ДУ в Германии
воспитаниеПишу, как и собиралась, о системе детских учреждений в Германии. Поправки и дополнения усиленно приветствуются.
Начинаются детские учреждения с ясель. В ясли принимают с трех месяцев, хотя такой нежный возраст все-таки скорее редкость. Иногда ясли делят на ясли для младенцев, которые еще не ползают, ползунков и тех, кто уже ходит (или детей делят внутри ясель, но необязательно). Детей в группе не должно быть больше дюжины, взрослых - как минимум двое (иногда трое, включая практикантов). Ясли рассчитаны на детей до трех лет. 
В сад берут с трех, иногда чуть младше - зависит от решения сада. Во всех садах группы смешанные, дети от трех до шести. Детей условно делят на малышей, средних и предшкольников. С предшкольниками, т.е., пяти-шестилетками, могут отдельно ездить на экскурсии и/или проводить для них отдельные занятия. Группы, соответственно, больше, чем в яслях, количество взрослых то же самое: воспитатель, помощник, практикант (как правило).
Садики бывают разными. Есть городские сады, есть прицерковные, есть сады негосударственные с нерелигиозной основой, обычно от каких-то фирм, есть сады, основанные родительской инициативой, есть частные сады.
За городские сады ответственность несет местное учреждение по делам детей и молодежи.
Церковные сады бывают католическими и лютеранскими (две самые распространенные конфессии). При этом строгой привязки к религии нет: детей берут любого вероисповедания, к воспитателям иногда бывают требования, чтобы они были христианами, но на этом все. На большие христианские праздники водят в церковь, в зависимости от садика могут периодически проводить беседы на религиозные темы.
Родительская инициатива - это небольшие сады, организованные родителями. Организаторов должно быть не меньше семи, еще лучше, если кто-то из них обладает педагогическим образованием. Государство родительскую инициативу поддерживает и частично финансирует. Все родители должны так или иначе участвовать в жизни садика, но работать с детьми могут, как и везде, только люди с соответствующим образованием.
Самое интересное: это концепции в садах. Их много. Самая распространенная концепция, конечно, классическая: дети делятся на группы, количество групп зависит от величины сада. Наш садик, например, небольшой, групп две: в одной 20 детей, в другой 25. Все группы, как я уже писала, разновозрастные.
Есть сады с так называемым открытым концептом. Групп там нет, сады большие, как правило, новые и современные. Внутри здания садика помещения с разным целевым назначением: спортзал, уголок отдыха, обеденый зал, комнаты-мастерские, комнаты с разными концепциями (например, комната принцесс или индейская хижина - зависит от оборудования и фантазии организаторов). Дети свободно играют везде, в каждом помещении есть воспитатели, ответственные за детей в этой конкретной комнате.
Есть сады с определенной педагогической концепцией. Самые распространенные - это монтессори. Многие обычны сады используют элементы монтессори-педагогики, но есть и отдельный монтессорийский сад.
Кроме того, есть вальдорфские сады, спортивные, двуязычные... Концепций очень много. Ест лесные сады, где дети проводят основное время в лесу в любую погоду, даже в дождь - тогда идут на поляну, закрытую тентами. Это все частные сады.
Есть интегративные сады, где, кроме здоровых детей, какое-то количество детей-инвалидов.
Кроме садов и ясель есть опция так называемых тагесмуттер, в буквальном переводе, дневных матерей. Тагесмуттер получают соответствующее образование, далеко не такое серьезное и длительное, как у воспитателей, но они тоже должны быть квалифицированы. Работают они, как правило, самостоятельно у себя дома; иногда снимают для работы отдельную квартиру и объединяются по двое. На одну тагесмуттер должно быть не больше пяти детей одновременно (то есть, пять детей ходят к такой няне на целый день или, скажем пять с утра, пять после обеда). Обычно к тагемуттер "ходят" малыши ясельного возраста, но тоже не всегда: у нашей няни были дети от года до шести, а один мальчик приходил после школы, как на продленку. Тагесмуттер подчинены городу, их периодически контролируют: помещения должны быть заточены под детей, качество еды и т.д. Половину зарплаты няня получает от города, половину от родителей. Ставки фиксированы, почасовые. Количество часов работы регулирует сама няня.
Бывают еще пенсионеры, которые как бы замещают детям бабушек/дедушек.
О ценах и времени работы: сады открыты, как правило, с семи утра и до трех-пяти часов, зависит от сада. Читала, что в ГДР сады работают долго, часов до семи. Оплата зависит от количества часов, как минимум, четыре в день, потом за каждый дополнительный час. Время привода детей официально фиксировано, скажем, с восьми до девяти, хотя многие сады закрывают глаза на то, если детей приводят позже. На полный день сад в Нюрнберге стоит, в среднем, 150-200 евро, плюс обед, около трех евро в день, если ребенок обедает в саду (в зависимости от доходов семьи город может покрывать расходы на сад частично или полностью). В некоторых садах можно забирать ребенка до обеда, потом опять приводить. Обеды иногда готовят в садах, но часто привозят, зависит от сада.
От сада же зависит, чем занимаются с детьми, тут диапазон большой: могут вместе готовить, ткать, сажать растения и т.п. Могут быть отдельные занятия: музыка, английский, бассейн... Как за отдельную плату, так и входить в стоимость сада.
Обязательного дневного сна нет. Младшие дети приносят свои подушки и спят в отдельной комнате на матрасах. Цифры, алфавит и прочее дети, как правило, в саду не учат.
Место в саду получить не так легко, зависит от везения и настойчивости. Чем старше ребенок, тем больше шансов. Если сад от работы, то шансов еще больше.
Сумбурно получилось. Если еще что-то вспомню, допишу.