результатов
Высокий уровень - 3б. (Перекрёстное решение на образном уровне с соответствующим обоснованием; проявляет критичность на провоцирующие действия взрослого)
Средний -2б. (Перекрёстное решение в сочетании с практическими действиями (поворот головы, тела) При провоцирующих действиях взрослого соглашается с ним, тем самым обнаруживая симптом конформизма.)
Низкий - 1б. (Использует метод "зеркального перенесения": правую руку у себя идентифицирует с левой рукой взрослого, аналогично свою левую - с правой рукой взрослого.)
Диагностика произвольного внимания
Произвольное внимание - это сознательная направленность и сосредоточенность на той или иной психической деятельности. Высокий уровень развития произвольного внимания подразумевает способность ребенка самостоятельно, без дополнительных напоминаний взрослого, сосредотачиваться на выполняемой деятельности. Особое значение произвольное внимание приобретает в процессе обучения ребенка и выступает одним из показателей психологической готовности к школьному обучению
Методика "Домик"
Домик
Количество загрузок:: 0
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв (Н. И. Гуткина, 1996, 2000). Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Цель: определение уровня развития произвольного зрительного внимания
Инструкция к проведению
Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке. Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай. Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно.
По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать:
1) какой рукой ребенок рисует (правой или левой);
2) как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с
образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; 3) быстро или медленно проводит линии;
4) отвлекается ли во время работы;
5) высказывания и вопросы во время рисования;
6) сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом. Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, он может их исправить, но это должно быть зарегистрировано взрослым.
Оценка результатов
Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибками считается:
1) отсутствие какой-либо детали рисунка;
2) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка;
3) неправильно изображенный элемент рисунка;
4) неправильное расположение деталей в пространстве рисунка;
5) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления;
6) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;
7) "залезание" линий одна на другую.
При анализе рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные и "лохматые" линии могут свидетельствовать о тревожности ребенка.
Ошибки:
1 балл - изменение расположения детали в пространстве (рис. 18):
• треугольник трубы изображен с левой стороны крыши или по центру;
• полосы на крыше наклонены влево или изображены вертикально;
• линии отклонены от образца более чем на 30 градусов (дым, забор и т. д.).
2 балла - неправильное изображение детали (рис. 19), например:
• кольца дыма повернуты вниз;
• забор слева нарисован так же, как забор справа;
• забор нарисован неправильно (части забора имеют лишь точку соединения, а не общую сторону);
• крыша нарисована в виде треугольника.
3 балла - нарушение пропорций деталей рисунка более чем в 2 раза (рис. 20), например:
• увеличение / уменьшение окна;
• увеличение / уменьшение размеров крыши;
• увеличение / уменьшение высоты забора.
4 балла - пропуск детали (рис. 21):
• отсутствие дыма (отсутствие и трубы, и дыма - 8 баллов);
• отсутствие полос на крыше;
• отсутствие нижней линии - основания дома;
• отсутствие правой или левой стороны забора (отсутствие забора с двух сторон считается как 8 баллов);
• отсутствие окна.
Баллы начисляются за каждую ошибку отдельно. Например, если дым нарисован почти вертикально, а высота забора уменьшается по мере отдаления от стены дома - это 2 балла (по 1-му за каждую ошибку - изменение расположения детали в пространстве).
Не считается ошибкой увеличение или уменьшение количества деталей (элементов забора, полос на крыше, колец дыма и т.д.).
Баллы за ошибки
Готовность к обучению в школе
0-2
Высокий (3балла)
3-6
Средний (2балла)
7-10
Низкий (1балла)
Уровень развития саморегуляции (Тест Векслера)
Методика "Шифровка"
Проводится индивидуально или по группам. Для выполнения теста используется стандартный бланк.
Методика
Количество загрузок:: 0
Инструкция к проведению
Перед детьми кладутся чистые бланки и даётся словесная инструкция: Посмотрите на доску. На ней нарисованы: звёздочка, круг, треугольник, крестик, квадрат. В каждой из фигур нарисовано что - то. Психолог вместе с детьми изучает "шифр" и заполняет первые 5 фигур. Затем предлагает детям самостоятельно заполнить фигуры в соответствии с образцом; приступить к работе по команде "начали". На выполнение задания отводится 1 минута.
Оценка результатов:
Высокий уровень - 3б. (24-25 знаков выполнено без ошибок)
Средний - 2б. (18-23 знака)
Низкий - 1б. (12-17 знаков)
Определение уровня развития связной речи и логического мышления
Связная речь является важной составляющей общего познавательного развития дошкольника. Она является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности - коллективной и индивидуальной. Связная речь также является важнейшим средством овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка.
Хорошо развитая связная речь является своего рода вершиной речевого развития. Ведь сначала ребенок учится называть отдельные предметы, затем - отвечать на вопросы взрослого и лишь потом - самостоятельно строить предложения, связанные между собой по смыслу в логической последовательности.
На общей "лестнице" психического развития логическое мышление стоит выше образного в том смысле, что оно формируется позднее, на основе образного, и дает возможность решать более широкий круг задач, усваивать более сложные знания (в том числе научные). Необходимо помнить, что усвоение логических форм мышления невозможно без достаточно прочного фундамента в виде развитых образных форм. Развитое образное мышление подводит ребенка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщенные представления, устанавливать причинно-следственные связи, приходить путем рассуждений к более правильному пониманию окружающего мира, мотивов и поведения людей. Таким образом, неуспешное выполнение предлагаемого задания может свидетельствовать о несформированности не только логического мышления, но и образного какего основы.
Последовательные картинки
Цель:
1. Определение уровня развития связной речи
2. Определение уровня развития логического мышления
Инструкция к проведению
У меня есть картинки. Если их разложить в правильном порядке, то из них может получиться рассказ. Посмотри внимательно на эти картинки, подумай и разложи их так, чтобы из них можно было составить рассказ. Первая картинка должна обозначать начало рассказа, а вторая - его окончание.
Ты уже готов? Покажи, где начало твоего рассказа. (Это очень важная фраза, т. к. некоторые дошкольники могут разложить картинки справа налево, или сверху вниз, или снизу вверх.) Расскажи, какой рассказ ты придумал.
Анализ результатов.
Для определения уровня развития связной речи:
Рассказ ребенка, описание им картинки оцениваются следующим образом:
1 балл - ребенок составляет 2-3 описательных предложения, состоящие из существительных и глаголов. Часто предложения не связаны между собой.
2 балла - ребенок составляет рассказ из 4-5 предложений. При этом предложения могут отражать события, непосредственно не изображенные на картинке.
3 балла - ребенок составляет развернутый рассказ с использованием прилагательных, наречий, а также диалогов между персонажами, изображенными на картинке. Предложения могут передавать желания, чувства героев.
Определение уровня развития связной речи на основе составления рассказа
Баллы
Седьмой год жизни
1
низкий
2
средний
3
высокий
Для определения же уровня развития логического мышления необходимо соблюдение следующих условий:
1. Задание считается выполненным, если все картинки набора связаны в единый рассказ, т. е. в цепь определенных событий.
Задание не выполнено, если ребенок описывает содержание каждой картинки самостоятельно, без связи между ними. Если связь между картинками одного набора в рассказе ребенка не явна, следует задать уточняющие вопросы.
2. Задание выполнено, если последовательные картинки объединены логически, причинно-следственными связями. Чтобы уточнить, устанавливает ли ребенок такие логические связи, необходимо задавать ему уточняющие вопросы:
"Почему произошло именно так? Как ты догадался, что это так?" И если при ответе на вопрос ребенок обращается к соседним картинкам (предыдущей или последующей), значит, он способен выявить причинно-следственные связи. При этом неважно, разложены картинки "по порядку" или нет. Главное, чтобы ребенок смог объяснить связи между последующими картинками, смог объединить их в логическое целое.
3. При определении уровня развития логического мышления не оценивается "красота" рассказа, т. е. богатство речи, подробность описания, наличие прямой речи и т. д., так как это имеет отношение к развитию связной речи, но не к логическому мышлению.
После составления рассказа:
1 балл - рассказ составлен по трем картинкам правильно, но на уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает.
2 балла - рассказ составлен по трем картинкам, отвечает на уточняющие вопросы, четко выявляются логические связи.
3 балла - рассказ составлен по четырем картинкам правильно, но на уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает. Отвечает на уточняющие вопросы, четко выявляются логические связи.
Определение уровня развития логического мышления на основе составления рассказа по последовательным картинкам
Баллы
1
низкий
2
средний
3
высокий **************Методика изучения зрелости детей, поступающих в первый класс
Программа содержит четыре методики, направленные на выявление психосоциальной зрелости, уровня развития аналитического мышления и речи, а также школьно-необходимых функций в форме способности к произвольному поведению. Успешность выполнения каждой из методик оценивается в баллах, общий показатель успешности работы ребенка по программе оценивается суммарным баллом по всем методикам.
Методика 1. Оценка психосоцильной зрелости по тестовой беседе
В процессе беседы психолог получает сведения об общих представлениях ребенка, о его способности ориентироваться в простых жизненны ситуациях, о положении в семье. Беседа необходима для установления контакта с ребенком, создания атмосферы доверия в процессе обследования. Психолог, независимо от успехов ребенка, подает ему положительные, одобрительные оценки, подбадривает его.
Психологу лучше заранее знать состав семьи, наличие или отсутствие кого-либо из родителей.
По окончанию беседы анализируется вся информация, полученная при ответах на вопросы, особое внимание обращается на контрольные вопросы.
Обработка результатов
1. За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл. Например, при ответе на п. 5: "Я девочка. А когда вырасту, буду тетей", - начисляется 1 балл. Исключение составляют контрольные вопросы.
2. Ребенок может получить 0,5 балла за правильные, по неполные ответы на подвопросы пункта.
3. Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу и достаточно полные, например: "Папа работает инженером на "Азоте", "У собаки больше ног, чем у петуха, потому что у собаки их четыре, а у петуха - две". Ошибочными считаются ответы: "Мама Люда", "Папа работает на работе", а также, если ребенок путает времена года, их признаки, "больше - меньше" без наглядных примеров.
4. К контрольным относятся пункты-вопросы: 4, 7, 10, 22. Они оцениваются следующим образом: 4 - за полный домашний адрес с названием города - 2 балла; 7 - если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет - 1 балл, если он отвечает с точностью до месяцев - 3 балла; 10 - за обоснованный ответ с перечислением признаков (не менее 3 признаков) - 2 балла, до 3-х признаков - 1 балл; 14 - за каждое правильное указание применения школьной атрибутики - 1 балл; 22 -за правильный ответ "Попрошу прощения. Отдам свою", - 2 балла.
5. Пункт 15 оценивается совместно с п. 14 и п. 16. Если в п. 14 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ в п. 15 или 16, то отмечается положительная мотивация к обучению в школе (за п. 14-16 надо набрать 4 балла).
Дети, желающие учиться, могут ориентироваться на саму учебу (что является наиболее благоприятным фактором), другие - на внешние атрибуты (красивые форма, портфель, веселые друзья и переменки и т.д.). Нежелание детей идти в школу может быть связано с боязнью строгих правил, установленных в ней или критическим отношением к себе, а также нежелание расставаться с привычными условиями, с положением дошкольника, страхом перед новизной - все это отмечается в их высказываниях.
Общая оценка результатов.
Итоговый балл вычисляется суммированием всех баллов, полученных ребенком по всем пунктам. "Школьно-зрелыми " считаются дети, получившие в сумме 24-29 баллов, средний уровень школьной зрелости определяется 20-23 баллами, условно неготовыми к школьной жизни можно считать детей, получивших 15-19 баллов. Следует отметить, что по результатам данной методики школьный психолог имеет право сделать только предварительные выводы, которые должны быть подтверждены и проверены результатами диагностики по другим трем методикам программы.
Дети с низким уровнем психосоциальной зрелости нуждаются в расширении кругозора, содержательном общении со взрослыми и сверстниками, обогащении жизненных впечатлений, стимулировании познавательного интереса. Адаптация таких детей может быть осложнена конфликтными отношениями со сверстниками, учителем из-за сохранения ребенком стремления, потребности в игре. Все это требует внимания учителя, психолога, родителей.
Методика 2. Имитация написанного текста.
(Вариант задания из теста "Школьной зрелости" А. Керна и И. Ирасека)
Выполнение заданий этой методики требует от ребенка проявить волевое усилие при исполнении не очень интересной работы, выполнять задание в форме подражания образцу. Способности ребенка к такого рода действиям важны для овладения учебной деятельностью. Важно также в процессе выполнения такого рода заданий выявление особенностей тонкой моторики кисти руки, двигательной координации. Благодаря этому можно не только прогнозировать успешность овладения навыками письма и рисунка, но и сделать заключение (ориентировочное) о развитии у ребенка способности к саморегуляции и управлению своим поведением в целом. Известно, что уровень развития тонкой моторики, мелких движений является одним из важных показателей психического развития.
Диагностическая процедура заключается в предъявлении ребенку заранее написанной на белом листе бумаги фразы: "Он ел суп". Фраза должна быть написана обычным почерком, крупно и ясно. Ребенку предлагается следующая инструкция: "Посмотри: здесь на листе что-то написано. Ты еще пока не умеешь писать. Но попробуй - не смог (смогла) бы ты это написать? Посмотри внимательно и постарайся рядом написать точно также". Для каждого ребенка может быть приготовлен отдельный лист с образцом надписи, можно воспользоваться одним образцом для всех детей, давая каждому ребенку для работы чистый лист бумаги. Желательно, чтобы скопированная ребенком фраза уместилась на одной строке. Если же так не получается, ребенок может последнее слово написать выше или ниже предыдущих.
Оценка результатов работы по данной методике проводится следующим образом
1 балл - скопированную ребенком фразу можно прочитать. Она отчетливо разделяется на три слова, размеры букв не более чем в 2 раза могут быть больше размеров букв образца. Отклонение записи от горизонтальной линии не должно превышать 30°.
2 балла - предложение еще можно прочитать. Величина букв и их наклон могут не соответствовать образцу.
3 балла - в записи ребенка можно выделить хотя бы 2 группы, прочесть не менее 4-х букв.
4 балла - на буквы образца похожи по меньшей мере 2 буквы. Скопированное изображение отдаленно напоминает буквы, письмо.
5 баллов - отдельные или сплошные "каракули", среди которых нельзя выделить нечто, похожее на буквы.
По результатам данной методики можно сделать следующие выводы. Дети, получившие 5 баллов, нуждаются в дополнительных занятиях, особенно пристальном внимании в начальный период обучения. У них, скорее всего, возникают проблемы с пониманием заданий учителя, освоением рисунка и письма.
Дети, получившие 3 балла, считаются готовыми к обучению в школе при условии контроля и внимания в первоначальный период обучения. Им может быть предложена в качестве развивающей процедуры работа, связанная с совершенствованием тонкой моторики - рисование узоров по образцу, занятия с мелкими деталями (составление мозаик, сборка моделей, вязание, вышивание, рисунок).
Дети, получившие 1-2 балла, считаются зрелыми для школьного обучения.
Следует отметить, что при использовании результатов данной методики в целях ранжирования и отбора с учетом результатов по другим методикам, применяются обратные баллы: самое успешное выполнение оценивается 5 баллами, самое неуспешное - 1 баллом, так как в большинстве других методик соблюдается пропорциональная система оценок: чем успешнее - тем большее количество баллов начисляется.
Методика 3. Мышление и речь
Выполнение заданий данной методики ребенком позволяет ориентировочно выявить понимание множественности предметов, наличие понятия "один - много", а также понятия о грамматических конструкциях на примере существительных множественного числа, правильное их использование в соответствии с ситуацией. Диагностика проводится в индивидуальной форме.
Инструкция. Психолог говорит ребенку: "Я буду называть тебе словом один предмет, а ты измени это слово так, чтобы оно обозначало много предметов. Например, я скажу "игрушка", а ты мне должен ответить - "игрушки". Ребенка можно спросить, понял ли он, как надо действовать, отвечать. Затем называется 11 существительных в единственном числе:
книга лампа ручка
стол окно город
стул ухо брат
флаг ребенок
Если ребенок допускает ошибки в первых 2-х словах, ему можно помочь, еще раз повторив правильный образец: "Игрушка - игрушки". Правильные ответы ребенка должны быть следующие (с соблюдением ударений):
книги лампы ручки
столы окна города
стулья уши братья
флаги ребята
На обдумывание ответа ребенку дается до 10 секунд.
Оценка результатов
3 балла - ребенок допустил не более двух ошибок;
2 балла - допущено от 3 до 6 ошибок;
1 балл - ребенок допустил более 7 ошибок.
Ошибками считаются как неверные слова, так и неправильное ударение в слове.
Дети, допустившие более 7 ошибок (1 балл) нуждаются в дополнительной работе по развитию речи (организация бесед, пересказ, лингвистические игры). Следует отметить также возможные ситуации, когда сверстники будут обращать внимание на ошибки в речи такого ребенка.
Методика 4. Умозаключения
Данная методика (Э.Замбацявичене, Л.Чупров и др.) позволяет исследовать способность ребенка делать умозаключения по аналогии с предлагаемым образцом. Выполнение задания требует сформированности умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Возможна диагностика умения ребенка сохранять и использовать заданный способ рассуждения. Отношения между понятиями в каждом задании различны, и, если ребенок не способен еще выделять существенные признаки в понятиях, он будет строить умозаключение на основе предыдущей аналогии, что приведет к ошибочному ответу. Таким образом, успешность выполнения заданий методики позволяет делать выводы об уровне развития словесно-логического мышления по такому показателю как логическое действие - "умозаключение".
Обследование проводится в индивидуальной форме, время на ответы не ограничивается. В случае явных затруднений у ребенка психолог не должен настаивать на ответе и тактично перейти к следующему заданию. Текст заданий напечатан (или написан) крупно на листе бумаги. Психолог вслух четко читает задание, ребенок, если он уже умеет читать, может следить по тексту.
Задание выполняется в несколько этапов. На первом этапе ребенку сообщается следующее: "Сейчас мы с тобой будем подбирать слова друг к другу. Например, огурец - овощ. Надо подобрать к слову "гвоздика" такое, которое подходило бы так же, как слово "овощ" к слову "огурец". Слова такие: сорняк, роса, садик, цветок, земля.
Второй этап (после паузы). "Давай попробуем: огурец - овощ; гвоздика - ?" После паузы зачитываются все слова. "Какое слово подходит?" - спрашиваем ребенка. Дополнительных вопросов и пояснений давать не следует.
При выполнении заданий возможна стимулирующая помощь. Если у ребенка возникает неуверенность в ответе, можно предложить ему подумать еще и дать правильный ответ. Такая помощь учитывается при начислении баллов. Чем быстрее ребенок откажется от помощи и начнет самостоятельно выполнять задания, тем выше его обучаемость, следовательно, можно считать, что он быстро запоминает алгоритм решения задачи и может действовать по образцу.
Оценка успешности выполнения заданий производится следующим образом:
1 балл - выполнение задания с первого предъявления; 0,5 балла - задание выполнено со второй попытки, после того, как психологом была оказана помощь.
Интерпретировать количественные результаты можно с учетом данных Л. Переслени, Е.Мастюковой, Л.Чупрова. Высокий уровень успешности -7 и более баллов, у детей сформирована такая мыслительная операция, как умозаключение".
Средний уровень - от 5 до 7 баллов: выполнение мыслительной операции осуществляется детьми в "зоне ближайшего развития". В процессе обучения, в первоначальный период, полезно давать таким детям индивидуальные задания по развитию мыслительных операций, оказывая минимальную помощь.
Низкий уровень - менее 5 баллов, у детей практически отсутствуют навыки мыслительных операций, что предъявляет особые требования к развитию у них навыков логического мышления в учебной познавательной деятельности.
Общая оценка по программе .
Общий балл успешности по программе вычисляется как сумма баллов, полученных ребенком по всем методикам. Выделено три уровня готовности к школьному обучению:
высокий уровень - от 39 до 47 баллов
средний уровень - от 28 до 38 баллов
низкий уровень - от 17 до 27 баллов
Распределение результатов по уровням достаточно ориентировочно, однако позволяет школьному психологу, по крайней мере, охарактеризовать учителям начальных классов будущих учеников, у которых могут возникнуть те или иные проблемы с обучением. Характер проблем может быть выявлен на основе анализа результатов диагностики по каждой из методик. Особое внимание полезно уделить детям как с высоким, так и с низким уровнем готовности: именно у них можно ожидать прежде всего снижения учебной мотивации. У первых - в силу легкости и простоты для них учебных заданий, у вторых - из-за их сложности.
Дополнительные диагностические возможности. Психолог, наблюдая за поведением ребенка во время диагностической процедуры, может сделать ряд выводов об индивидуальных особенностях, учет которых необходим в целях индивидуализации обучения.
Социальная зрелость проявляется в понимании ребенком ситуации диагностики как достаточно важной, серьезной. Вместе с этим, важно, чтобы она не была для него сверхзначимой, опасной, страшной. Социальная зрелость проявляется и в отношении к самому факту поступления в школу, как к значимому событию, которое многое изменит в жизни ребенка.
Самосознание, самооценка. - Данная индивидуальная характеристика существенно влияет на успешность обучения в целом. Психолог может спросить ребенка, как он оценивает свои результаты: как успешные или неуспешные. Частая оценка своих результатов как успешных может свидетельствовать о завышенной самооценке, неверие же в свой успех - показатель заниженной самооценки.
Тревожность. - Проявляется в общей психологической напряженности в ситуации общения. Высокотревожные дети часто не решаются давать ответ, боясь ошибиться, долго обдумывают, иногда отказываются отвечать, даже если знают, что сказать. Как правило, внимательно слушают инструкции взрослого психолога, но не всегда их понимают из-за своего страха перед ситуацией.
Эмоциональная возбудимость. - Для детей с высокой эмоциональной возбудимостью характерны быстрая смена эмоций, быстрая эмоциональная реакция на сложившиеся обстоятельства. У них легко появляются как смех, так и слезы. Эмоции неустойчивы, не всегда адекватны причине, их вызвавшей.
Понимание контекста общения. - Важно, чтобы ребенок достаточно быстро включился в решение задачи, понимал инструкцию психолога, чувствовал разницу между попутными замечаниями и речью психолога в контексте задания. Психолог может пронаблюдать, в какой мере ребенок воспринимает помощь в процессе выполнения задания: как руководство к действию, как образец для выполнения, либо никак не воспринимает.
Утомляемость. - Полезно обратить внимание, через какое время после начала работы ребенок начинает отвлекаться, ему трудно становится слушать психолога, сосредоточиться па инструкции.
Таким образом, наблюдение этих и ряда других индивидуальных проявлений (таких, как самостоятельность, дружелюбие, общительность, агрессивность, упрямство) возможно в процессе диагностической процедуры. Эти данные отмечаются в протоколе обследования. **************