Про воспитание. больше вопросов, чем ответов....
особенное :)Что бы я ни делала, как бы ни старалась быть максимально "хорошей мамой" - я все равно буду совершать ошибки в отношении собственных детей, причем далеко не всегда понимать, где я не права. И у моих детей все равно будут свои психологические проблемы, связанные с моими "ошибками", и я все равно буду виновата в их переживаниях и проблемах.

Мы точно все родом из детства - единственное утверждение, в котором я не сомневаюсь.
Но в этом самом детстве с нами происходит такое огромное количество событий, что очень трудно ответить на вопрос, что именно нужно делать взрослым, чтобы ребенок смог вырасти умным, счастливым и гармоничным человеком.
Есть много попыток как-то ответить на этот извечный вопрос - всякие психологические теории, в разной степени обоснованные научными исследованиями, всякие практические системы по раннему развитию - все эти позиции в разной степени амбициозны и претендуют на истину, но все они существуют в одно и тоже время, противореча друг другу, именно потому, что НИКТО ТАК И НЕ ЗНАЕТ, КАК ПРАВИЛЬНО.
Я, как и всякая мама, желающая добра своему ребенку, часто об этом задумываюсь. Вот попытаюсь сейчас сформулировать, к чему я пришла на данный момент. Речь пойдет не только о развитии интеллека ребенка, а вообще о его личности.

1. Среди деток дошкольного возраста есть такие, на развитие которых родители положили немало сил и времени. Они отличаются от других детей - читают, считают, имеют большой словарный запас и набор знаний, который родители с гордостью демонстрируют окружающим. Да, у детей хорошая память и они много запоминают в раннем возрасте. Но дальше, повзрослев, очень часто эти ранние "гении" перестают выделяться среди сверстников. Потому что хорошей памяти недостаточно, чтобы быть успешными. Потому что нужно обладать такими чертами, как усидчивость, самостоятельность, умение общаться, адекватная самооценка, и еще много чего, о чем родители не всегда задумываются, вкладываясь в интеллект своего вундеркинда.
2. Сейчас так много информации о способах раннего развития детей, что это стало такой нормой, я бы даже сказала - модой. И даже как-то неловко на вопрос "а куда вы ходите на занятия с ребенком?" отвечать "никуда". И это - хорошо. Для тех, у кого не хватает собственной мотивации, надо чтобы их хотя бы общественное мнение подстегивало. Из серии "чтоб не хуже, чем у других" :)))))
3. Я отдаю себе отчет в том, что читая Азбуку своей дочери и положив немало сил и времени на занятия плаванием с ней, я тешу свое самолюбие. Это МОИ тщеславие и перфекционизм, заставляющие меня быть в чем-то успешнее других, я передам двоей дочери. И никуда от этого не деться. Мы все родом из детства. Если я перегну палку - дочь будет протестовать и делать что-то "вопреки". Она будет стараться быть "не такой" - но ведь все равно - не ТАКОЙ КАК МАМА. Если у меня получится не впасть в крайности - она тоже будет получать удовольствие от того, какая она умная.
5. Я очень хочу быть хорошей мамой! Правда. Я очень хочу быть достаточно честной с самой собой, чтобы не позволить собственным комплексам отыгрываться на детях. Я очень хочу быть мудрой и справедливой. Хочу уметь предоставить ребенку достаточно свободы для того, чтобы он мог развить все что заложено в нем, и достаточно ограничений, чтобы помочь ему приспособиться к этому миру, в котором мы далеко не всегда немедленно получаем что хотим.
Самое трудное - это позволить другому человеку быть собой, какой бы затертой ни была эта простая истина.
PS..Навеяно Настиным постом, в котором она подняла вопросо том, что в большей степени влияет на конечный результат развития ребенка - врожденные данные, усилия воспитателей, социальная среда или что-то еще?
