На днях мой семилетка приехал с защиты исследовательской работы. На первый тур мы ездили вместе, а на второй я попасть не смогла. К счастью, ему это не помешало. Он справился и занял первое место в своей категории по району.
Вечером, когда у нас были обнимашки и сюсюкалки, он вдруг спросил меня: "Мама, ты мной годишься?". "Конечно горжусь!" - ответила я. "А почему ты мной гордишься?". Я не впала в ступор - мне действительно есть чем гордиться. Я начала было перечислять: "Ну ты победил в конкурсе исследовательских работ, ты занимал места в соревнованиях...". И тут я осеклась. Вдруг поняла, что это не то, совсем не то, что нужно сейчас услышать моему ребенку. Поняла, что я говорю какими-то заученными фразами, не моими, такими, какими положено обычно говорить и какими, наверное, говорили со мной мои мама и папа. Мне хватило ума быстро переключиться и начать перечислять то, чем я действительно горжусь в нем - его силой. "Тебе было лень учить текст доклада, но ты поборол ее и выучил. Тебе было страшно идти на соревнования, но ты победил свой страх. Тебе не хотелось ехать без меня на конкурс, но ты вошел в мое положение, понял меня и поехал."
Мне кажется, очень важно помнить о том, что результат - это не главное. Гораздо важнее то, что смог усвоить и понять ребенок (да и взрослый тоже) в процессе достижения результата, какой опыт он получил. И нам, мамам, нужно уметь гордиться не только медалями и грамотами, но и тем, что у наших детей ПОЛУЧАЕТСЯ. Получается побороть свой страх или лень перед соревнованиями; получается не побояться выразить свою доброту и принести в дом больного котенка; получается проявить понимание и войти в положение мамы, которая иногда не может быть рядом.
Получается многое из того, чего не выходит у нас - взрослых.
Я хочу помнить об этом.