Что сильнее книги?
обученье на ПЕЧЕНЬКАХКнига не слушается Степана и никак не хочет удерживаться сама в открытом виде. Положил на разворот карандаш. Ощутимого результата нет ))
- У каляндаша не очень много массы.. О, вот у кого много массы! Пять массы! (коробочка от пластилина справилась с задачей )) оказалось способной удержать разворот книги)
- Пять массы)? А у книги сколько? (я не ожидала никаких математически верных ответов. Просто хотелось продлить его размышления «о массах»- они такие смешные)) 
- У книги адИнадцать... О, нет! У книги- 5, а у нее 11 (мне показалось, что это случаный ответ, несмотря на то, что поправил себя. Показалось не по внешнему виду Степана. Выглядел он, как раз очень уверенно) Просто не могла поверить, что сын хоть как-то уже понимает число "11" )
- а если я скажу, что у кого-то масса 4, а у кого-то 2?
- вот у кого 4 (показывает на банку), вот у кого 2 (на книгу) (для той картины, кот-ю мы с ним видим, когда банка «победила» книгу- это правильный ответ. Проверила еще несколько раз на маленьких цифрах- не ошибается в сравнении… )
- а если у кого-то 10, а у кого-то 5? (сознательно дальше первого десятка я стараюсь не заходить пока. Если быть совсем честной, то - не заходить дальше первой пятерки. Но Степан все чаще стал включать в речь "шесть, семь, восемь". Похоже, что как-то их начинает уже понимать. Хотя бы на уровне, что они больше самых первых его чисел-единицы, двойки, тройки)
- у него 10, у неё- 5
- у него- это у кого?
- ой, у НЕЁ! это же бАначка!)) ("него" могло проскочить п.ч баночка с пластилином. Показал, что 10 у баночки, 5 у книги- опять верно)
Определять "вес, тяжесть" через слово «масса» придумал сам. Никто не предлагал никаких занятий/заданий на взвешивание и к слову «масса» внимания не привлекал)
Я писала раньше, что не занимаюсь со Степаном даже элементарным счетом. У нас продолжается эксперимент: насколько ребенок сам из бытовой жизни осваивает понятие числа ? Просто внимательно за всем наблюдая, купаясь в бассейне, строя из конструктора, рисуя козу)) и вылепливая машину. Как постепенно расширяется его понимание от "один-много", до "йогуртов на всю семью" (вместо числа 4ре), переходя постепенно к пониманию абстрактных чисел без опоры на предметы
P.S. Насколько все 10 правильных ответов из этой истории не случайны, проверю еще раз)) Может быть даже на примере с книгой. Мне понравилась Степчина идея )
P.P.S. не могу найти фото Степкиной "инсталляции" с книгой и банкой.. Кажется, что фотографировала... Телефон проверила- не нашла, в фотоаппарате тоже нет.. Если обнаружится куда дела, добавлю )