Истерики поначалу возникают у ребенка стихийно и ненамеренно, когда какие-то его нужды и потребности не насыщаются и у его нервной системы нет сил выдерживать это напряжение. Поэтому они как раз часто возникают в состоянии болезни: нервная система и так истощена, а тут еще пить захотелось или ботинки трут и вообще непонятно что-такое с организмом и где болит. Но всегда за истерикой стоит какая-то вполне реальная потребность.
Однако способ сообщить об этой потребности - мягко говоря, не очень правильный. Поэтому тут нужно лавировать: и сообщение уловить, и дать понять, что этот способ неприемлем, и научить другим, более культурным способам. Разумеется, культурный способ - это сказать словами, но у маленького ребенка пока мало возможности это сделать. Он может слов не знать, а может в вообще толком не понимать, что не так.
Конечно, если ребенок улавливает связь. что поистерил - и все получил, то он уже не пытается освоить другой способ выражения своих нужд. А зачем? И так все работает! Дети в этом возрасте (1-2 года) очень хорошо запоминают простые причинно-следственные связи и обожают ими пользоваться. Например, нажал на кнопочку - телевизор заиграл. Какая радость и какая власть над миром!
Покричал - мама попить дала. Опять власть над миром!
Так что конечно, если эту связь сейчас не переломить, то она только усилится - но теперь Вам приходится бороться с уже установившейся связью, поэтому трудно. Но шлепками и наказаниями подобного рода выражать свое неприятие такого поведения - не очень хорошо, потому что это только так сказать "выиграть битву, но проиграть войну".
Лучший метод борьбы с такими, уже закрепившимися в поведении истериками, состоит из нескольких шагов
- стараться заранее насытить потребности ребенка (для этого нужно проаназизировать наиболее частые причины истерик и придумать, как дать ребенку нужное - еда, питье, внимание и др. пока он спокоен).
- если не удалось, или ребенок хочет того, что нельзя - в общем, заистерил, самое гланое сохранить спокойствие, короткими словами сказать- "мы так не делаем. Я тебя выслушаю, как только ты успокоишься. скажи спокойно. скажи словами". То есть всеми силами дайте понять ребенку, что его желание будет услышано, как только он успокоится. Сразу, конечно, не получится, поэтому тут можно применить метод изоляции - изолируете ребенка на столько минут, сколько ему лет жизни, сами остаетесь за дверью и при первых же признаках успокоения идете к ниму, прижимаете к себе, успокаеваете и выслушиваете.
Если это происходит на улице, то лучше применить метод холдинга: Вы берете ребенка на руки или на колени, даже если он брыкается или вырывается, и очень крепко сжимаете в объятиях, приговаривая "Я тебя очень люблю, ты сейчас успокоишься и мы поговорим" и держите не выпуская пока не начнет расслабляться и успокаиваться. Держать ребенка легче, если делать это со спины, ногам можно позволить свободно болтаться, а руки прижать скрещенными к груди. Тогда ему не удастся Вас ударить, укусить или поцарапать.
Нужно помнить две вещи:
Давать ребенку желаемое можно только тогда, когда он достаточно успокоился. Тогда у него постепенно разрушится ассоциативная связь между истерикой и удовлетворением.
Цель всех этих действий - не наказать ребенка, а помочь ему научиться справляться самостоятельно с зашкаливающими эмоциями.
Несколько раз последовательно проведя в жизнь этот алгоритм, Вы избавитесь от истерик практически навсегда. Рецидивы возможны при болезни или в кризисном возрасте, но справиться с ними будет уже легче, если сейчас искоренить эту неприятную привычку.