Прошёл месяц с тех пор, как мой сын начал посещать занятия в проекте Маткласс. И вчера я ему задала вопрос: "Нравится ли ему ходить на эти занятия?" Он ответил: "Да! Очень! Мы там играем. Выполняем какие-то занятия, но нам не скушно!" "А в школе нравится математика?" Сначала он ответил, что нет, потому что много контрольных приходится писать, по которым ему ставят двойки и тройки. Но к вечеру он уже отвечал, что и в школе математика нравится (наверное, забыл про контрольную). Хотя ещё месяц назад говорил: "Я не-на-ви-жу математику!" Я слежу за его занятиями в Матклассе, за динамикой, за школьной программой и за собой (как я помогала ему раньше, и как я помогаю ему теперь). Занятия в математическом проекте однозначно ему нравятся, он идёт на них с удовольствием. Игры, где ребёнок не всегда понимает, что занимается математикой очень симпатичны ему. Такое ощущение, что в таком обучении знания ложатся внутри глубоко-глубоко, что на поверхности этого сразу и не видно, а только потом начинают проявляться. Приходит такое чувство, что эти занятия заполняют какую-то очень важную, вернее, основную нишу, засеевается главное зерно в математике. А уже на этот фундамент и накладывается всё остальное. Математика в школе началась с брёвен, без фундамента, и поэтому эти брёвна часто рассыпались, перемешивались между собой, провисали, потому что упустилось из вида что-то очень важное и основное. Фундамент состоит из двух частей - это опалубка (деревянная форма его) и сам цементеный периметр. Опалубка - это интерес к предмету, то есть сначала педагог просто вдохновенно рассказывает о самой математике. Но для этого нужен особый педагогический талант и любовь к предмету, это трудно сыграть, съиметировать. Я помню, как, после долгих и скучных уроков литературы в начальной школе, нам в шестом классе поставили новую учительницу лет шестидесяти. Она очень была внешне похожа на курицу и не вызывала особого восхищения. Но вот она заговорила о литературе, о Золотом веке, о Пушкине… Смысл рассказа заключался в том, КАКОЙ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ПРДМЕТ - ЛИТЕРАТУРА, КАКОЙ ОН ИНТЕРЕСНЫЙ, ЧЕМУ УЧИТ, КАК ЗДОРОВО ЧИТАТЬ КНИГИ, КАК ЭТО ПРИГОДИТСЯ В ЖИЗНИ. Ее рассказ был очень вдохновлённый, объяснения переходили в стихи, стихи переходили в жизненные примеры, затем она затрагивала личности, взгляды, жесты, мимику, втягивала в беседу нас, задавала вопросы. Мы живо участвовали в ее рассказе, это был не спектакль и не увлечённый монолог, а совместная работа педагога и класса. В момент стихов нараспев весь класс раскачивался то вправо, то влево, причём в унисон. Всё, фундамент был заложен. Мы просто бежали на уроки литературы и русского, и пытались постичь эти предметы шире, выходя за рамки школьной программы. Русские классики положили начало моему представлению о жизни, о добре, о любви, о дружбе, да обо всём - на всё это потом просто наслаивался жизненный опыт и другие мировоззренческие истины. После того, как интерес заложен (опалубка сделана), ее нужно залить первоклассным цементом. То есть нужно дать ребёнку самому попробовать очень лёгкие, но в то же время интересные и увлекательные задания, как бы втянуть его в процесс, а далее дело техники - самое важное уже сделано. Вот этот фундамент часто и упускают в школе. Там сразу приступают к занятиям с пометкой "надо", "необходимо", "должен". Причём, сжатие ребёнка происходит одновременно с двух сторон: с одной стороны давит школа, с другой - родители. А ребёнок хочет выскочить из этих тисков, но никак не может. Неприязнь к предмету нарастает, как ком. Потом уже не возможно размотать клубок. И родители начинают ругать за прогулы, за лень, тунеядство и т.д. Но уже поздно. Я отдала свою дочку, которой шесть лет, на математические занятия. Ей тоже очень понравилось. Я хочу, чтобы она пришла в школу, уже имея интерес к этому предмету, дабы не пришлось потом пожинать отрицательные плоды ненависти и неприязни, исправлять это положение. То, что Миша стал сейчас более позитивно относится к математике, - это успех не только Маткласса, но и мой. Не скрою, что занятия там ОЧЕНЬ дорогие, и не каждый может позволить себе отдать ребёнка на них. Но абсолютно каждый заинтересованный родитель может осваивать методы объяснения материала, педагогические подходы по той или иной теме. Открытые бесплатные вебинары, которые проводятся на сайте, множество статей по различной тематике, интересные материалы в рассылке на электронную почту - всё это говорит о том, что в проекте не только преследуется финансовый интерес, но также и желание привить любовь к царице наук и как-то изменить современную ситуацию с всеобщей антипатией к математике. Очень благое дело. Я смотрю вебинары, применяю все знания на практике. Все школьные задания мы теперь делаем в форме игры, загадок. Я использую какую-нибудь заданную задачу как сцену для объяснения всего блога , то есть на примере одной задачи я учу решать его все типовые задачи и все их вариации. Чтобы это было не скучно я привязываю рассказы про Деда мороза, про своё детство, про отдых у бабушке. И вот уже сын наперебой пытается ответить что-то быстрее меня, но я кричу:"Нет! Я тебе не дам решать самому! Я тебе всё подскажу! Потому что мне самой нравится решать задачи!" Он меня перекрикивает! Мы смеёмся! Все соседи наверное слышат, как мы делаем уроки! Раньше они тоже слышали, но то, как я орала на него за то, что он что-то не соображает. А недавно он не мог разобраться с мм, см, дм, м. И тут мы взяли линейку, рулетку и ходили по квартире и измеряли стол, двери, косяки, хвост у кошки, объём талии у няни, опять же смеялись. Очень интересный метод, когда я делаю вид, что что-то сама не понимаю. Вот тут Миша, брызжа слюной, начинает мне объяснять, тем самым он сам до чего-то доходит и заодно закрепляет материал. Вообщем, я с удовольствием учусь быть хорошим педагогом для своих детей. Недавно словила себя на мысли, что моя детская мечта сбылась. Я с малых лет очень любила детей. У меня был только старший брат, поэтому я нянчила всех малышей во дворе. Но мама этого не заметила и навязала мне всеобщую в те времена (лихие девяностые) мысль о том, что нужно много зарабатывать, и я поступила в военный институт, где получала профессии юриста, оперативника, переводчика, пограничника. Совсем далеко от детей, не правда ли. Всё перевернулась для меня, когда на четвёртом курсе я родила первого сына. С тех пор прошло восемь лет и у меня четверо детей. Мне нравится играть с детьми, обучать их, петь песни, кувыркаться, готовить им вкусности. Но я отошла от темы. Каждый день, когда сын приходит со школы, он мне рассказывает про то, что было на уроках. Я смотрю на это множество тетрадей на печатной основе, на тесты и на то, что сначала года в обычных зелёных тетрадях в клетку и в косую линейку исписано всего три страницы. Я очень растраиваюсь внутри себя, не подавая вида сыну, потому что авторитет учителя считаю очень важной составляющей в процессе обучения. Да и в чём виноват учитель? Он тоже находится в тисках. С одной стороны - начальство, которое требует высоких результатов по тестам от детей и силой в приказном порядке навязывает новую программу обучения. А с другой - родители, которые ещё помнят о другой системе обучения, когда материал просто разжёвывался до мельчайших подробностей и давался детям даже в стихах, чтобы было легче и веселее запоминать. Я помню, как мои родители не могли мне помочь, потому что уже тогда система образования начала усложниться, но я тогда и представить не могла, что эта же система станет совершенно непонятной мне самой. ЕГЭ и гиа? Наверное, я многого не понимаю в этих новшествах, потому что я считаю это не просто негативным экспериментом, но отвратительным и ужасным. Мой сын во втором классе не учится, а дрессируется к будущим ЕГЭ и гиа. Ему не интересно. Материал преподносится скомкано и очень не конструктивно. Всего два часа, чтобы пройти основу слова - корень. Как это? Что положительного сейчас в школе? В процессе обучения я пока не могу найти плюсов для своего ребёнка, хотя я очень позитивный человек. Но… попробую… Наш сын - однозначно не домашний ребёнок, а очень общительный, резвый и веселый мальчик. Он ходит в школу явно не учиться, а к друзьям. У них очень дружный класс. Ещё из плюсов для себя я отмечаю, что я имею огромный простор для своего развития как педагога начальных классов, для общения со своими детьми. Я сама объясняют весь материал, обучаюсь всем интересным методам подачи материала. Интересно, делала я бы это, если бы школа справлялась с этой задачей? Наверное, нет. Именно попав в тупик, я начала искать пути выхода для себя и альтернативы для сына. Сейчас я уже уверена, что с дочкой в следующем году мне будет легче, хотя не факт, темперамент у нее другой, она - как раз очень домашний ребёнок. Наверное, тоже нужно будет осваивать новые подходы к ней, но то, что я уже не буду орать, как бешеная из-за непонимания ребёнка - это точно. На своих же ошибках учусь. Как-то Владимир Владимирович Путин на конференции ответил одному журналисту очень правильно. Был задан вопрос, как вы относитесь к утечке мозгов из России в другие страны, к тому, что умнейшие учёные, профессионалы покидают свою страну и начинают работать на другие страны. Он ответил: "Кто покидает свою мать, когда она серьёзно больна? Россия для всех нас - это мать! И она сейчас болеет! Те, кто покинул ее в трудное время в погоне за деньгами, - значит туда им и дорога, значит они не нужны своей стране и страна не нужна им!" Система образования - это один из органов нашей страны и, по мне, он требует не просто терапевтического вмешательства, а хирургического. Будем верить, что система образования обязательно выздоровеет. Ведь сама Россия уже не стоит обессиленная на коленях, как это было совсем недавно!!!
Я пришла на занятия в Маткласс с дочкой. Ей шесть лет.
Сталкнулась с тем, что ребёнка всё таки пришлось перевести в другую школу. Дело в том, что обучение было построено таким образом, что очень много времени ребёнок проводил над ТЕСТАМИ и мало внимания уделялось обычному письму в тетрадях. Условия тестов в 1 и 2 классе дети не понимают, ничего не могут сделать сами. Каждое домашнее задание - это был стресс для ребёнка и для меня. В итоге я, фактически, сама проучилась весь первый класс, затем мне это надоело. Мы с мужем решили его перевести в конце сентября во втором классе. Условия к школе были минимальными, чтобы дети работали в тетрадях по обычным учебникам, а не просто ставили галочки в тестах. Вот по этому поводу мне бы хотелось порассуждать. Что такое тесты и почему ребёнку их так сложно понять и сделать. Ведь задания плёвые в первом классе, а всё равно затыки. Я поняла это, когда начала смотреть лекции на сайте Маткласса опытных педагогов. Там ставился вопрос:"Почему дети не понимают текстовых задач и не могут их решить?" Оказалось всё просто. У детей в начальных классах превалирует образное мышление. Дети мыслят образами и через них усваивают материал. У славян вообще было всё завязано на образах, буквица была образная (А-Аз означало Я, Б-Боги, В-Веди означало ведать, Лю-Бо-Вь означало ЛЮди БОга Ведают). А про все слова, которые начали появляться и не имели образов, люди говорили безОбразные. Текст - это набор символов, который нужно прочитать, проанализировать. Решение текстовой задачи - это серия сложных мыслительных операций. Для ребенка это неинтересно и непонятно. Да и анализировать текст в первом классе он ещё не способен. У меня сын читал задание в тесте, затем говорил:"Я ничего не понял!", затем:"Что здесь нужно сделать?", затем я переводила заумное задание на детский язык, затем он восклицал:"Да это же легкотня!!!" У меня возникает вопрос:"Зачем детям всё так усложняют!!!" "Синхронизируйте слова по смыслу…" - это что фраза для ребенка первого класса??? Вообщем, к современной образовательной системе у меня много вопросов и мало ответов. И я сама пытаюсь постичь навыки обучения своих деток и помощи их в этом с помощью книг, лекций, сайтов, семинаров. Если бы у меня было двое детей, то скорее бы я их обучала дома, но с четырьмя это видится мне пока, как нереальная идея. Сложности с математикой возникают и в новой школе. С примерами всё нормально, но вот текстовые задачи ребёнок не понимает пока. Мне нравится, что в Матклассе детей учат математике с помощью наглядных задач. Детки всё время что-то ресуют, чертят, придумывают. Ещё на их сайте есть лекция "Как помочь ребёнку освоить текстовые задачи?" Теперь у меня есть полная информация по этой теме и дело за малым. Я думала, что наш ребёнок в чём-то отстаёт, а оказалось всё нормально с ним, просто в силу возрастных особенностей он не совсем освоил текстовые задачи. Я вот тоже помню в школе их плохо понимала. Решала задачи так: если есть предлог "на" - значит нужно складывать или отнимать, если есть предлог "в" - значит надо умножать, если есть "на сколько" - то всегда отнимать. Понимание и осознавание текстовых задач пришло позже. Сын ходит в маткласс с удовольствием и это мне нравится. Их там учат правильно ставить вопросы в форме игры. Это одна из технологий отработки умения понимать текстовые задачи. Ещё нашла лекцию "Как учить с ребёнком таблицу умножения". Боже мой, как же всё просто и без зубрёжки. Оказывается, таблицу умножения тоже можно учить на образах, а также уловив несколько простых принципов. Мы теперь играем с ним: считаем двойками, тройками, пятёрками, десятками, - очень увлекательно для ребёнка! Хотя на последнем занятии был реальный недочёт. Педагог не сделала ни одной переменки. Полтора часа постоянного седения и ещё умственной работы для ребёнка 7 лет - это перебор. Миша вышел в таком состоянии, как будто всю ночь не спал, был очень заторможен. Нужно обратиться к педагогу с просьбой о необходимости занимательных переменок. Но я чувствую, что этот недочёт легко решаем. Очень хорошо, когда начало и конец занятия начинается с игры. Тогда дети с интересом вливаются в работу и после занятия у них остаётся приятное "послевкусие".
Как сделать так, чтобы ребенок с удовольствием учился? Отдав своего ребёнка в школу, я столкнулась с тем, что ребенок не совсем усваивает материал, да и интереса к учёбе у него нет. В школу ему ходить нравится, но только ради общения. Те детки, которые ходили на подготовку к школе учатся в классе хорошо, но им не очень интересно. А мой сын не ходил на подготовку. Он ходил в сад, где его научили читать и писать. Плюс я дома с ним читала и считала немного. Первой проблемой, с которой Миша столкнулся в школе была математика. Он совершенно не въезжает в текстовые задачи, не может решать задачи, где нужно воображать и представлять, логически мыслить. Также он пасует перед трудностями и очень невнимателен. Почему так? Его, в принципе никогда не интересовали занятия, где нужно сидеть. Он - спортсмен, в спорте у него успехи. Мы с мужем - тоже спортсмены и поэтому с детства занимаемся с детьми больше телом - творчеством и интеллектом занимались с детьми редко. Это наше упущение. Для этого мы отдали детей в сад Подсолнух, где этого достаточно. Но преподаватели там говорили, что Миша с небольшим рвением занимается. Сейчас, когда сын уже во втором классе, я задумалась как мне сделать так, чтобы ребёнку было интересно учиться, чтобы наверстать упущенное (развить логическое, пространственное мышление). А главное: как сделать так, чтобы ребёнок не пасовал перед трудностями и не говорил "У меня не получится!" и "Я не смогу!", ещё не начав действие? Для начала я стала заниматься с Мишей дома по школьным учебникам и столкнулась с тем, что некоторые задачи даже я не сразу решаю, а я всю школьную программу помню (мне 29 лет, закончила школу с медалью). Вообще, если говорить о школьной программе, то это тема для отдельного исследования: всё с ног на голову поставили, дети не пишут в тетрадях, а галочки в тестах ставят уже с первого класса, в учебниках по математике многие задачи поставлены некорректно. Занималась я с ним весь первый класс и поняла, что, когда я отставляю учебники и достою небольшую школьную доску с мелками, и мы начинаем рисовать, поступенчато решать, чертить, играть, то он понимает самую суть, принцип. Затем, поняв принцип, он уже с удовольствием решает подобные задания. ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА - это игра и наглядность. Не заучивание и зубрёжка цифр, формул, правил, а нужно давать наглядные принципы решения задач. Когда нам дали на лето учить таблицу сложения и вычитания "чтобы на зубок" сразу отвечали, я вошла в ступор. Ведь 8+6 это 8+2 и +ещё 4. Я объясняла дома ребёнку этот принцип, а он говорил, что его в школе ругают, за то, что он не отвечает сразу, а считает в уме. Мне не удалось объяснить ребёнку, что математика - это интересно, очень легко, занимательно на школьных учебниках, и я отдала Мишу в кружок увлекательного углубленного математического образования "Маткласс"(целая сеть по Москве). Я узнала, что там с детьми в игре, непринуждённо обучают математике. Причём обучение проводится не с помощью обычного запоминания, а именно с помощью осмысления. Когда я спросила сына про этот кружок, то он мне сказал, что ходить на математику не будет, что математика - это скучно, и его всегда на ней ругают, потому что он ничего не понимает. Мы с мужем уговорили его попробовать разок. Нам разрешили поприсутствовать на занятиях. Первое занятие было вводным, но также они играли и выполняли занимательные задания. У них там была также занимательная переменка: нужно, задавая вопросы, найти предмет, который спрятала педагог. Все задания были наглядными и преподносились детям в форме интриги и игры. Ребёнок путешествует по Умландии как бы находясь в неком квесте. Если кто-то что-то не понимает, то ему объясняют отдельно. Дети ждут следующего задания, как собачки, которым сейчас бросят палочку, виляя своими хвостиками. Боже мой! Как всё просто - просто поиграть с ребёнком, и он уже усваивает материал, сам не зная то, что он учится. Мы так пошли с дочкой на художественную гимнастику: она в свои 4 года абсолютно не поняла, почему она должна делать неинтересные, дискомфортные упражнения, да ещё по несколько раз подряд. Затем мы пошли с ней в театрально-хореографическую студию, где педагог в форме игры со смехом и шутками делала с детьми сложнейшие вещи - дети сами не понимали, что они садятся на шпагат, тянутся, делают мостик, они думали, что они "наматывают бутерброд", "едят пончики" и т.д. Когда Миша вышел с занятия, то сказал, что сюда ходить будет, что здесь интересно и не ругаются. Мне же захотелось поподробнее узнать про методику маткласса, чтобы и с другими детками своими (у меня четверо детей) начать заниматься уже до школы. Чем я и буду заниматься.