Зачем слушаться родителей?
Когда ребенок совсем маленький, лет до 3-х, сложно строить с ним логичный диалог. Чем старше он становится и чем больше узнает, тем легче объяснить ему что-то. Хочу поделиться с вами двумя способами, как я научила ребенка слушаться и брать на себя ответственность.
Началось все с диалога с папой, вернее, это был монолог мамы.
Папа:
- В садик нужно ходить, это дисциплинирует. Он должен привыкать к правилам - вся жизнь в социуме на этом построена, это поможет ему в дальнейшем.
Мама: 
- Что-то я вижу здесь другой мотив. В садик детей отправляют, чтобы родителям было удобно и спокойно ходить на работу. Если ребенок вполне может самостоятельно позаботиться о себе: налить воду из помпы, достать из холодильника еду, вытереть себе попу, знает и понимает правила безопасного обращения с огнем, ножом и умеет обращаться с телефоном, почему он не может остаться дома заниматься тем, что ему интересно? У нас даже телевизора нет. Он может только играть, собирать конструктор, лепить или рисовать.
- А как же школа? Ее он тоже будет прогуливать, потому что ему не интересно и не нравится? - возмутился папа.
- Школа - это другое дело, это как занятия с логопедом, здесь есть конкретная цель научиться чему-то. Наша задача - научить его, что если у него есть цель, то каждое его действие либо приближает его к ней, либо отдаляет, и научить двигаться к ней экологично; объяснить, что цели могут быть главные и второстепенные, научить расставлять приоритеты. И если цель купить ерундовую китайскую игрушку противоречит цели отложить денег на поездку на море, нужно дать ему это понять, объяснить, почему я так поступаю, не покупая ему эту игрушку. Конечно, есть универсальные духовные законы, законы природы, уголовный и административный кодекс, правила дорожного движения - вот их ему необходимо знать и что может последовать за их нарушение понимать. Остальным правилам стоит следовать только если они помогают идти к твоей цели. Да и вообще, в высшем смысле нет никаких материальных правил, кроме тех, которые мы сами себе придумываем. Есть люди, которые живут без еды, которые левитируют, читают мысли на расстоянии, слышат голоса за много километров, остаются в любви даже когда их убивают. Это уже философия, - закончила мама.
После этого разговора, я стала понемногу вводить в нашу с ребенком жизнь правила, и объяснять ему, почему им следует следовать и в чем его выгода. Ведь папа был прав, правила нужны, они как ограждение на опасном участке дороги. Может вам будут интересны некоторые наши правила:
Следует бережно относиться к людям и вещам. Если хочешь, чтобы к тебе относились внимательно и бережно, чтобы в твою жизнь не приходили неудобства, страдания и боль.
Быть честным.
Благодарить. Всегда приятно делать что-то хорошее для того, кто это ценит. Чтобы получить больше благ, нужно уметь благодарить.
Выполнять свои обещания. Думаю, каждый ребенок хочет, чтобы родители были честными с ним и выполняли свои обещания. И еще у нас есть игра: мы учимся искать, за что можно сказать спасибо Богу, миру, родителям, родственникам и другим людям. Кто больше находит, за что можно сказать спасибо, тот и побеждает! Очень помогает пережить разные детские разочарования.
Чужое брать только с разрешения владельца. Ведь тебе бы хотелось, чтобы твои игрушки никто не брал без твоего разрешения.
Убирать игрушки вечером с пола. Чтобы не пораниться ночью самому и другим.
Такая подача правил не вызывала противоречий с его стороны. Ему было интересно разбираться, что и почему.
Спустя пару месяцев от начала эксперимента мой 5-ти летний сын пришел и спросил меня:
- Мама, почему я должен тебя слушаться?
Признаюсь честно, я сама в детстве постоянно задавалась этим вопросом, поэтому в сознательном возрасте постаралась найти на него ответ. И он оказался очень простым: старший в отношениях может проявить заботу о младшем только при условии, что младший доверяет ему и слушается. Согласитесь, странно прийти к дантисту и спрашивать его о каждом действии, да еще и не слушать, что он просит сделать. И сын все понял.
Когда он начинает действовать по-своему, я лишь напоминаю ему, что сейчас он выходит из под моей защиты и совершает поступки, за которые будет нести ответственность сам. Его это не пугает, он может сам притереть за собой со стола и пола, если разольет напиток; может остаться без сладкого, если решит потратить свой бюджет на что-то еще.
В заключении хотелось бы сказать, что есть еще важный момент в отношениях старший-младший. У младшего автоматически возникает благодарность к старшему, если тот внимательно и с уважением относится к его потребностям. Вам ведь хочется видеть радость в глазах вашего ребенка? Вы готовы горы свернуть ради его счастья, не так ли? Прислушайтесь, что делает его счастливым. Это может быть что-то совершенно неожиданное, например, построить мост из макарон в тарелке с борщом или положить российский флаг на передней панели вашей машины.
Подведем итог сказанному, если вы хотите научить ребенка слушаться:
Вам следует рассказать ему про роль старшего и младшего;
Нужно постепенно вводить правила, которым будут следовать все члены семьи, объясняя ребенку его выгоды от следования им.
Еще в этом году мы начали водить ребенка на секцию «скалолазанья». Вообще, в нее принимают с 6-7 лет, а нам только пять, к тому же нам подходило только расписание старшей группы. Скажу откровенно, я была приятно удивлена, когда после пробного занятия тренер сказал мне: «Можете водить ребенка, он потянет физически и с точки зрения дисциплины».
С любовью к вам, Женщины, самое прекрасное и нежное, что есть в этом мире. Будьте счастливы!
Светлана Головко