Войти
Мама двоих (6 лет, 1 год), жду девочку, 13 неделя Москва

ЛИЧНАЯ азбука малыша

17
Мама двоих (13 лет, 9 лет) Москва
У меня Илюха знал все буквы в полтора года. А потом забыл. Скорее даже не забыл, а просто сейчас эта тема его не увлекает.А в полтора года это был интересный опыт. Я не учила его специально и вообще считала, что это не особо полезно так рано. Но у нас была азбука, вот эта. Я купила ее из-за иллюстраций, планировала отложить на потом, но она ему сразу понравилась. Сначала просто читали, потом он листал книжку, показывал на буквы, я называла их, а потом он стал называть их сам (те, которые мог произнести). Гуляли мы исключительно от одной вывески к другой, если он узнавал букву, это вызывало такую бурю эмоций, он просто прыгал от счастья.Я думаю, что такой интерес был связан с началом говорения, ему нравилось называть буквы, потому что произносить их было легче, чем слова (слова он тогда тоже говорил, но только самые простые). Ему нравилось, что у него получалось выговорить, и что я его понимала. Еще я ему сделала объемные буквы, самые простые, он с ними играл: грузил в самосвал, мешал их ложкой в кастрюле и т.п. и называл при этом. У нас не было ассоциаций, как у вас, но буквы сами по себе были для него конкретны и осязаемы. В принципе, в полтора года для ребенка что пластиковая буковка,  что фигурка жирафа, которого он никогда не видел живьем — одинаково абстрактно  :)Мне кажется, если бы я приложила определенные усилия, чтобы развивать этот интерес, сейчас бы он вполне мог складывать простые слоги. Но я тогда вышла на работу и мы очень многое потеряли. В два года он говорил меньше, чем в полтора, я думаю, что это из-за стресса. Сейчас я снова вернулась в декрет и у него пошел скачек в развитии. Надо будет подсунуть ему буквы... может, под каким-то новым соусом. Попробую через ассоциации :)
0
08.06.2015
Мама двоих (13 лет, 9 лет) Москва
Прочитала твой пост, на который ссылка ниже в комментах... А почему маленький речевой опыт препятствие для знакомства с буквами? Нет, заниматься с ребенком, пичкать его буквами, цифрами, овалами и шестиугольниками, когда ему интересны кошки и собаки во дворе, это неправильно. Но когда ребенок сам проявляет интерес, сам спрашивает, зачем ограничивать его? Называние букв — такой же речевой опыт, разве нет? Ребенок учится управлять своим речевым аппаратом, учится соотносить некий объект (изображение или фигурку буквы) со словом (буквой, звуком). У меня идея ассоциации буквы с человеком в год и девять вызывает больше сомнений, "мама" — это мама, а не буква... Сейчас (в два с половиной) — да, можно, он уже легко поймет, что это не мама, а буква (звук), с которой начинается слово "мама" (или буква, которая называется "мама", пусть так), уровень обобщения уже совершенно другой. Но вот сейчас я как раз не уверена в том, что ему нужны буквы, когда он уже владеет словами, строит предложения, сейчас нужно идти в эту сторону, в сторону усложнения, разнообразия речи, а называние букв на вывеске — что оно даст ему сейчас? Просто тренировка памяти?
0
08.06.2015
Мама четырех (от 9 лет до 18 лет) Москва
Комментарий удален
0
09.06.2015
Мама четырех (от 9 лет до 18 лет) Москва
Галя, спасибо за сомнения, которые ты описала ) Мне важно понимать, что есть другие точки зрения и какие они ) Почему, как мне кажется, интерес к буквам не стоит поддерживать  при малом речевом опыте (меньше 70ти-80 слов): 1. Узнав несколько букв, ребенок начинает их везде искать/находить, отвлекаясь при этом от того настоящего мира, который вокруг него, познание которого его должно бы по настоящему увлекать.  Примечать  в 1,5года разницу между ёлкой и березой,  отличать дядю от тёти, сложнее, чем соотнести знаки «п» и «б» с их названиями и, на мой взгляд важнее. 2.Ты выше правильно отметила, что букву назвать легче, чем полноценное слово. И есть дети, застревающие на этом этапе.  Это они смогли, взрослые восхищены, нет поводов двигаться дальше. 3.И последний пункт, кот-й относится только к методу ассоциаций. Названия буквам мы выбираем из активного словаря ребенка. Если нет слова, произносимого малышом,  на эту букву, значит, пока не рассказываем о ней.  За редким исключением, например,  :- для буквы «Шапка», которую ребенок не скоро сможет произнести, а образ  буквы запоминает, потому что он  простой;- для «личной» буквы малыша, если она сложная.То есть, чтобы было из чего выбирать имена буквам, мы вначале должны накопить базовый словарь Что касается твоих сомнений  про маму-букву в 1г 9мес. Ребенок  к этому возрасту:Во-первых,  четко уже может понимать, что различия в одной фонеме сильно меняют значение слова. Что  «лук» и «тук»- это совершенно разные вещи,  что между «мама» и «муму» нет никакой связи, хотя разница в одном звуке. Поэтому мы говорим  «буква мама», это помогает удержать знакомое название в памяти, но не ставит знака равенства между буквой и мамой. Во-вторых, мышление на этом этапе еще сильно связано с ассоциациями. Человек проводит связи между понятиями и запоминает, не анализируя глубоко: в книге лев в клетке- ОК, запомним «лев». В гости пришел дядя Лев. Тоже «лев»?. А-а это потому что у него желтая майка (пышная шевелюра, грубый голос…) находит связь и запоминает, или просто отмечает странность и все-равно запоминает. По этой же причине  после трех, когда мышление меняется с ассоциативного на логическое, дети, наверное, уже будут протестовать((.  «Как это буква «самолет»?, что у нее общего с ним, где у нее крылья? Вы шутите, буква не может быть самолетом!» «Но вот сейчас я как раз не уверена в том, что ему нужны буквы, когда он уже владеет словами, строит предложения, сейчас нужно идти в эту сторону, в сторону усложнения, разнообразия речи, а называние букв на вывеске — что оно даст ему сейчас? Просто тренировка памяти?» Ты хорошо знаешь своего ребенка и выбираешь направления  его развития. Согласна, что называние букв на вывеске  ни к чему) Мои дети, и те кто учил с нами буквы ассоциациями, никогда и не замечали букв на вывесках) Они находят их в жизни, как когда-то находили  в общей массе людей тётю и дядю, а среди деревьев- ёлку и березу. Вот буква найденная Степаном в гостинице в Петербурге. У нас в номере были двери из темного дерева и белая плитка на полу. На этом контрасте он заметил в открытой двери такую "л" (тогда не сфотографировала, поэтому Л-наша домашняя) 64c39465db3dd0fd744ff11e52566319.jpgВот случайно "выпиленная" им из хлебца "буква баба". e26754ec20c64c649359af6bd76ef173.jpg Это моя любимая из Катиного репертуара буква, потому что  с ней связана смешная история. Буква "тётя" (фото не наше) 7e0f3cf2602c0a53a28724d33742f514.jpgЛично нам это не для тренировки памяти, это интересно и весело. После трех лет мы пишем слова (покажу, что и как Степа пишет), потихоньку приходим к тому, что дети могут подписать свои собственные рисунки, записывать свои истории. И здесь очень помогает, что буква имеет название: на каждое имя буквы они пишут только одну букву. Тогда как детям, выучившим алфавитное название  «бэ», сложно понять, почему пишем «б», а не «бэ», да и чтению это потом сильно мешает (  
0
09.06.2015
Мама двоих (13 лет, 9 лет) Москва
В твоих словах, безусловно, есть логика.Но я стараюсь идти за ребенком, а не бежать впереди него, не решать за него, что "должно его по-настоящему увлекать"... а почему должно то? Если его что-то интересует, значит, ему это нужно, и сейчас.Да, назвать букву (звук, я никогда не пользовалась алфавитными названиями) легче, чем слово, поэтому мне и кажется, что это очень хорошая тренировка, развитие ведь и идет от простого к сложного. Почему ребенок должен застрять на буквах? Из моих наблюдений за Илюшей могу тебе сказать, что как раз наоборот, переход к словам происходит очень легко, как только у ребенка начинает получаться произношение отдельных звуков.И про ассоциации. Я написала, что у нас не было ассоциаций с буквами. Это не так, на самом деле. Я имела в виду, что не было какой-то одной закрепленной ассоциации, когда одна буква = одно понятие. Илюша сам находил эти ассоциации, когда я говорила "Мммм", он улыбался и говорил "Мммм... мама", "Б" — баба, "П" — папа и т.д. Но мы на этом не останавливались. Например, он показывал на обложке книжки про Маламыша букву "М" и говорил "Ммммм... пи-пи-пи", у него появлялась ассоциация между звуком/буквой "М" и словом "мышка", но ему еще сложно было это произнести. Или на коробке с молоком он показывал на букву "М" и говорил "Ммммм... Мако" (мако — молоко). И это в полтора года! Это же здорово, я не про раннее обучение чтению сейчас говорю, а шире, про развитие мышления... ты понимаешь :))У вас другой опыт, и он очень мне интересен. Просто меня немного удивила твоя критика знакомства с буквами в более раннем возрасте. Я совершенно убеждена, что ребенку невозможно навредить, если занимаешь с ним тем, что приносит ему радость :)
0
09.06.2015
Мама четырех (от 9 лет до 18 лет) Москва
да, полтора года- это какой-то магический возраст, когда многие дети начинают понимать, что в нашей жизни слишком много вот этих "закорючек", и спрашивают "как они называются?"Здорово, что появилась возможность "вернуться к Илюше", особенно если это сильно сказывается на развитии!
0
09.06.2015
Мама мальчика (14 лет) Москва
здорово - так роднее! надо тоже подумать в этом направлении...
0
26.11.2013
Мама четырех (от 9 лет до 18 лет) Москва
Очень правильное определение вы подобрали, спасибо .  Так действительно роднее, поэтому начинаем с самых родных букв:  Мама, Папа и личной буквы малыша (первой буквы имени).  Я потому и притормозила после первой семерки- ждала пока начнет себя называть. И ради нее  же единственное исключение: буква «С», а называем ее Тёпа. Умеет говорить  «сыр» (си), но Степа- роднее )))
0
26.11.2013
Мама мальчика (14 лет) Москва
а у нас папа сережа:)))
0
26.11.2013
Мама четырех (от 9 лет до 18 лет) Москва
Папа Сережа- это отлично ))) Если нет   других ярких  для сына образов на эту букву, то может быть С- Сережа. В то же время если  мальчик  с ума сходит по Самолетам, или жить не может без Самоката ))), то в азбуку берем  то, что  вызывает больше эмоций.
0
26.11.2013
Мама мальчика (14 лет) Москва
самолет - это тоже хороший вариант!
0
26.11.2013
Мама четырех (от 9 лет до 18 лет) Москва
Да, хороших вариантов много ), а  ребенок  подскажет- какой для него лучший! Ориентируемся на его личные интересы   
0
26.11.2013
Мама девочки (14 лет) Москва
Мы начали такое знакомство с буквами еще в 1,5 года, тоже не специально, играючи(написана на детском ковре). Сейчас знает почти всю азбуку и очень любит буквы, особенно свою Т, может просто взять ее из магнитной азбуки и играть ею)) Я правда на оборот переживала, что вот такие ассоциации помешают навыку чтения, т.к. называет буквы исключительно вместе с ассоциацией например Т- Тая. Но раз у вас уже был положительный опыт, надеюсь и у нас все будет хорошо))
0
27.11.2013
Мама четырех (от 9 лет до 18 лет) Москва
Интерес к буквам стали проявлять и оба моих ребенка примерно в 1,5года (почему с сыном решила повременить,  писала здесь http://www.babyblog.ru/user/id1171021/53235 . Очень много историй уже слышала про этот возраст и  буквы ))), ваша- еще одно подтверждение )"любит, особенно свою Т"- да, малыши очень трогательно относятся к личной букве )А про переход в письмо и чтение, я как-нибудь напишу. Не переживайте- ассоциации не помешают. Гораздо больше вредят чтению "алфавитные" названия букв (бэ, вэ, гэ и т.д)Интересно, а какие слова в личной азбуке вашей дочери для "М" и "П"? 
0
27.11.2013
Мама девочки (14 лет) Москва
Конечно Мама и Папа))
0
27.11.2013
Мама мальчика (14 лет) Москва
У нас любимые буквы Э и Ы )))
0
27.11.2013
Мама четырех (от 9 лет до 18 лет) Москва
ничего себе, это же самые сложные гласные для проговаривания )))а за что они вам полюбились, можете поделиться?
0
27.11.2013
Мама мальчика (14 лет) Москва
Мы особо не учили, он сам спрашивает, что это? Я называю букву. Мне кажется ему нравятся как они произносятся ))) Первыми он эти буквы выучил ( не считая А), произносит все, кроме мягкого, твердого знаков и буквы Р. Буквы С, Ш, Щ у него звучат одинаково ))) Буквы выучил пока лежали в больнице, там было лото из букв.
0
28.11.2013
КУПЫ (загадка на месяц) Купание с буквами

Похожие записи