Методика определения уровня нервно-психического развития
Деть - Развитие, психология (статьи)http://spravka.komarovskiy.net/category/razvitie/metodika-opredeleniya-urovnya-nervno-psixicheskogo-razvitiya-detej-vtorogo-goda-zhizni
1 год 6 месяцев
Понимание речи.
Обобщает предметы по существенным признакам в понимании речи (в «конфликтной ситуации»).
Материал – 2 однородных предмета, отличных друг от друга по какому-либо признаку (цвету), предмет, сходный с одним из них по этому признаку (например, кошка белая, кошка черная, собака черная) и контрольный предмет (кукла). Методика выявления – ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются предметы в следующей последовательности: собака черная, кошка черная, кошка белая, кукла. Взрослый предлагает показать сначала одну кошку, затем другую, потом собаку, куклу. После этого предметы меняются местами и ребенку предлагается найти их ещё, раз.
Материал – ложка десертная, ложка игрушечная, совок (по величине и цвету сходный с одной из ложек), кукла. Методика выявления – та же, что и в первой ситуаций. Поведение ребенка – находит однородные предметы по слову взрослого (кошку белую и черную, ложку десертную и игрушечную).
Активная речь.
Словами облегченными (например, «би-би») и произнесенными правильно («машина») называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности. Материал – 4 предмета (например, кукла, зайчик, петушок, котенок), мешочек или коробка, из которой они вынимаются. Методика выявления – ситуация, специально подготовленная. Взрослый неожиданно вынимает из мешочка предмет и спрашивает: «Кто там?», «Кто это?», «Что это?». Поведение ребенка – называет предметы правильно («ляля», «зайка») облегченными словами.
Сенсорное развитие.
Ориентируется в 4-х контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма). Материал – 3 шарика, 3 кубика, 3 кирпичика, 3 призмы (одного цвета и близкие по размеру). Методика выявления – ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком материал вразнобой. Берет кубик, ставит его перед ребенком, называет, предлагает взять такие же кубики и построить дом. Если ребенок затрудняется это сделать по слову, можно ему показать (поставить один кубик на другой), затем снять кубики, вновь поставить перед ним один на один и предложить выполнить задание. После этого взрослый берет шарик и скатывает его по желобку, затем предлагает найти еще шарики и скатить их так же. Поведение ребенка – по образцу и слову взрослого выполняет задание: подбирает предметы нужной формы (в первом случае – кубики, во втором – шарики).
Игра и действия с предметами.
Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия.
Методика выявления – ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит: «У куклы грязный носик. Вот платок».Поведение ребенка – прикладывает носовой платок к носу куклы.
Материал – кукла с волосами, расческа. Методика выявления – ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит: «Кукла-ляля растрепанная, вот расческа». Поведение ребенка – прикладывает расческу к голове куклы и водит ею по волосам. Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи.
Движения.
Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом. Материал – 4 брусочка. Методика выявления – ситуация, специально подготовленная (может быть выявлено и на занятии по гимнастике). На пол на расстоянии друг от друга кладутся брусочки. Ребенку предлагается перешагнуть через них. Если ребенок не понимает задания, можно ему показать, затем встать перед ребенком и подозвать его к себе. Поведение ребенка – перешагивает через брусочки приставным шагом самостоятельно или по показу взрослого.
Навыки
Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой. Материал -глубокая тарелка с жидкой пищей, десертная ложка. Методика выявления – ситуация естественная (во время обеда). Поведение ребенка – самостоятельно съедает 3/4 жидкой пищи ложкой, держа черенок ложки рукой сверху (в кулачке).
Справочное руководство/Под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного
