Как воспитывать гиперактивного ребенка?
Что делать, когда ребенок чересчур активный, так и норовит где-то набедокурить?
Как воспитывать малыша, если Вам достался не ребенок, а настоящий ураган? Вот, например, письмо Лианы:
Здравствуйте, сыну 2,5 года. Проблема в том, что он у нас кусает других детей, агрессивно к ним относится, пытались походить в частный сад, но хватило только на 2 недели, пришлось забрать, т.к жаловались родители и воспитатели. После этого и дома стал вести себя ужасно, мы просто его не узнаем (хотя уже не ходим в сад), буквально за последний месяц так изменился резко в худшую сторону (и раньше было не просто с ним, постоянно внимание уделяли, глаз невозможно было оторвать) Не контролируем, не слушает нас, пакостничает специально, так и норовит что-то сделать плохое (прям глаза бегают и смотрят вокруг- что бы такое натворить), раньше на нас не замахивался, а сейчас может и ударить нас. И по попе давали, и разговаривали, объясняли, говорили, что больно (сломается, ударишься, нельзя и т.п. ) - бесполезно.
Лиана и все родители, которые сталкиваются с подобной проблемой! Сначала предлагаю вам разобраться, в чем причина того, что от ребенка "глаз не оторвать". Сейчас все чаще и чаще встречаются дети, у которых, как раньше говорили, "шило в попе", а теперь называют это научным словом "гиперактивность".
Под этим словом, конечно, понимают не просто повышенную активность ребенка, но активность особого рода, обусловленную некоторыми особенностями в развитии нервной системы малыша. Такими особенностями, при которых родителям с их чадом становится трудно справиться, да и самому ребенку на самом деле очень трудно.
Как определить, правда ли ребенок гиперактивный?
Полностью наименование этого нарушения развития звучит как "Синдром дефицита внимания и гиперактивности" или СДВГ. Синдром - потому что не одна только активность ребенка является симптомом, но целый "букет" особенностей характерен для такого малыша:
- повышенная переключаемость внимания - в тяжелых случаях ребенок не может сосредоточиться ни на чем дольше, чем на 3-5 секунд;
- импульсивность, отсутствие торможения: каждое желание мгновенно превращается в физическое действие, минуя всякий сознательный контроль;
- сниженная чувствительность к физической боли (как следствие - непонимание чужой боли);
- повышенная потребность в движении;
- "непослушность", то есть неспособность делать то, что говорят взрослые.
В чем же причина Синдрома дефицита внимания и гиперактивности?
Очень часто со стороны кажется, что это очень невоспитанный и злонамеренный ребенок. Но на самом деле малыш со всеми этими симптомами и хотел бы, да просто не может вести себя иначе. У него очень трудно и медленно созревают механизмы нервной системы, которые отвечают за управление поведением: нужные отделы мозга (а именно кора лобных долей) и нервы, которые должны проводить импульсы от головы к телу.
Почему же так получается? Оказывается, причина этого замедления - в том, какие импульсы мозг получает от тела. У нашего малыша изначально - всего одна небольшая трудность: у него стоит в мозгу, образно говоря, "заслонка", и он плохо чувствует свое тело. Потому-то, кстати, он стремится все время попасть в какие-нибудь истории: ему почти не чувствительно там, где другим детям просто больно.
Для своего развития, для того, чтобы правильно выстроить нервные связи, мозгу младенца необходимо получать "пищу", строительный материал, то есть информацию. Импульсы от глаз, ушей, рта, носа, тела, кожи, мышц, органов равновесия. Если каких-то импульсов не хватает, мозг не может сделать "правильные выводы" и построить в себе нужные отделы. Он начинает "добирать" эту информацию. Так, чтобы получить больше информации от тела, ребенку надо более сильные ощущения получить - он начинает всюду лезть, ударяться обо все, падать, все пробовать и трогать.
Кроме того, мозг нашего малютки страдает не только от дефицита нужной информации, но и от дефицита питательных веществ. Чтобы он мог работать, организму приходится все время двигаться, чтобы насытить мозг кислородом. Как только малыш останавливается, его мозг начинает "голодать", и малышу становится очень трудно думать. По сути, он может думать только в движении. И чем больше он старается зафиксироваться, остановить на чем-то свое внимание, тем больше сил он тратит на это, и тем более голодным становится его мозг.
Как помочь гиперактивному ребенку?
Для того, чтобы исправить дело, такому малышу нужно специально организовывать занятия, которые напитают его мозг импульсами от тела. Причем сильными импульсами, способными пробиться сквозь заслонку, которая почему-о есть в его нервной системе. Импульсами от поверхности тела, и от глубоких мышц корпуса, от ручек, ножек, мышц глаз и даже языка.
Что же это за занятия?
1. В первую очередь, конечно, всякие "обжималки". Закатывайте ребенка в одеяльце, зарывайте в подушки, прелагайте протиснуться в узкие щели - желательно ползком, ложитесь на него сверху, прямо своим животом - и пусть выползает из-под вас. Такие игры - упражнения дают мозгу ребенка глубокие и сильные импульсы.
2. "Качалки" - всякие игры с потерей равновесия. Знаменитые "Поехали с орехами" - до 20 раз в день!. Крутите, бросайте и ловите, качайте в гамаке, предлагайте ходить по качающемуся бревну, кататься на гимнастическом мяче (животом и спиной). Поиграйте в "лошадки" - встаньте на четвереньки и посадите малыша на спину, попробуйте так пройтись по комнате. Усложните - пусть малыш попробует проехаться стоя!
3. "Волочилки" - мягко тяните ребенка за ручки или ножки, позволяя телу ехать по нескользкому коврику. Посадите его на ткань и покатайте на этой ткани, как в санках. Научите его ползать по пластунски, ползать без рук (отталкиваясь от пола только носочками ног), или наоборот, на одних руках, волоча ноги.
4. "Каталки" - перекатыванья бревнышком, кувырки, прокатывания мячом по телу.
5. "Бросалки" - кольца, дартс, мячи, корзины. Хорошо кидать тяжелый мяч - в момент броска очень хорошо чувствуются мышцы руки. Отличная вещь - мячики с "липучками" - их можно кидать даже дома.
6. "Ловилки" - для того, чтобы поймать мяч, нужно очень хорошо сконцентрировать внимание. Очень хорошо ловить вязанные мячики, набитые горошком - они не отскакивают, а как бы сами ложатся в руку. Для усложнения - ловить мячи разных размеров, твердые предметы, учиться жонглировать.
7. "Топотушки" - очень полезные упражнения совершали наши предки, танцуя народные танцы с притопами. Во время топанья задействуется самый глубинный вид чувствительности, так называемая проприоцептика. Можно даже сидя ножками колотить по земле - не зря дети так любят это делать, но их за это часто ругают.
8. "Кривлялки" - предложите малышу корчить рожи и высовывать язык: это тоже архиполезное упражнение, которое, однако, делать детям часто запрещают. Надо просто объяснить, когда можно это делать, а когда это неуместно, и просто выводить ребенка оттуда, где его поведение неуместно и мешает окружающим.
9. "Расслаблялки". Гиперактивные дети очень плохо умеют расслабляться - их необходимо этому учить. Конечно, здесь и обычные купанья, от ванны до бассейна. Очень хорошо иметь "сухой бассейн" - наполненный пластмассовыми шариками. Но можно учить ребенка расслабляться и путем специальных упражнений, их стоит описать в отдельной статье.
Конечно, отдельной статьи заслуживают и методы воспитания, которые помогают гиперактивным малышам научиться вести себя в обществе. Так что об этом попозже.
А сейчас, дорогие читатели, ответьте пожалуйста в комментариях под этой статьей, была ли она Вам полезна? О чем бы вы хотели прочитать подробнее?
http://mamacoach.ru/2013/kak-vospityivat-giperaktivnogo-rebenka/