Margo
12 лет
10 самых распространённых родительских «нельзя»
1. нельзя плакать, кричать, орать, шуметь.
2. нельзя драться, толкаться, плеваться, кусаться
3. нельзя пачкать и пачкаться
4. нельзя жадничать
5. нельзя вредничать, спорить со старшими, идти «наперекор», поступать «вопреки родительской воле», мешать заниматься своими делами, отвлекать от дел.
6. нельзя подбирать и тащить в рот, в дом всякий мусор и хлам.
7. нельзя ломать, рассыпать, разрывать, разбивать, разливать, разбрасывать и сорить.
8. нельзя бегать, прыгать, падать.
9. нельзя обманывать.
10. нельзя играть спичками, электрическим оборудованием, острыми, колющими, режущими и прочими опасными предметами.
Всмотритесь внимательно в эти «нельзя» - среди них нет ни одного «настоящего». Все эти многочисленные «нельзя» направлены на то, чтобы сделать ребёнка послушным, удобным для родителей и социального окружения. Такие запреты, мотивированные страхом и стремлением избежать неудобств, нарушают нормальный ход развития личности ребёнка, снижают такие личностные свойства, как жизнеспособность, жизнеустойчивость. Посмотрим, что представляют собой эти «нельзя», и к каким последствиям приводят во взрослой жизни.
1. нельзя плакать, кричать, орать, шуметь.
Крик – самая первая возможность самовыражения. В период раннего младенчества – единственный канал самореализации. Эта возможность закреплена за каждым человеком как «право на голос». Для полноценного развития и личностного становления малыш имеет право знать, что он может пользоваться своим голосом по своему усмотрению – петь, орать, шептать, свистеть, гудеть, кричать, лепетать, бормотать итд. Вместо запрета на крик в раннем возрасте ребёнку необходимо безусловное принятие. А в период социализации подходит объяснение и научение как, в какой ситуации, почему, зачем итд. В психологии хорошо известны такие психологические проблемы, возникающие вследствие ранних запретов на крик, когда в ситуации опасности взрослый человек не может крикнуть, позвать на помощь итд. А в повседневной жизни можно часто наблюдать, как люди отказываются от собственного голоса или не научаются им пользоваться. Например, молчат там, где нужно «подать голос» или голосуют, как большинство, растворив свой собственный голос в общем гуле , или не могут начать разговор, или напротив – начав, не могут остановиться итд.
2. нельзя драться, толкаться, плеваться, кусаться.
Все эти крупномоторные акты – естественные акты становления и развития любого ребенка, с помощью которых формируется система конструктивного канализирования нормальных агрессивных импульсов. Не говоря уже о том, что реальность может потребовать от взрослого человека и умения драться и умения «показать зубы». Помните, как об этом пела мудрая черепаха Тортилла : «драться надо, так дерись!».
3. нельзя пачкаться и пачкать.
В основе детского желания пачкаться и пачкать – лежит архетип «оставить след». Производные этого мощного стремления – все направления искусства от живописи, скульптуры до литературы. Первый «материал» для пачкания, который попадает малышу в руки – это его собственный «продукт жизнедеятельности», который ребёнок с благоговением, упоением и нескрываемым удовольствием размазывает по стенам, по лицу. Не стоит прерывать это по-настоящему творческий процесс криком отвращения. Период просыпанной муки и размазанной каши краткий и уморительный. Получите удовольствие вместе с маленьким творцом, не смотря на выпачканные полы, одежду и мордашку. Режиссёр самого кассового блокбастера «Властелин колец» в раннем детстве целыми днями размазывал кетчуп по стенам. А его мать – простая деревенская женщины с кротостью и терпением покупала каждый день в лавке очередную порцию материала для творчества (бутылку с кетчупом). Её любовь и усердие были возмещены сполна.
Если родительские запреты - пачкаться - чрезмерны, то это приводит к формированию невротических защит, известных в психологии как «формирование реакции», или даже неврозам, которые могут проявляться как чрезмерное стремление к чистоте или как страх испачкаться. В этом случае уже может понадобиться помощь психотерапевта. Людей с помощью терапевтических техник заново учат пачкаться. Такая техника называется «техникой шоколадного пудинга».
4. нельзя жадничать.
Сначала надо признать безусловное право малыша на свою собственность и на возможность распоряжаться этой собственностью по своему усмотрению. Иными словами, не заставляйте своего ребёнка делиться против его воли его любимыми машинками, сладостями с другими детьми из опасения, что окружающие оценят вас, как родителей, которые недостаточно хорошо воспитали своего ребёнка. Расскажите ему, что он имеет право делиться и имеет такое же полное право не делиться, когда ему этого не хочется. Немного терпения и наступит момент, когда ваш малыш сам захочет поделиться. Это будет по- настоящему ценный момент. Собственная, щедрость начинает формироваться с развитием социальных мотиваций после трёх лет, не раньше. Погоня за ранними социальными проявлениями хороших манер и воспитанности приведёт к тому, что ребёнок, у которого не признали право на собственность, не будет признавать и уважать право на собственность другого человека. Ситуации, когда подростки садятся на скамью подсудимых за то, что «просто взяли покататься» корнями «растут» из ранних родительских «нельзя жадничать, дай мальчику свою машинку, он же меньше тебя, он только покатается и отдаст».
5. нельзя вредничать, спорить со старшими, идти «наперекор», поступать «вопреки родительской воле». Запреты такого рода наилучшим образом сформируют у вашего ребёнка умение подчиняться, быть послушным, удобным. Сначала - удобным для родителей, а потом для кого?
6. нельзя подбирать и тащить в рот, в дом всякий мусор и хлам.
В основе желания собирать, подбирать, тащить лежит познавательный интерес, любопытство и оральная стадия развития, которая характеризуется тем, что малыш познает мир преимущественно через рот. А также вспомним из истории, что собирательство – самый древний вид деятельности человека. Задача родителей не запрещать – а создать безопасную ситуацию полноценного осуществления познавательной деятельности ребёнка в этот период.
7. нельзя ломать, рассыпать, разрывать, разбивать, разливать, разбрасывать и сорить.
Все эти виды деятельности малыша характеризуют нормальный ход развития. Осуществляя все эти разрушающие действия , дети научаются управлять базисной агрессивной энергией, наряду с овладением базисной конструктивной энергией. Малыши с удовольствием строят из кубиков, песка башни и домики, а потом с не меньшим удовольствием их ломают. С точки зрения познавательной активности у каждой вещи\игрушки, попавшей в руки малышу, есть две основных функции: 1. вещь\игрушка должна быть отыграна, проиграна и 2. вещь\игрушка должна быть сломана, разобрана. Тогда можно будет сказать, что данный предмет внес в развитие малыша свой полноценный вклад. А пресловутые рассыпанные пакеты с рисом и гречкой не только удовлетворят познавательный интерес маленького исследователя, но и «поучаствуют» в формировании мелкой моторики.
8. нельзя бегать, прыгать, падать. Бегать, прыгать и падать – самые значимые виды деятельности ребёнка, значение которых на формирование всех личностных характеристик малыша трудно переоценить. Сама природа позаботилась о безопасности малыша, максимально приспособив его тело к многочисленным падениям. Каждое падение – это ошибка, а ошибка – это бесценный опыт развития. С этой точки зрения – запрет падать – самый «вредный» запрет. Человеку потом не хватит всей жизни, чтобы справиться с самым страшным страхом – страхом падения, как частного проявления страха перед жизнью. «Не бегай, попадёшь под лошадь. Не бегай, вспотеешь. Не бегай, забрызгаешься. Не бегай, у меня голова болит». (А ведь в принципе мы даем детям бегать: единственное, чем даём им жить.) Я. Корчак.
9. нельзя обманывать. Самый нелепый из всех запретов, если принимать во внимание тот факт, что более 70% всей вербальной продукции, которую производит человек за день – это ложь, неправда, полуправда, фантазии, враки, враньё, обман, хитрость. За этим многообразием проявлений, когда человек вербально искажает реальность, стоит многообразие мотиваций. Не говоря о том, что есть великое множество жизненных ситуаций, в которых человеческая способность обманывать также важна и необходима, как и способность выдавать точные правдивые формулировки. Помните сказки про Ходжу Насреддина? Его уникальная способность обманывать и хитрить делает Ходжу непобедимым в борьбе со злом, жадностью и страхом. В основе же разрушающей лжи всегда лежит деструктивный страх. (Страх тоже бывает разным!)
10. нельзя играть спичками, электрическим оборудованием, острыми, колющими, режущими предметами. Если вы действительно хотите обезопасить своего ребёнка от всех этих ужасных вещей, то …. Дайте ему в них играть. Играя, ребёнок овладевает и научается. Для этого не нужно ждать «подходящего» возраста. Подходящим является тот возраст, в котором ребёнок начал проявлять интерес к этим предметам. К слову сказать, в основе тяги к спичкам лежит базисное стремление «овладения огнём». Чаще всего начинает проявляться в возрасте 2-х лет. Водой ребёнок овладевает раньше, когда начинаются игры с переливанием, поливанием итд. Под вашим руководством 2-хлетнему малышу по силам зажигать и тушить свечку. (Подойдёт толстая короткая, чтобы не опрокинулась. Свечку можно разместить на металлическом противне из духовки). На улице, за городом в лесу, можно дать малышу возможность разжечь костёр, подержать горящую палочку итд. Что касается электрических розеток, то те которые под напряжением должны быть снабжены заглушками, а малыш с удовольствием будет втыкать вилку от старого магнитофона в розетку от удлинителя итд. Сейчас для детей продаются не острые ножницы с загругленными концами, которые режут бумагу. А пластиковый одноразовый ножик вполне справится с вареным картофелем. Может быть, проявить фантазию сложней, чем отмахнуться от вездесущего ребёнка с помощью слова «нельзя», но зато намного интереснее и эффективнее.
P.S. Слово «нельзя» обладает мощной силой, способностью прерывать, прекращать, останавливать, ограничивать, проводить грань. Это «слово-ножницы», « слово-бритва», «слово-нож», «слово-гильотина». Важный и одновременно опасный инструмент, если пользоваться им как попало, где попало и когда попало.
Когда, как и зачем пользоваться словом «нельзя».
Необходимо разделять повседневные запреты, правила и ограничения, регулирующие ординарную жизненную ситуацию и трансординарную ситуацию смертельной опасности. В первом случае можно обойтись без употребления слова «нельзя» .
Многочисленные и бездумные родительские «нельзя», как чиканье острых ножниц. «Чик-чик», и перерезана невидимая многочисленная ниточка-интенция развития. «Чик-чик», и ещё одна. Их , этих ниточек – лучиков – талантов – стремлений - потенций бесчисленное множество. Бесчисленное, но не бесконечное. Рука «стригущая» работает без устали – контролирует, регулирует, воспитывает.
«Стало быть, всё позволять? Ни за что: из скучающего раба мы сделаем изнывающего от скуки тирана». Я.Корчак.
Ограничения нужны и важны. Нормальный уровень фрустрации обеспечивает нормальный ход развития ребёнка.
О нормальном уровне фрустрации.
«Поначалу вам может не понравиться идея воплощения “нет”, но, возможно, вы поймете, что я имею в виду, если я напомню, что маленькие дети любят, когда им говорят “нет”. Они не хотят играть только мягкими игрушками. Им нравятся камни, палки и жесткий пол; нравится, когда им говорят, что пора слезать, не меньше, чем сидеть на руках.»
Д.В. Винникотт.
Наш «богатый и могучий» язык позволяет регулировать нежелательное поведение ребёнка без категоричного «нельзя»: «Ведь можно так слова расположить, что всем на свете будет хорошо» (Г. Седельников) . Психологи советуют фразы запрещающего, ограничивающего характера начинать со слов с ярко выраженной позитивной окраской : «лучше так не поступать», «хорошо бы сейчас этого не делать» или со слов, подчёркивающих самостоятельность выбора : «можешь сегодня шуметь потише?», «можешь стрелять из водяного пистолета в ванной или на улице?» итд
В том случае, когда ребёнку угрожает смертельная опасность, кричите «нельзя». Чем реже пользовались вы этим словом «всуе», тем надёжнее «сработает» «нельзя» в решающий момент.
2. нельзя драться, толкаться, плеваться, кусаться
3. нельзя пачкать и пачкаться
4. нельзя жадничать
5. нельзя вредничать, спорить со старшими, идти «наперекор», поступать «вопреки родительской воле», мешать заниматься своими делами, отвлекать от дел.
6. нельзя подбирать и тащить в рот, в дом всякий мусор и хлам.
7. нельзя ломать, рассыпать, разрывать, разбивать, разливать, разбрасывать и сорить.
8. нельзя бегать, прыгать, падать.
9. нельзя обманывать.
10. нельзя играть спичками, электрическим оборудованием, острыми, колющими, режущими и прочими опасными предметами.
Всмотритесь внимательно в эти «нельзя» - среди них нет ни одного «настоящего». Все эти многочисленные «нельзя» направлены на то, чтобы сделать ребёнка послушным, удобным для родителей и социального окружения. Такие запреты, мотивированные страхом и стремлением избежать неудобств, нарушают нормальный ход развития личности ребёнка, снижают такие личностные свойства, как жизнеспособность, жизнеустойчивость. Посмотрим, что представляют собой эти «нельзя», и к каким последствиям приводят во взрослой жизни.
1. нельзя плакать, кричать, орать, шуметь.
Крик – самая первая возможность самовыражения. В период раннего младенчества – единственный канал самореализации. Эта возможность закреплена за каждым человеком как «право на голос». Для полноценного развития и личностного становления малыш имеет право знать, что он может пользоваться своим голосом по своему усмотрению – петь, орать, шептать, свистеть, гудеть, кричать, лепетать, бормотать итд. Вместо запрета на крик в раннем возрасте ребёнку необходимо безусловное принятие. А в период социализации подходит объяснение и научение как, в какой ситуации, почему, зачем итд. В психологии хорошо известны такие психологические проблемы, возникающие вследствие ранних запретов на крик, когда в ситуации опасности взрослый человек не может крикнуть, позвать на помощь итд. А в повседневной жизни можно часто наблюдать, как люди отказываются от собственного голоса или не научаются им пользоваться. Например, молчат там, где нужно «подать голос» или голосуют, как большинство, растворив свой собственный голос в общем гуле , или не могут начать разговор, или напротив – начав, не могут остановиться итд.
2. нельзя драться, толкаться, плеваться, кусаться.
Все эти крупномоторные акты – естественные акты становления и развития любого ребенка, с помощью которых формируется система конструктивного канализирования нормальных агрессивных импульсов. Не говоря уже о том, что реальность может потребовать от взрослого человека и умения драться и умения «показать зубы». Помните, как об этом пела мудрая черепаха Тортилла : «драться надо, так дерись!».
3. нельзя пачкаться и пачкать.
В основе детского желания пачкаться и пачкать – лежит архетип «оставить след». Производные этого мощного стремления – все направления искусства от живописи, скульптуры до литературы. Первый «материал» для пачкания, который попадает малышу в руки – это его собственный «продукт жизнедеятельности», который ребёнок с благоговением, упоением и нескрываемым удовольствием размазывает по стенам, по лицу. Не стоит прерывать это по-настоящему творческий процесс криком отвращения. Период просыпанной муки и размазанной каши краткий и уморительный. Получите удовольствие вместе с маленьким творцом, не смотря на выпачканные полы, одежду и мордашку. Режиссёр самого кассового блокбастера «Властелин колец» в раннем детстве целыми днями размазывал кетчуп по стенам. А его мать – простая деревенская женщины с кротостью и терпением покупала каждый день в лавке очередную порцию материала для творчества (бутылку с кетчупом). Её любовь и усердие были возмещены сполна.
Если родительские запреты - пачкаться - чрезмерны, то это приводит к формированию невротических защит, известных в психологии как «формирование реакции», или даже неврозам, которые могут проявляться как чрезмерное стремление к чистоте или как страх испачкаться. В этом случае уже может понадобиться помощь психотерапевта. Людей с помощью терапевтических техник заново учат пачкаться. Такая техника называется «техникой шоколадного пудинга».
4. нельзя жадничать.
Сначала надо признать безусловное право малыша на свою собственность и на возможность распоряжаться этой собственностью по своему усмотрению. Иными словами, не заставляйте своего ребёнка делиться против его воли его любимыми машинками, сладостями с другими детьми из опасения, что окружающие оценят вас, как родителей, которые недостаточно хорошо воспитали своего ребёнка. Расскажите ему, что он имеет право делиться и имеет такое же полное право не делиться, когда ему этого не хочется. Немного терпения и наступит момент, когда ваш малыш сам захочет поделиться. Это будет по- настоящему ценный момент. Собственная, щедрость начинает формироваться с развитием социальных мотиваций после трёх лет, не раньше. Погоня за ранними социальными проявлениями хороших манер и воспитанности приведёт к тому, что ребёнок, у которого не признали право на собственность, не будет признавать и уважать право на собственность другого человека. Ситуации, когда подростки садятся на скамью подсудимых за то, что «просто взяли покататься» корнями «растут» из ранних родительских «нельзя жадничать, дай мальчику свою машинку, он же меньше тебя, он только покатается и отдаст».
5. нельзя вредничать, спорить со старшими, идти «наперекор», поступать «вопреки родительской воле». Запреты такого рода наилучшим образом сформируют у вашего ребёнка умение подчиняться, быть послушным, удобным. Сначала - удобным для родителей, а потом для кого?
6. нельзя подбирать и тащить в рот, в дом всякий мусор и хлам.
В основе желания собирать, подбирать, тащить лежит познавательный интерес, любопытство и оральная стадия развития, которая характеризуется тем, что малыш познает мир преимущественно через рот. А также вспомним из истории, что собирательство – самый древний вид деятельности человека. Задача родителей не запрещать – а создать безопасную ситуацию полноценного осуществления познавательной деятельности ребёнка в этот период.
7. нельзя ломать, рассыпать, разрывать, разбивать, разливать, разбрасывать и сорить.
Все эти виды деятельности малыша характеризуют нормальный ход развития. Осуществляя все эти разрушающие действия , дети научаются управлять базисной агрессивной энергией, наряду с овладением базисной конструктивной энергией. Малыши с удовольствием строят из кубиков, песка башни и домики, а потом с не меньшим удовольствием их ломают. С точки зрения познавательной активности у каждой вещи\игрушки, попавшей в руки малышу, есть две основных функции: 1. вещь\игрушка должна быть отыграна, проиграна и 2. вещь\игрушка должна быть сломана, разобрана. Тогда можно будет сказать, что данный предмет внес в развитие малыша свой полноценный вклад. А пресловутые рассыпанные пакеты с рисом и гречкой не только удовлетворят познавательный интерес маленького исследователя, но и «поучаствуют» в формировании мелкой моторики.
8. нельзя бегать, прыгать, падать. Бегать, прыгать и падать – самые значимые виды деятельности ребёнка, значение которых на формирование всех личностных характеристик малыша трудно переоценить. Сама природа позаботилась о безопасности малыша, максимально приспособив его тело к многочисленным падениям. Каждое падение – это ошибка, а ошибка – это бесценный опыт развития. С этой точки зрения – запрет падать – самый «вредный» запрет. Человеку потом не хватит всей жизни, чтобы справиться с самым страшным страхом – страхом падения, как частного проявления страха перед жизнью. «Не бегай, попадёшь под лошадь. Не бегай, вспотеешь. Не бегай, забрызгаешься. Не бегай, у меня голова болит». (А ведь в принципе мы даем детям бегать: единственное, чем даём им жить.) Я. Корчак.
9. нельзя обманывать. Самый нелепый из всех запретов, если принимать во внимание тот факт, что более 70% всей вербальной продукции, которую производит человек за день – это ложь, неправда, полуправда, фантазии, враки, враньё, обман, хитрость. За этим многообразием проявлений, когда человек вербально искажает реальность, стоит многообразие мотиваций. Не говоря о том, что есть великое множество жизненных ситуаций, в которых человеческая способность обманывать также важна и необходима, как и способность выдавать точные правдивые формулировки. Помните сказки про Ходжу Насреддина? Его уникальная способность обманывать и хитрить делает Ходжу непобедимым в борьбе со злом, жадностью и страхом. В основе же разрушающей лжи всегда лежит деструктивный страх. (Страх тоже бывает разным!)
10. нельзя играть спичками, электрическим оборудованием, острыми, колющими, режущими предметами. Если вы действительно хотите обезопасить своего ребёнка от всех этих ужасных вещей, то …. Дайте ему в них играть. Играя, ребёнок овладевает и научается. Для этого не нужно ждать «подходящего» возраста. Подходящим является тот возраст, в котором ребёнок начал проявлять интерес к этим предметам. К слову сказать, в основе тяги к спичкам лежит базисное стремление «овладения огнём». Чаще всего начинает проявляться в возрасте 2-х лет. Водой ребёнок овладевает раньше, когда начинаются игры с переливанием, поливанием итд. Под вашим руководством 2-хлетнему малышу по силам зажигать и тушить свечку. (Подойдёт толстая короткая, чтобы не опрокинулась. Свечку можно разместить на металлическом противне из духовки). На улице, за городом в лесу, можно дать малышу возможность разжечь костёр, подержать горящую палочку итд. Что касается электрических розеток, то те которые под напряжением должны быть снабжены заглушками, а малыш с удовольствием будет втыкать вилку от старого магнитофона в розетку от удлинителя итд. Сейчас для детей продаются не острые ножницы с загругленными концами, которые режут бумагу. А пластиковый одноразовый ножик вполне справится с вареным картофелем. Может быть, проявить фантазию сложней, чем отмахнуться от вездесущего ребёнка с помощью слова «нельзя», но зато намного интереснее и эффективнее.
P.S. Слово «нельзя» обладает мощной силой, способностью прерывать, прекращать, останавливать, ограничивать, проводить грань. Это «слово-ножницы», « слово-бритва», «слово-нож», «слово-гильотина». Важный и одновременно опасный инструмент, если пользоваться им как попало, где попало и когда попало.
Когда, как и зачем пользоваться словом «нельзя».
Необходимо разделять повседневные запреты, правила и ограничения, регулирующие ординарную жизненную ситуацию и трансординарную ситуацию смертельной опасности. В первом случае можно обойтись без употребления слова «нельзя» .
Многочисленные и бездумные родительские «нельзя», как чиканье острых ножниц. «Чик-чик», и перерезана невидимая многочисленная ниточка-интенция развития. «Чик-чик», и ещё одна. Их , этих ниточек – лучиков – талантов – стремлений - потенций бесчисленное множество. Бесчисленное, но не бесконечное. Рука «стригущая» работает без устали – контролирует, регулирует, воспитывает.
«Стало быть, всё позволять? Ни за что: из скучающего раба мы сделаем изнывающего от скуки тирана». Я.Корчак.
Ограничения нужны и важны. Нормальный уровень фрустрации обеспечивает нормальный ход развития ребёнка.
О нормальном уровне фрустрации.
«Поначалу вам может не понравиться идея воплощения “нет”, но, возможно, вы поймете, что я имею в виду, если я напомню, что маленькие дети любят, когда им говорят “нет”. Они не хотят играть только мягкими игрушками. Им нравятся камни, палки и жесткий пол; нравится, когда им говорят, что пора слезать, не меньше, чем сидеть на руках.»
Д.В. Винникотт.
Наш «богатый и могучий» язык позволяет регулировать нежелательное поведение ребёнка без категоричного «нельзя»: «Ведь можно так слова расположить, что всем на свете будет хорошо» (Г. Седельников) . Психологи советуют фразы запрещающего, ограничивающего характера начинать со слов с ярко выраженной позитивной окраской : «лучше так не поступать», «хорошо бы сейчас этого не делать» или со слов, подчёркивающих самостоятельность выбора : «можешь сегодня шуметь потише?», «можешь стрелять из водяного пистолета в ванной или на улице?» итд
В том случае, когда ребёнку угрожает смертельная опасность, кричите «нельзя». Чем реже пользовались вы этим словом «всуе», тем надёжнее «сработает» «нельзя» в решающий момент.
Анюта
Я вообще стараюсь тоже это слово реже употреблять и по возможности заменять словом "Нет". И вообще считаю, что действительно нужно запрещать лишь то, что на самом деле "нельзя" - например,перебегать через дорогу, трогать работающий утюг, крутить ручки у плиты и т.д. и т.п. А остальные моменты как-то объяснять, договариваться с ребенком. Была когда-то, еще при Б, на тренинге по запретам, так нам сказали, что количество реальных "нельзя" для малыша до 5 лет примерно должно соответствовать количеству лет, 1 год - 1 "нельзя", 2 года - два "нельзя" и т.д. Правда, это труно устроить, но сократить до минимума возможно. Своими действиями, которые неудобны взрослым, малыши исследуют мир...
Аа, еще говорю слово "опасно"...
16.11.2011
Ответить
ksenia_him
вот я сама недавно задумалась над тем, что слово "Нельзя" для меня неприятное, и говорю я его Марку очень редко...Ассоциация с командой собачке , мол, "Фу,нельзя!".. А что взамен говорю? Вроде бы, "Мааарик, давай не будем подходить к плите, она горячая!" и отношу его в другую комнату... "Это окурок, он грязный, Марк, выбрось"...
А та книга,которую я читаю, давно уже меня на путь истинный поставила...Спасибо за статью, ребенок уснет-прочитаю обязааательно
16.11.2011
Ответить
JuLiya
Я сегодня в поликлинике наблюдала такую картину: девочка бегала от мамы, смеялась, ни в какую не хотела одеваться, пряталась, срывала с себя одежду, чуть ли не падала на пол, когда ее мама держала за руку, она выгибалась... и в таком духе. Мы ушли раньше них., не знаю через сколько в итоге они оделись. Я бы не знаю как вела себя в такой ситуации. Она и так говорила и этак, никакие слова не помогали.
16.11.2011
Ответить
NatashaVanilka
Одна знакомая говорит что "нельзя"детям говорит не надо,надо"НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ" )))))))))
16.11.2011
Ответить
tatosha (фотограф Италия, Россия)
моя КАтя думает,что её зовут нельзя или не надо!!)))! Я стараюсь контролировать, но не всегда получается!!!)))теперь когда говорю строго нельзя она заходится смехом и хитро на меня смотрит!!!Делает всё наоборот что бы я не говорила,опасно,Атя!!и всякие другие приёмы воспитания вычитанные из умных книжек!!!
16.11.2011
Ответить
Tiare
Не понятно про "драться". То есть, пусть всех по лицу лупит на площадке, развивается???
В остальном согласна, я уже перестала ей говорить "нельзя". Правда, на позитив пока не перешла. "не трогай" "нечего тебе тут делать" "тааак" "закрой" "слезай" и т.д.
16.11.2011
Ответить
Мария
Умница! Вот только с последним я не согласна. Я приучаю Дашу к слову опасно! Иногда нет возможности приучать играя. Я и Даню так учила, слышишь слово опасно - остановись и смотри на маму, делай что мама говорит. Только нельзя этим злоупотреблять - опасно значит реально опасно. Когда в доме отдыха Даша схватилась за шнур утюга в холле - одно слово - опасно - шнур выпустила и смотрит на меня - ждет, я уже подбежала, показала - тяжелый предмет наверху, тянешь - падет, попадает на голову - очень больно. Не знаю, вряд ли она понимает, но я делаю именно так. Будет интересно ваше мнение на этот счет.
16.11.2011
Ответить
Лина
т.е. опасно и нельзя это 2 разных слова? Я чуть что говорю сыну нельзя. Брызгаться-нельзя, облизывать пальцы -нельзя, крутить у плиты комфорки тоже нельзя. Я так понимаю, что трогать плиту должно быть -опасно, а нельзя. Правильно?
16.11.2011
Ответить
Мария
Лин, не знаю, это надо у Маргошки спросить, она же у нас дипломированный психолог. Я говорю только как я делаю. Моего сына слово нельзя всегда только мотивировало сделать именно так как нельзя. Я вообще поэтому старалась его не употреблять, как красная тряпка для быка.
16.11.2011
Ответить
Margo
У меня еще нет своего мнения. У меня у самой проблема в этом. Это не моя статья, это я себе ее скопировала в дневник, чтобы на досуге подумать над ней. в любов случае, не все так однозначно. Все индивидуально и требует изобретательности) что Маша и демонстрирует как мама)))
16.11.2011
Ответить
Анюта
Да, это разные слова! "Нельзя", к примеру, трогать цветы, потому что они могут упасть и сломаться, но в этом опасности нет, но "опасно" трогать горячий утюг и крутить ручки у плиты...
Но на самом дела и к цветам слово "нельзя" не подходит, на логичный вопрос малыша "почему" сложно было бы правильно ответить)) Цветы это я так, к примеру...
16.11.2011
Ответить