10 лет

Раннее развитие и раннее обучение. Мысли вслух.

А мне пост понравился))) все коротко и ясно и правдиво))) нужна в первую очередь любовь, а не зубрежка))) часто наблюдаешь картину на улице: мама без единой эмоции или молчит или говорит "смотри желтый лист, смотри собака" и т.д, Я и моя сестра стараемся прям сказку расказать, потом сами в шоке, но дети аж заслушиваются)) про тот же желтый листочек но как он прилетел с волшебного дерева))) и интересно, и смешно, и обучающе в сказочно игровой форме))) молодец! Спасибо)))
06.03.2016
Лиза, можно задать вам такой вопрос - как можно подстроить занятия по Шичиде под непоседливого мальчика? И нужно ли это делать? На какие стороны развития мальчиков нужно больше обратить внимания? Как сделали бы вы. Спасибо за ответы. P.S. Я не занимаюсь регулярно по какой-то методике. Но очень нравится Шичида и ваши занятия. Только вот проблема - мой ребенок не будет как Лиза сидеть и заниматься. Ребенок мой не умеет в силу характера долго сосредотачиваться на чем либо. Ему нужна быстрая смена действий и обстановки. Мы много читаем, рисуем, клеим, играем в развивающие игры, строим из кинетического песка, играем в сортировки, карточки, много разговариваем с ребенком. Но я бы хотела заниматься системно.
27.12.2015
Лиза, добрый день. Читаю Ваш дневник уже давно, прочитала даже то, что пропустила, т.к. зарегистрировалась на ББ позднее Вас. Ваш подход к воспитанию очень интересен .... Но вот какой момент меня заинтересовал: а как Вы наказываете Алису? Ведь любой ребенок проверяет границы дозволенного и иногда без наказания в той или иной мере (будь то молчание, угол или отправить в детскую) обойтись нельзя. У нас, например, в качестве наказания иногда выступает стул посередине комнаты, на котором надо просидеть три минуты (рядом стоят песочные часы). Или пока не успокоится. А какие меры в воспитании применяет столь известная на ББ мама?
15.12.2015
Как правило, все, что связано у нас с плохим поведением - это неприличное поведение на публике. Например, требование купить побольше всего в магазине, споры на пустом месте, долгие сборы куда-либо или дерзость при наших друзьях и родственниках. В таких случаях я объясняю, что Алиса наказывает сама себя. Плохо ведет себя в магазине/в гостях - в следующий раз мы не берем ее с собой, в магазин едет кто-то один из родителей, мы не зовем гостей и т.д.
19.12.2015
Лиза, в одном из своих постов вы упоминали Ольгу Писарик. На сайте alpha-parenting.ru, где Ольга публикует многие свои статьи, широко обсуждается теория привязанности Гордона Ньюфелда. Который является противником наказний, метода последствий и т.д. И он, и Писарик "проповедуют" дисциплину без наказаний, дисциплину, которая не разделяет. Как вы к этому относитесь?
26.12.2015
Мне нравится эта идея в теории, все очень складно и красиво, но на практике, конечно, мы сталкиваемся с несколько иным, и невозможно полностью соблюдать все советы и рекомендации, тем не менее, есть к чему стремиться. И, мне кажется, вот эта самая минимизация (не полное исключение любой ценой любого вида наказаний, а именно обдуманное их сокращение, постоянная работа над собой) и есть та золотая середина.
26.12.2015
Согласна на все сто! Говорят, что ребенок - это зеркало семьи. И мне нравится такое утверждение. Отсюда следует, что развитие ребенка - это во многом работа родителей над собой. - Хотите, чтобы ребенок был добрым, отзывчивым, внимательным? - Будьте такими сами. - Хотите, чтобы ребенок любил книги? - Читайте сами. И лучше, чтобы ребенок это видел. (Не мама с смс, а мама с книгой). И так далее. Ниже писали про "быстро бегать и метко стрелять". Я искренне верю в то, что именно раннее развитие и наше незаметное влияние, как его составляющая, способны сделать так, чтобы никому в голову не пришло "метко стрелять". Дети - это будущее, а дети с тонким чутьем и чувством прекрасного - это лучшее будущее, гармоничный мир, которого нам сейчас не хватает.
15.12.2015
Извините, вклинюсь, но доброта-отзывчивость и прочее также от натуры ребенка зависит. Есть много семей, где один прям такой душевный-добрый-милый, а другой ух-ах-разнесу все вокруг-ни разу не внимательный. А семья одна. Все дети разные. Все что подходит первому ребенку по закону подлости вообще ни разу не про второго, и опять заново начинаешь подбирать ключики. И с третьим тоже самое, может парадокс, но с четвертым опять все по-другому. И откуда ни все такие разные ))))
19.12.2015
Это все верно, дети разные. Только вот какая связь между добротой, отзывчивостью и внимательностью? Человек невнимательный может обладать чувством прекрасного и наоборот. А если ребенок, как вы говорите, "ух-ах-разнесу", разве он не может быть добрым? Дело в том, что есть темперамент, мне кажется это больше к характеру относится, а вот отзывчивость и доброта - это то, что можно привить, как и хороший вкус, чувство такта и т. д. Как я уже писала выше - имеют место быть комментарии к другой опере. Вообще тема сложная для масс, судя по всему. (Дети из одной семьи имеют право быть разными, но манеры, такт и утонченность восприятия - это то, что их будет объединять, если родители позаботятся об этом - все просто).
19.12.2015
Лиза, добрый день. Алиса зачитала? Если "да", то поздравляю вас, это очень здорово! Я видела ваше фото, где дочка подписала открытку. Тогда мне стало не понятно, как не читающий ребенок может писать словами, если ему побуквенно не диктуют. Теперь все ясно :). Вы умнички. У меня сынулька тоже читает и пишет самостоятельно, ему 3.1. У меня к вам вопрос - каким размером (высота) буквы у Алисы на данный момент?
15.12.2015
Я как раз дописываю о чтении и письме отдельную статью. Если честно, я считаю, что три - это рановато, но если уж стойкий интерес к буквам возник, то куда деваться. Алиса пишет буквы высотой 1-1,5 см обычно, если не регламентировать.
15.12.2015
Лиза, мне каж., когда говорят о "рано - не рано" судят по своему ребенку. И это верно, на кого же еще ориентироваться :). Писать сын стал недавно, я боялась показать, что это вообще можно делать самому :))) Даже не могу сказать, почему. Наверное, опасалась показать непосильное и вызвать отторжение написания в дальнейшем. Но нет, сын будто ждал этот момент, пишет с огромным удовольствием. Везде и всюду. Сам. Многие не верят, иногда снимаю видео, хотя доказывать что-то кому-то не люблю. Я тоже считала, что такие картины рисовать рано, как вы рисуете с дочкой. Теперь вижу ваш промежуточный результат и подбираю репетитора по рисованию :). Так как сама рисую отвратительно. Радует и ваш английский. Значит и мы на верном пути. Тоже репетитор, но не носитель, к сожалению. Такого добра в нашем городе, видимо, нет. Если только студенты из жарких стран. :)
15.12.2015
Наталья, а есть пост с видео посмотреть как выглядит "писать сын стал недавно"?
20.12.2015
Пишите чаще свои мысли, в любом виде, хоть без картинок, вот так в нескольких абзацах. Иногда приятно видеть, что я думаю так же, иногда вы просто выдаете словами то, что сидело внутри и не хватало чего-то, чтобы так же красиво сказать. А зачастую вы расширяете какие-то внутренние мысли, которые были отрывком а после поста приобретают оформленный вид. Пишите чаще, вы вдохновляете. Чем больше мамочек прочтут это, тем больше деток вырастут интересными, незаурядными, полноценными личностями, а не роботами. Пусть мир наших детей будет интереснее чем наш.
15.12.2015
Спасибо большое!
15.12.2015
Лиза, хочется вас похвалить и сказать, что вы большая молодец! Ваш дневник просто кладезь идей для занятий с детьми, да и другой не менее интересной информации. Спасибо, что делитесь этим! Но я, наверное, против "раннего развития", а "раннего обучения" уж тем более. Я довольно много размышляла над этим вопросом:) И дело не в "нас вырастили и ничего". Про "понимание мира, тонкое чутье, чувство прекрасного, развитое чувства баланса, эстетики и красоты и великолепную память" все правильно, конечно. Просто это, на мой взгляд, балансирование на лезвии ножа, и я не уверена, что оно мне под силу (хотя кому-то под силу, наверное) Всегда есть риск перекормить, не разглядеть и забить. Какие бы то ни было специальные занятия с ребенком, даже самые ненавязчивые, все равно есть шаблоны - пропущенные через наше взрослое восприятие и наш жизненный опыт, который как ни крути односторонний)) Поэтому я считаю, что во время взросления ребенка не должно быть слишком много "нас" (на самом деле нас - родителей, в формировании личности ребенка и так будет больше чем чего бы то ни было), ребенок должен нарабатывать свой опыт, учиться собственному анализу, вырабатывать свое чувство прекрасного, сам раскрывать свои таланты. А я постараюсь наблюдать за этим и не пропустить :) У детей впереди и так много "инстанций", где их различные способности постараются причесать под одну гребенку и будут пытаться забить головы большим количеством не слишком правдивой и не всегда нужной информации - школа, институт. Кстати и раннее развитие и раннее обучение как раз направлены на то, чтоб как можно больше адаптировать ребенка к тем реалиям жизни в которых мы все живем и к системе образования, в частности. А что если в то время, когда наши дети станут взрослыми, всем будет наплевать на чувство прекрасного и тонкое чутье, а вдруг самыми ценными навыками будет - быстро бегать и метко стрелять? Не дай Бог, конечно! Это я к тому, что жизнь вообще изменчива и хотелось бы как-то научить ребенка также уметь изменяться и адаптироваться без серьезных потерь для психики. Хотелось бы воспитать человека с добрым сердцем, живым умом, но умеющего "выходить за рамки" - за рамки образовательной системы, социальных устоев, навязанных обществом взглядов. Жаль, что для этого не разработано методик) Как это сделать я пока не знаю, но буду думать об этом!
14.12.2015
Лучше я бы и не высказалась...
14.12.2015
Вы пишите "Всегда есть риск перекормить, не разглядеть и забить.", но одновременно с этим всегда есть риск недокормить и недоглядеть. По этому поводу есть не очень красивое, но точное слово "недобдеть". Можно провести множество параллелей: - Дети с анемией обречены на дистрофию, если родитель не будет настойчиво их кормить. У них дефицит аппетита. - Большинство детей обречены на кариес если родитель понадеется на природу и здоровое питание. - Что касается формирования вкуса, то вот одно из мнений специалиста (искусствоведа Кузнецова Эраста Давыдовича): «Дети по природе своей падки на все пестрое, аляповатое, даже вульгарное. Вкус им приходится прививать-последовательно и настойчиво, да еще и не каждому привьешь. И если принято считать, что для ребенка нужно работать как для взрослого, только лучше, то это вовсе не потому, что ребенок способен так требовательно оценить высокое качество, а потому, что оно особенно важно для его становления.» Также можно вспомнить о естественном земледелии и качестве плодов без искуственного орошения и внесения удобрений почвы. Конечно, при этом некоторые используют химию, но именно такие мамы, как Лиза обращают внимание на естественные инструменты развития - простые игры и качественное общение с ребенком. То о чём пишет Лиза, как раз является осознанным поиском родителями золотой середины между "недокормить" и "перекормить" ребенка информацией. Кстати, даже самые авторитетные специалисты в области развития согласны с тем, что родители должны заниматься целенаправленным развитием детей. Почитайте Водовозову Е.Н. (её книгу, как ориентир по развитию детей рекомендует Безруких М.М. - профессор, академик, психолог, доктор биологических наук, глава Института возрастной физиологии Российской Академии Образования). В противном случае это сделает детский сад и школа и не в самом лучшем варианте
15.12.2015
Ну что вы, я очень уважаю Лизу. У меня даже и в мыслях не было осудить ее занятия с дочкой. Я лишь высказала свое собственное мнение. Ведь каждый родитель выбирает сам, что нужно его ребенку, исходя из своего жизненного опыта. И на мой взгляд, именно для меня, риск "перебдеть" выше, чем "недобдеть":) И мой пост касался именно специальных занятий, а качественное общение с ребенком - это просто естественный атрибут любой нормальной семьи. За ссылки на труды этих титулованных и "умудренных опытом мужей" спасибо, но читать, пожалуй, не буду:) Поскольку это все, в лубом случае, теория, а на практике ситуацию можно будет оценить лишь через много лет, когда наши дети вырастут.
15.12.2015
Спасибо, у вас всегда по делу и по пунктам)
15.12.2015
Простите, неужели, то, что сказал Кузнецов правда? Для меня это так удивительно... То есть я согласна, что вкус детям нужно прививать, но вот что у них любовь к пестрому и аляпистому... Откуда она берется? Ведь они же чистые листы... Ой, меня это очень взолновало.
16.12.2015
Я привела это высказывание потому, что согласна с ним. Я тоже считаю, что дети готовы для восприятия всего. Но при этом следует учесть, следующее: Чтобы разглядеть изящные гармоничные решения и сочетания надо иметь определенный уровень внимательности, а пестрое и ляпистое навязчиво, оно само бросается в глаза. Поэтому любимые цвета детей почти всегда яркие - розовые, желтые, голубые. Глубина внимания усиливается с возрастом, но это не панацея. Вспомните дикие 90-ые, когда многие взрослые люди, выросшие в окружении со сдержанной цветовой гаммой и формами, которые тщательно в СССР отбирались работниками культуры, бросились во все тяжкие и долгое время не могли сориентироваться в ассортименте. Что же мы хотим от маленьких детей, если не будем целенаправленно формировать вкус. Он будет формироваться стихийно в зависимости от окружающей среды. Простой пример, чтобы запомнить контрастный принт леопарда, зебры или разглядеть приторный розовый достаточно одного взгляда. Чтобы запомнить сложные многокомпонентные сдержанные высокохудожественные цветовые решения обычно надо приложить усилия. И зачастую даже при усилиях они не запоминаются, но если ими проникнуться, обязательно запомнятся чувства и теплые эмоции, которые они вызывают - уют, гармонию, целостность образов. Думаю, именно в этом ключ к эстетическому воспитанию. Надо предоставлять больше "пищи" для эстетического развития. Прошу не воспринимать мое мнение, как радикальное. Я не разделяю радикализм Вальфдорской педагогики и считаю, что без блестящего и розового тоже никуда :-). П.С. Я не специалист в этих областях, я просто увлеклась развитием своего ребенка, как и многие другие здесь.
17.12.2015
Спасибо большое. Мне стало понятно и я тоже согласна с Вашими аргументами.
17.12.2015
Прошу прощения, что вклиниваюсь. Сначала не хотела писать, но все-таки спрошу: А почему вы считаете контрастный принт леопарда и приторно розовый - безвкусным и вульгарным, а приглушенные и многокомпонентные решения - высокохудожественными?
17.12.2015
Вы меня абсолютно неправильно поняли. Я нигде не писала, что считаю леопарда и розовый безвкусными. Но эти варианты относятся к пестрым и ляпистым и их использовать следует с большой осторожностью. Так же я не писала, что ВСЕ приглушенные многокомпонентные решения являются высокохужественными. Я обратила внимание, на то что именно образы высокохудожественных решений с приглушенными тонами сложней запоминаются, чаще запоминаются чувства, которые они вызывают. Другие решения запоминаются еще хуже и могут выглядеть уныло.
17.12.2015
Из вашего текста сделала такой вывод. А можно пример "образа высокохудожественных решений с приглушенными тонами", чтоб предметно понимать о чем разговор? Поскольку из ваших текстов явно следует, что именно им нужно отдавать предпочтение при формировании вкуса ребенка. Раз уж в этом разговоре понятие вкуса упростили до цветовосприятия.
17.12.2015
Из большинства текстов можно сделать самые разные выводы. Обычно они очень зависят от мировозрения своих авторов. Тем более, что я стараюсь писать "широко". В качестве ярких примеров пестроты и ляпистости могу привести иллюстрации ПрофПресса. В качестве высокохудожественной сдержанности, например, Евгения Антоненкова.
17.12.2015
Пример с двумя розовыми. Если на полке сотня кукол, то вторая скорей всего зацепит взгляд ребенка, а первая рискует остаться незамеченной. Пример в пользу приглушеного розового прошу не воспринимать, как отрицание яркого. Он тоже может быть хорош :-), но не в этот раз. Кстати, в данном случае он очень уместен, но подвело лицо модели и чересчур сильная соперница.
17.12.2015
А мне не кажется, что то, что вы описали выше, идет вразрез с тонким развитием. Только если мы его по-разному понимаем.
15.12.2015
Может быть и по-разному, тут не мудрено запутаться)) Но несмотря на то, что я не занимаюсь с дочкой "ранним развитием", я очень часто читаю ваш дневник, просто потому, что приятно почитать:) Стащила у вас идею новогоднего камина из телевизора, как раз очень нам подходит. Пишите почаще, Лиза, а мы будем вас читать и вдохновляться!
15.12.2015
Не обязательно следовать какой-то методике, чтобы развивать) Спасибо большое! Я постараюсь))
15.12.2015
Полагаю, что наши дети и будут формировать мир ценностей. Какими мы их вырастим, с тонким чутьем или без него, такой они и создадут себе мир. Нас окружает то, чем мы являемся. (имхо)
15.12.2015
Это бесспорно хорошие слова и благородные цели! И я конечно же с вами согласна, надо стараться через наших детей сделать мир лучше. Только не совсем понятно, причем тут раннее развитие? Неужели без него невозможно вырастить хорошего человека? Разве такие общечеловеческие ценности как - доброта, честность, отзывчивость и справедливость, могут быть быть привиты ребенку лишь в процессе раннего развития? Мне кажется, что здесь уже началась путаница между развитием и воспитанием. Это я на ваш пост выше сразу ответила)
15.12.2015
Наталья, нас (родителей) не может быть слишком много при правильном подходе, а вот мало - пожалуй, да. А на тему адаптации и непотерь психики на самом деле система подобного воспитания была, у дворян, до революции. Именно там было сочетание физического развития, эстетического и обязательно нравственного (конечно были и "Митрофанушки", но мы же сейчас про общее говорим). Предлагаю вам почитать книгу "Как воспитывали русского дворянина" О. Муравьевой. Очень много "сведений", хотя и урывками, есть в книге "Ложится мгла на старые ступени" А.Чудакова (книга просто замечательная).
17.12.2015
Спасибо большое за книги, обязательно посмотрю! Очень интересует именно эта тема, а с какой стороны подступиться не знаю.
17.12.2015
Любовь и гармония в семье! Вот!!!!!!! И пусть мамули, которые злые, уставшие, с потухшим взглядом и плохенькими отношениями с мужем хоть стопятьсотмиллионов раз водят детей по секциям, занимаются по методикам и т.д.... вырастить гармоничного, счастливого человека вряд ли получится.
14.12.2015
Лиза, спасибо огромное! Прям в точку! Именно сегодня этот вопрос терзал меня особенно сильно. И вы так здорово все разложили по полочкам. Оформили мои же мысли. И я убедилась в правильности своих мыслей. Мы недавно переехали из большого города в маленький. И выбор занятий для детей здесь очень маленький, а качество исполнения низкое . По хвалебным отзывам пошли в один из развивающих центров, а там прям зубрежка- зубрежка. Натаскивание к школе. За партами сидим ровно. В туалет тянем ручку. Учат чем отличаются дикие животные от домашних уже несколько занятий . Оформили бы все в виде игры и одного раза бы хватило, чтобы дети уловили смысл . А все родители восхищаются таким подходом. Дома мы играем, читаем , готовимся к новому году, но хотелось с ребеночком посещать занятия, где есть детки, так как в садик мы не ходим ( в муниципальный не хотим , а частных нет для подросших деток здесь). Надеюсь и в этом городе мы найдем что- то для себя
14.12.2015
Спасибо, хотя для меня дело и не в терминологии, а именно в сути и подмене понятий, непонимании разницы и границ разумного. И так печально, когда стараешься заниматься развитием ребенка, а тебя начинают упрекать как раз в раннем обучении и бросаются словами "ты лишаешь ребенка детства своими книжками".
14.12.2015
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
О конструкторах как о суперинструменте для развития О чтении и ориентирах в развитии 3+