Один дополнительный
обученье на ПЕЧЕНЬКАХЯ хорошо помню, день, когда Катя первый раз посчитала в уме. Подхватившая очередной вирус в детском саду, она сидела в очередной раз со мной дома(((
Осень 2010г, Кате 3г4мес года. С утра и порисовали и поиграли, и вдруг в разговоре со мной, она говорит, что если бы ей еще «2 таких зе» (чего не помню), то у нее будет пять
- Почему? 
- потому сьто тли у меня узе есть, и тетыле, и пять. Вот! Если будет есё два, то потом палутиться пять. Пальцев она при этом не загибала, предметов в руках не было…
Называя три, она просто продолжала порядковый счет, но при этом отмечала себе в уме (кивала головой), сколько дополнительных чисел уже назвала. Меня тогда сильно удивила эта работа с абстрактными понятиями. Дальше она научилась присоединять числа побольше к любому числу первой десятки. Специально мы этим не занимались, не тренировались, тетрадей не решали, но житейские ситуации иногда показывали, что она считает и получает при этом правильные ответы.
Против счета на пальцах я ничего не имею против, наоборот очень даже ЗА, когда любые знания закрепляются через телесные ощущения. Просто так получилось, что самостоятельно, она пришла именно к такому способу счета. На подготовку к школе Катя не ходила, и в первом классе, когда много примеров нужно было решать на скорость, уже стала помогать себе, прибегая при счете к помощи пальцев на сложных примерах
А сегодня СТЕПЧИК, (3г8мес) выдал мне свое первое сложение. Не такое сложное, как первое Катино и со зрительной опорой на предметы, но все еще впереди))) С ним мы в математике спешим еще меньше, не занимаемся даже порядковым счетом ступенек, яблочек и т.д. Я уже писала, что хочу посмотреть, как математика «рождается» в естественных условиях. Просто из потребности в общении.
Дальше небольшое вступление (до сих пор была предыстория), и собственно решение задачи, даже двух)):
Степан большой любитель бубликов, печенек, вафелек и т.д. Он может неделю не вспоминать про конфеты, и, соответственно не получать их. Но про печеньки вспоминает по несколько раз на день и чтобы уменьшить вред от этого пристрастия, мне приходится выдумывать разные хитрости. Так, например, у нас есть уговор: раз ему 3 года, он за раз получает не больше трех печенек. При этом он «требует» , чтобы и не меньше ) Три- так три))
Вместо сушек я покупаю маленькие бублики диаметром 2см, эта дополнительная хитрость ещё больше уменьшает порцию)
- Мам дай бУблики
- Хорошо
- мОзьна я сам возьму?
- нет, я дам сама
- калясЁ, тлИ!!!
- да, три.
Даю ему два бублика и делаю вид, что мы «в расчете».
- Всё, можешь идти
- Нет, здесь только два!. нУзен есё АДИН ДАПАЛНИТЕЛЬНЫЙ!!
Позже история повторяется с печеньками. День дождливый, чем дольше мы сидим дома, тем больше его тянет на кухню((
- Мам, дай пазЯлуста петЕнье
- ты уже ел сегодня
- да, два
- Всё больше нельзя. Мы же договаривались: только три в день
- улЯ!!! знАтит мозьна есЁ аднУ !!!