Навеяно это все сегодняшними криками от соседей...
Мама там живет с двумя детьми...и ежедневно орет на них. И бьет. Семья вполне приличная. Не назовешь ни в коем случае неблагополучной. Но - то ли просто "свое женское одиночество" Мама так вымещает на детях, то ли сама по себе такая... Но кричит и бьет часто и за каждую мелочь...
И, основной причиной, безусловно становятся УРОКИ...
"Ты почему не выучила, я тебя спрашиваю! Садись учи уроки!!"...и все это с ударами как по столу, так и по ребенку...
Тут я еще и вспомнила себя, в самые первые годы школы своего Сына...
И вроде нервозностью повышенной не отличалась (это ж еще до усталости от декрета с двойняшками было, гы гы...)...и отсутствием ума не страдаю, и сама училась хорошо, а Бабуля наша - Учитель... По идее не должно было быть особых проблем с "уроками домашними". Но они были.
"Учить уроки с детьми" - в первые начальные годы - это необходимо. Без этого никак. Дети маленькие...им нужно помогать, направлять, повторять... Ибо - пока они во всю эту систему втянутся... Пока "научатся учиться"...и школьных минут на каждый предмет в классе им явно не хватает... Мама и/или Папа дома еще и роль Учителя выполняют...
Но - берем среднестатистическую семью.
Ребенок пришел со школы...уставший (для маленьких, да и не для маленьких, это большая нагрузка, как физически, так и морально. И от количества уроков и потока "Знаний", и от нахождения в Толпе...).
Родители - Мама либо уставшая за целый день от малыша (если в декрете), от быта, либо от того, что тянет на себе все сама, без Мужа, либо оба родителя, пришли вечером с работы - тоже вымотанные как минимум, как максимум еще и раздраженные...
И тут начинаются "уроки"... Выучил? Как не выучил? Садись, учи! Чего так долго сидишь?
"Мам - я вот этот задание не могу понять"...и пошло поехало...
Итог - Мама плачет, кричит... Папа повышает голос... Ребенок ревет.. От усталости - ничего не понимает... Родители, от той же усталости и от того, что "как можно не понять то, что только что сто раз повторили?!" - тоже сердятся...
В итоге - все на взводе... Монологи сплошные: "а я вот я в твои годы!", или "если не будешь учиться, будешь сантехником", "думай своей головой"..."не встанешь пока не выучишь"...и .бла бла бла....
А уж если еще и 3ку, 2ку принес или замечание.... Ооо... тут еще куча нотаций... а у кого-то и наказаний: "никаких мультиков, никаких гулек, сиди учи уроки".... Снова слезы...ругань... То Папа вдруг орет на ребенка от недоумения - Мама на защиту...ругаются уже оба... То Мама кричит...а Папа потом читает нотации... То Мама пьет валерьянку, причитая... Ребенок в стрессе, в слезах...
Да - у кого-то все мягче проходит (у особо терпеливых, и особенно у родителей с 1м ребенком), у кого-то перебор - с ежедневными криками, угрозами, наказанием, включая физическое...
Особо "пофигистические" родители - "плюют и машут рукой на уроки" - сделал-не сделал и пофиг. В итоге - если у ребенка нет врожденной ответственности и самодисциплины, то успеваемость спускается ниже некуда..
Короче, итог.
"Домашние задания", это ВРЕД...это ВРАГ...как психике ребенка, так и всей семье. И до добра это не доводит. Ну никак. Пользы - НОЛЬ...минусов - МНОГО...причем глобально важных и, зачастую, необратимых!!!
Какой я вижу выход?
Вернуть "продленки", например... Что бы учителя сами "помогали" детям решать задания дополнительные. Или в конце каждого урока проводить те самые "самостоятельные работы" в тишине, дабы он повторил только что пройденный материал.
Как минимум - письменные уроки, особенно математику, языки и так далее - выполнять в школе!!
А уж выучить стихотворение, прочитать литературу или еще какой параграф выучить - вполне можно без особых сложностей сделать и дома. Тут и помощь родителей не нужна. Разве что "проверить" - выслушав.
Итог - и польза в учебе...и исключение возможных нервных срывов у каждого члена семьи, и разрушения отношений между ребенком и родителями (ибо вечный контроль, ругань вряд ли служат укреплением отношений).
Сейчас я на самом деле не понимаю - почему родители так рьяно Заставляют "учить уроки", приносить одни пятерки и ругают за каждую оценку ниже ее...?!
Ну неужели вы и впрямь считаете, что если в четверти по природоведению будет 3, а не 5, у ребенка вся жизнь сломается? Зачем устраивать целые трагедии по поводу успеваемости?
По-большому счету, анализируя, я пришла к выводу, что школа, институт - пользы конкретной для основной жизни, в которой мы должны устроиться как взрослые люди, зарабатывая деньги - не приносит.
Помните советский то ли анекдот, то ли присказку: "Пришел в институт - забудь все, чему учили в школе. Пришел на работу - забудь все, чему учили в институте".
И, в принципе, так оно и есть.
Но - это совсем не значит, что учиться в этих заведениях не нужно. Очень даже нужно. Это как спорт для тела - тренировка, но только для мозга. Если не делать "зарядку" и активно не развивать - то он просто не научится думать, размышлять, и будет "тормознуто-деревянным".
К чему я это все?
Школьную систему в нашей СНГ-овии вряд ли мы можем переделать... И, разрешив ребенку "ничего не делать дома", мы тоже можем навредить, ибо никто ж не отменит все эти "важные баллы при поступлении в институт", которые зависят от годовых оценок и так далее... Всеобщее отношение учителей к "двоечникам"...и пр.
Но...и не стоит придавать столько огромное значение этим "домашним урокам и оценкам", доводя до умопомрачения как ребенка, так и себя.
Не так важны эти "5ки", эти "на 100% выученные уроки" и каждый параграф каждого учебника каждого года... Тем более, учитывая еще и то, что на 99,999% ничего в жизни из этого не пригодится...
Важно - не вызывать у ребенка отвращения к этому самому развитию... Не портить отношения и нервы - преувеличивая важность "школьных уроков".
Дисциплина - да. Но не до тирании...и полусумашествия - как это обычно в большинстве семей. "Получишь двойку - домой не приходи!", "получишь тройку в четверти - не получишь подарок на д/р/ не поедешь в отпуск/прибью" ну или другие угрозы...тут уж как фантазии хватит.
Мамы, у кого еще дети не ходят в школу, или кому повезло, с ребенком, который серьезный, спокойный и учится самостоятельно, без напоминаний и проблем (я вот таким ребенком была, гы гы) - вряд ли поймут основную массу семей... Когда уже заранее "боишься школу", зная, какие сложности ждут, и когда в семье это становится "проблема номер 1"... и в итоге школа становится просто "бичом" для всех членов семейства...причем зачастую именно из-за неоправданно серьезного отношения самих родителей к этому.
И, наше желание, чтобы наш ребенок был "лучше, умнее" - выливается в "годы ада" для всех...и когда на выпускном плачешь от облегчения, а не от сентиментальности момента..
Родители! Ну не кричите на детей из-за этих домашних заданий! Не придавайте значения оценкам. Ну неужели они вам самим так помогли в жизни, что вы считаете их чрезмерно важными? Неужели все отличники сейчас олигархи? Или ваша 5ка по физике помогает вам зарабатывать деньги? Важнее то, что наши дети не должны запомнить школьные годы - как ужасные, главным образом из-за вечно ругающих их родителей и этого "гнета уроков"!
...и снова возвращаюсь к основной своей мысли.
Просто жизненно необходимо, хотя бы письменные уроки, запретить делать дома, и сделать это частью учебного процесса в школе!
Спасения нервов, отношений и семей ради!