Как правильно учить английский — методики изучения языка
Что Нужно Знать, Чтобы Создать СайтЦИФРОВОЕ (АНАЛИТИЧЕСКОЕ) СЕНСОРНОЕ (ПАССИВНОЕ) Цифровое, или аналитическое, восприятие основано на анализе информации. Для эффективного запоминания чего-либо нам необходимо разобраться и понять, что это. Если нам, например, объяснили, как работает формула и откуда она выводится, то мы не только запоминаем формулу, но и умеем её использовать. Подобным же образом мы изучаем и запоминаем языковые конструкции. Они очень близки по своей логике и строгости к математическим формулам. Усвоив принципы работы языковых конструкций, мы легко сможем строить свои собственные предложения на их основе. Сенсорное, или пассивное, восприятие - это непроизвольное, бесконтрольное получение информации. Какие-то вещи попадают к нам в голову совершенно неосознанным образом. Достаточно вспомнить, как часто не выходит из головы песня, которую мы случайно где-то услышали. Она запомнилась вовсе не потому, что понравилась или мы сознательно пытались её запомнить. Это сработало сенсорное восприятие. По этой же причине мы помним наизусть рекламные фразы, услышанные по радио или по телевизору. На принципе сенсорного восприятия основаны различные методики обучения и заучивания материала.
Способность к восприятию информации тем или иным способом изменяется в зависимости от возраста. Это очень важный факт, который надо принять во внимание при выборе методики изучения языка и практических упражнений. Очевидно что, в детстве у человека наилучшим образом развито сенсорное восприятие, что даёт ему возможность неосознанно запоминать слова и фразы. Дети учатся разговаривать без малейшего представления о грамматике. С возрастом сенсорное восприятие уступает место цифровому, то есть аналитическому. Поэтому взрослому человеку прежде чем запомнить, нужно сначала разобраться и понять. Попытки усвоить лингвистический материал без разбора не принесёт результата. Такая информация будет восстанавливаться в памяти с искажениями и скоро забудется.
В качестве аргумента можно провести простой тест. Попробуйте выучить стихотворение и бессвязный набор слов в таком же объёме. Понятно, что стихотворение запоминается гораздо лучше, чем набор слов. Это объясняется тем, что у стихотворения есть определённая логика построения и по содержанию, то есть смысл, и по форме - рифма и стихотворный размер.
Этот график, условно показывающий зависимость способа восприятия от возраста, основан на статистике, предоставленной учителями школ Нью-Йорка, где число русскоязычных учеников в классах максимальное. Попав в англоязычную среду до 10 лет, дети "подхватывают" язык без дополнительного изучения грамматики. И, кстати сказать, полностью избавляются от акцента. В этой возрастной группе есть серьёзная опасность забыть свой первый язык. За десятилетним порогом ученикам необходимы дополнительные пояснения грамматики, так как цифровое восприятие начинает преобладать над сенсорным. Риск забыть родной язык в этом возрасте снижается. На усвоение информации влияет не только интенсивность её подачи, но и наличие другой, ненужной, информации. Как говорил Шерлок Холмс, "голова - это чердак". Если забить его ненужным хламом, то для полезной информации не останется места. В этом отношении самую большую опасность представляет сенсорное восприятие, которое невозможно контролировать. Чем больше мы слушаем русскую речь, тем меньше места остаётся для английского языка. Поэтому для эффективного усвоения иностранного языка имеет смысл оградить себя от источников "сорной" информации, к которым можно отнести:
Радио, плеер или телевизор, работающие в фоновом режиме
Чтение "жёлтой" прессы
Людные, шумные места
Разумеется, если бы эти источники давали информацию на английском, они, напротив, пошли бы на пользу обучению. Однако даже к английской информации надо относиться избирательно. Для практики лучше всего использовать материал, который содержит чёткую, правильную речь и соответствует уровню знания языка данного студента.
ЧТО И КАК ДОЛЖНЫ ДАВАТЬ КУРСЫ.
ОПАСНЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ МЕТОДИКИ.
Прежде чем перейти к методическим рекомендациям по изучению языка, полезно рассмотреть наиболее распространённые и опасные заблуждения в этой области.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ!
Переложить задачу собственного обучения на плечи преподавателя - опасное заблуждение. Сам факт оплаты и посещения курсов успокаивает учащихся. Срабатывает традиционная психология: "Я к ним хожу, a они уж там пусть меня учат, как хотят! Я же им за это плачу". Если курсы совмещать с работой, то изучение английского с преподавателем сводится, в лучшем случае, к 10 часам в неделю. Этого совсем недостаточно. Обучение должно быть интенсивным на всех этапах и охватывать все сферы нашей жизни. Это может быть достигнуто при помощи двух составляющих - правильная подача материала в классе и активная позиция учащегося. Если вы действительно желаете выучить язык, вам нужно изменить свой образ жизни и приложить гораздо больше сил, чем требуется для пассивного посещения курсов. Курсы должны дать основу языка, на которую ложится постоянная, интенсивная практика. Этой основы должно быть достаточно для самостоятельной работы. Другими словами, на курсах нужно получить своеобразный толчок для дальнейшего самообучения. Это главная задача преподавателя. Условно функции языковых курсов можно выразить в следующих пунктах:
Дать достоверную информацию о специфике и особенностях языка.
На основе специфики языка предложить учащимся соответствующие методы его изучения. В первую очередь курсы должны дать правильный подход к изучению языка, a не объем англоязычной информации.
Объяснить принципы построения языковых конструкций. Разобрать грамматическую основу языка и её сложности.
Научить эффективным способам самообучения и запоминания.
Разумеется, практические упражнения и расширение словарного запаса идут в связке с каждым из данных пунктов. Это важно для постановки правильного произношения, что сложно сделать без преподавателя, и для закрепления текущего материала. Тем не менее, для любого обучения всегда работает принцип:
"Студент не сосуд, который надо наполнить, a факел, который надо зажечь!"
Преподаватель должен заинтересовать учащихся, вселить уверенность и дать все необходимое для дальнейшего самостоятельного изучения предмета.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ!
Научиться разговаривать на иностранном языке минуя этап изучения грамматики возможно только в раннем детстве, о чем свидетельствует график, приведенный выше. Тем не менее, нас часто сбивают с толку заманчивые рекламные призывы - "Научим говорить!", "Научим думать на английском!" К сожалению, способность свободно говорить, a тем более думать, на чужом языке приходит только через длительную разговорную практику. Ещё сложнее развить умение понимать устную иностранную речь, что так необходимо для общения с иностранцами. Курсы просто не в состоянии обеспечить практику в таком объеме. Что преподаватель действительно должен и может - это поставить произношение и помочь преодолеть психологические трудности при общении с иностранцами. В этом отношении функция курсов незаменима. Другая функция курсов - разобрать языковые конструкции, на основе которых учащиеся самостоятельно могут строить свои собственные предложения. Дальнейшие развитие разговорных навыков будет зависеть только от самих учащихся, то есть от того, сколько времени они смогут уделять практическом упражнениям - чтению, прослушиванию английской речи, интерактивному общению и т.д.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ!
Изучение "с погружением" в англоязычную среду на первый взгляд кажется наиболее эффективным способом освоения языка. Однако, как правило, этот способ является затратным по деньгам и по времени. Прежде чем им воспользоваться надо принять во внимание ряд моментов.
Начинать изучение "с погружением", особенно с нуля, не только безрезультатно, но и вредно. Иногда "погружение" вызывает психологическую травму, которая выражается в следующем: "Я ничего не понимаю. Я никогда не смогу это выучить!" Если человека, не умеющего плавать, бросить в водоем, результат будет примерно такой же - он испытает шок, будет барахтаться и, возможно, научится держаться на воде. Только освоить технику плавания при помощи такого приема невозможно. Аналогичным образом, "погружение" в англоязычную среду имеет смысл только на определённом этапе обучения, когда основные знания и навыки уже получены.
"Погружением" многие считают занятия с англоязычным преподавателем. Носитель языка может поставить произношение и дать хорошую практику общения. Однако он не сможет обеспечить главное - разъяснить грамматическую основу языка и логику построения языковых конструкций. Во-первых, грамматика в том виде, в котором она требуется нам, изучается в англоязычных странах только на уровне университетского образования. Рядовой преподаватель без специального образования не знает и половины материала, который нам необходим для разбора. Во-вторых, иностранному преподавателю будет крайне сложно объяснять грамматические нюансы на русском языке. А для лучшего усвоения наше аналитическое восприятие требует именно русского разъяснения.
Когда человек приезжает жить за границу, он очень быстро осваивает язык. Это самое опасное и распространенное заблуждение. Если вы погружаетесь в англоязычную среду с недостаточным уровнем знания языка, происходит следующее.
Вам недостает интерактивного общения. Местному жителю не интересно с вами разговаривать, так как ваш уровень разговорного языка недостаточен. По этой при чине вам сложно завести знакомых для общения. Ваша языковая практика сведется к стандартным диалогам в магазинах, в транспорте и на улице. Получается "палка о двух концах" - чтобы выучить язык, нужно общаться, a чтобы общаться, нужно знать язык!
Жизнь в другой стране не всегда даёт возможность учить язык традиционным способом - при помощи преподавателя, словарей и учебников. Как правило, на это не хватает времени. А то незначительное общение, которое у вас появится, даст только набор разговорных фраз и выражений. Для полноценного общения нужно гораздо больше.
Жизнь в англоязычной стране конечно же принесет свои результаты. Несмотря на недостаточную теоретическую базу, пребывание среди англоязычных источников информации развивает определённые полезные способности.
Расширяется словарный запас.
Появляется легкость общения с носителями языка.
Улучшается произношение.
Развивается самое ценное качество - способность понимать устную речь.
Однако без достаточных исходных знаний и навыков на приобретение этих способностей уйдет очень много времени. При этом без дополнительного изучения языка даже через много лет ваш уровень все равно будет не достаточен для полноценного, грамотного общения с иностранцами.
ВЫВОД:
Для тех, кто старше 10 лет, начинать изучение языка следует с разбора его основы, которая для наилучшего восприятия должна объясняться по-русски. Зрелому человеку надо рассчитывать в первую очередь на аналитическое восприятие информации. Ему надо знать не только, ЧТО надо говорить, но и ПОЧЕМУ именно так надо говорить. Только русский преподаватель может дать толковое объяснение русскому студенту, привести примеры и подобрать аналогии, понятные для русских людей. Общение с англоязычными людьми имеет смысл только для разговорной практики.
Аудио материалы и разговорная практика больше рассчитаны на сенсорное восприятие и должны быть наложены на знание соответствующих языковых конструкций. Без осознанного понимания структуры устную иностранную речь гораздо сложнее запомнить и, тем более, воспроизвести самому.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА
Современные лингвисты-методисты предлагают огромное количество методик изучения языка. Разобраться в них и сделать свой выбор без элементарных дидактических понятий довольно сложно. Тем более что, аргументы в пользу разных методик иногда противоречат друг другу. Существует общепринятый набор принципов обучения иностранному языку. Некоторые из этих принципов считаются спорными и далеко не все методики их придерживаются.
На примитивном уровне подачу учебного материала можно условно разделить на два вида - последовательный и параллельный.
При параллельном обучении все предметы рассматриваются одновременно. Усложнение материала идет параллельно по всем аспектам. По этому принципу построено обучение в американской школе. С первых классов дети уже получают простейшее представление о физике, химии, философии и других науках, которые в России начинают изучать значительно позже.
При последовательном обучении рассматривается сначала наиболее простой предмет или ряд простейших предметов, a затем - все более сложные. Такой принцип применяется в том случае, если для полноценного изучения какой-либо дисциплины необходимы базовые знания других предметов. Например, для изучения динамики необходимо знание алгебры и тригонометрии. А для изучения этих дисциплин, в свою очередь, необходимы элементарные знания арифметики и геометрии.
При изучении языка есть ряд разделов, без знания которых, нельзя перейти к изучению других. Например, без знания алфавита невозможно научиться читать слова, a без минимального набора слов нельзя перейти к построению предложений. Хотя при изучении языка необходимость последовательности очевидна, устная практика и расширение словарного запаса всегда должны сопутствовать любому разделу. Ниже приведены основные этапы и разделы обучения, требующие определённой последовательности.
Разобрать особенности английского языка и возможные сложности, с которыми могут столкнуться студенты в процессе обучения и общения на английском.
На основе особенностей языка выработать способы и последовательность его изучения, a также правильно расставить акценты в предстоящем курсе. Это необходимо для соблюдения дидактического принципа сознательности, который требует, чтобы учащиеся понимали цели обучения и были согласны со способами их достижения.
Научиться читать транскрипции слов, то есть изучить фонетические знаки и научиться правильно их произносить, что необходимо для самостоятельного звукового воспроизведения слов по словарю.
Освоить алфавит, основы орфографии и морфологии, без чего также невозможно самостоятельное изучение слов и расширение словарного запаса.
Изучить начальные основы грамматики и элементарные синтаксические конструкции.
Необходимость получения начальных навыков и знаний одновременно практически по всем разделам делает первый этап несколько сумбурным. Это необходимо для наработки словарного запаса без которого нельзя двигаться дальше. А учить слова в отрыве от предложений, в которых они используются не имеет смысла. Элементарные синтаксические конструкции на данном этапе необходимы именно для примеров использования слов. Примеры должны представлять из себя короткие, простые, законченные предложения, максимально приближенные к жизненным ситуациям.
В данной фазе обучения особое внимание уделяется постановке произношения. Переделывать неправильную артикуляцию в дальнейшем значительно сложнее, чем выработать её с самого начала. Для этого нужен опытный преподаватель, который бы корректировал произношение до тех пор, пока не достигнут автоматизм.
Грамматика - глубокое, полноценное изучение всех разделов.
Грамматика изучается методом индукции - по принципу "от общего - к частному", то есть от общих синтаксических формул - к построению конкретных предложений, от общей схемы построения временных форм - к специфике использования каждого конкретного времени и т.д. Также необходимо соблюдать принцип последовательности подачи материала - "от легкого - к трудному".
Практические занятия должны обязательно включать разбор структуры предложений - определение временных конструкций, членов предложения, частей речи. Этап можно считать завершенным, когда учащийся сможет легко сможет разобрать любое предложение и поставить вопросы ко всем его членам, a также самостоятельно строить собственные предложения. Эту задачу сложно осилить без преподавателя. Самостоятельное изучение грамматики по книгам вполне доступно, но такой путь займет значительно больше времени. При этом понадобится хороший учебник с большим количеством примеров и популярным толкованием различных синтаксических сложностей, исключений и нюансов.
Изучение функций языка и практическое использование синтаксических конструкций. Если предыдущий этап рассматривал английский по разделам грамматики, то на данном уровне студенты учатся практически использовать языковые конструкции применительно к различным функциям языка.
В жизни мы используем язык различных стилей, в различных ситуациях и с различными функциями - запрос информации, описание чего-либо, сравнение, противопоставление, постановка условий и т.д. В каждом таком случае используются определённые синтаксические конструкции. Главная задача - научиться быстро и правильно выбирать наиболее подходящую к данной ситуации. Для этого необходимо изучить на примерах устойчивые словосочетания, обиходные предложения, фразеологические обороты.
Самостоятельная практика - переход от академического знания теории и практических занятий с педагогом к самостоятельному изучению языка и тренировке языковых навыков: изучение новых слов и выражений, чтение, устное общение, работа с видео- и аудиоматериалами.