Пишу тут про всякие свои мысли бродячие, а про ребенкины достижения ни слова. Пора бы уже изложить!
Василиса много и с удовольствием говорит, как на своем языке - целыми фразами, так и на русском. В постоянном использовании следующие слова:
мама, папа, баба, деда - понятно, что означают ;)
му-му (испуганно-восхищенным голосом) - муха или муравей. Дочка познакомилась с ними в Турции, узнает как в жизни, так и на картинках. До сих пор, правда, не понимаю, боится она их или нет. Но муравьев научилась давить пальцем. Гы.
гуга - гусеница (разноцветная игрушки и на картинках)
аф - собака, мя - кошка, бе - овечка, коко - курица и другие farm animals&birds, а также бе - белка
рычит гортанью для обозначения машины или самолета
пуки-пуки - "сейчас пукну или даже покакаю"
ам-ням - кушать
мима - мишка (ассортимент игрушек-медведей и на картинках)
яя - зая (игрушки и картинки)
де - девочка
ма - мальчик, малыш (на любого ребенка до года)
дядя, тетя
ляля - кукла
пдем - пойдем
гуля - голуби или гулять
кули - карандаши
пупа - бутылочка (наверное потому что, всегда ей объясняю, "бутылка пустая" или "полная бутылка")
нюня - носочки
ба - ботиночки
нё - нос
тики-тики - часы
на и дай
мя - любимая игрушки, хит сезона - мячик для настольного тенниса
ну и еще всякие другие слова, но эти - наиболее употребимые.
Удивляет меня тем, сколько предметов она уже знает - наверное никого не удивлю, что в свои 15 месяцев она знает все части тела, многие это и в год знают, но вот когда при рассматривании специальных книжек с картинками предметов она знает разницу между самолетом, машиной и мотоциклом, или дельфином и медузой, я выпадаю в осадок. И не то, чтоб я ей долбила эти слова, так рассматривает книжки эти, я рассказываю... а она все помнит. Однако книжек таких любимых у нее всего 2-3.
Ну, и в реальной жизни знает всякие вещи вроде мебели, которая есть в доме, потолка-окон, основной посуды, на улице знает траву, деревья, небо, качели, знает основные действия - встать, сесть, подойти, бросить, дать, взять...
Просто картинки с текстом ей интересно разглядывать не дольше 4-5 минут. Не любит строить башенки и собирать пирамидки. Может, если я пристаю, но не любит. Любит настоящий или игрушечный телефон. Обожает поить медведей чаем, сегодня на улице дала ей игрушечкую коляску катать с медведем - она тоже с удовольствием за это взялась. Причем важная такая, не просто катает, а иногда поправляет мишку в коляске, по голове гладит, как я ее ;) Вообще игрушечных мишек очень любит. Обниает их, целует. Умеет подойти обнять и поцеловать маму или папу. Иногда по просьбе, а иногда совершенно добровольно.
Рисовали мы с ней пару раз, нравится, но не дольно. Так и норовит погрызть карандаши (которые crayons), но я не даю - "из-за стола встаешь, карандаши отдаешь".
Знает, где мусор, любит туда относить все, что я ее прошу. Любит все вытирать влажными салфетками. И стол, и пол, и даже игрушкам нос. Себе тоже нос вытирает ;)
Пытается сама надевать ботинки. Свои или мои кроссы. Очень смешно. Научилась снимать с себя футболки и натягивать штаны после горшка (только я ей не даю, сначала попу моем). Кстати, на горшок не просится, только если какать хочет - предупреждает, да я, если честно, только по приезде в Англию начала приучать 4 дня назад. До этого мы 2 месяца в разъездах были, я даже не пыталась.
Умеет есть ложкой, но только если очень голодная. Если не очень - то ленится. Умеет мыть руки и лицо, "чистить зубы" обожает сама, но и не сильно возмущается, когда это делаю ей я.
Засыпает теперь без укачиваний, случает любимую сказку про 3х медведей, лежа рядом со мной, сосет молоко и бутылки и засыпает. Думаем вот с мужем переводить ее в отдельную комнату постепенно.
Вообще ребенок взрослый, крупный, постоянно удивляет нас своей сообразительностью и новыми навыками, которые открываются каждый день. Сегодня вот научилась залезать на высокие взрослые стулья, а с них на обеденный стол... Масина-хулигасина. Люблю ее.