Читаем правильно. Советы педагога-дефектолога.
Хотелось бы поделиться с вами советами замечательного педагога-дефектолога Татьяны Озкул. Возможно кому-то будет интересна и полезна эта информация.
Зачем читать?
В век технического прогресса и относительной доступности любого электронного гаджета, чтение кажется старомодным развлечением. Казалось бы, включи аудиосказку на любом доступном плеере или мультфильм, и у тебя появится как минимум 10-15 минут свободного времени для других дел. Да и актер прочитает сказку гораздо лучше, чем это сделает родитель. Но любой логопед до сих пор настаивает, что чтение это одно из лучших средств для профилактики речевых проблем.
Во-первых, во время чтения налаживается тесный эмоциональный и физический контакт.
Во-вторых, во время чтения ребенок лучше улавливает артикуляцию, что невозможно при прослушивании аудиосказок. А без четкого разделения артикулем у ребенка может нарушаться звуковосприятие и звукопроизношение, которые потом приходится исправлять во время занятий с логопедом.
Как читать?
Во времена моего школьного детства нас учили читать «с чувством, с толком, с расстановкой». Это же правило работает и в случае с чтением для детей. Если не уверены в своих способностях, послушайте, как это делают актеры, прочитайте несколько раз для себя для пробы. Во время дневного чтения сидите с ребенком рядом, позволяя ему рассматривать иллюстрации. При чтении перед сном садитесь так, чтобы ребенку было хорошо видно ваше лицо. В отсутствии картинок, ваше чадо будет следить за вашей мимикой и артикуляцией. Поэтому мы опять возвращаемся к золотому правилу чтения «с чувством, с толком, с расстановкой».
Чем меньше ребенок, тем меньше времени должно занимать чтение. Видите, что ребенок стал больше отвлекаться, не хочет рассматривать картинки? Отложите книгу в сторону, не старайтесь дочитать до конца, продолжите позже. Для детей старшего дошкольного возраста желательно останавливаться на самом интересном месте, чтобы его любопытство заставляло его узнать, что будет дальше. Подогревайте его интерес в течение дня, интересуйтесь его мнением, что же могло случиться с главным героем.
Если ребенок уже умеет разговаривать, чаще обсуждайте прочитанное. Просите его рассказать пришедшему с работы папе или зашедшей в гости бабушке, о чем вы читали днем. Предлагайте нарисовать, что ему больше всего понравилось в сказке, даже если рисунок будет больше на картину сюрреалиста, чем на иллюстрацию сказки. Можно вылепить главных героев, или смастерить для них домики из коробок или песка на прогулке.
Что читать?
Вернее, какой должна быть книга? Для совсем маленьких действует правило: минимум теста, максимум картинок. Таким образом, 90% места должен занимать рисунок и 2-3 строчки текста. Картинка обязательно должна совпадать с содержанием текста, сам текст должен иметь логический конец, а не переходить на следующую страницу. Это позволит вам без ущерба для повествования сделать паузу и рассмотреть картинку, проговорить, что на ней нарисовано.
Чем меньше возраст ребенка, тем более реалистичными должны быть герои и их изображения. Только в возрасте бурного фантазирования 5-6 лет можно переходить к вымышленным и несуществующим персонажам. У маленьких деток просто не хватит фантазии представить о ком или о чем рассказывается в такой сказке. Кстати, это же правило работает и для мультипликации. Поэтому все эти смешарики подходят для детей 4-6 лет, которые уже твердо знают отличия тех или иных животных и предметов, поэтому смогут их угадывать в схематической или утрированном изображении.
Книги для детей, которые учатся читать.
Основные правила те же: минимум текста на странице, больше картинка. Это не позволит утомиться в процессе и иметь опору в виде изображения. Буквы должны быть крупными, с обычным печатным шрифтом, без украшений.
И еще одно замечание. Вы наверняка видели книги, где каждое слово уже разбито на слоги «добрыми» издателями. Вам могло казаться, что кого-то посетила отличная идея. На самом деле он оказал ребенку медвежью услугу.
Да, дети учатся читать по слогам, это нормальная практика. Но если вы посмотрите любой КАЧЕСТВЕННЫЙ букварь, особенно который был выпущен еще во времена СССР, вы увидите, что сначала предлагалось читать только слоги, потом разделенные на слоги слова. И только после автоматизации чтения отдельных слов переходили к предложениям и текстам, в которых слова никогда не делились на слоги. Во-первых, это мешает запоминанию зрительного образа слова. Во-вторых, после такого разделения очень тяжело переключиться на обычный печатный текст.
Если вы видите, что какое-то слово особенно тяжело для ребенка или очень длинное для него, аккуратно разделите его карандашом на несколько частей тонкими, едва заметными вертикальными линиями, которые потом можно будет легко стереть.