О развитии речи
Развитие речиСыну сейчас 1.11. В 1.7 прошла тренинг Анны Андреевой "Развитие речи. Начало речи" на сайте danilova.ru. С тех пор маленьками шагами развиваю речь. Не спеша, ибо моя неторопливая натура не терпит гонки, иначе я превращаюсь в унылую загнанную лошадь. Буду писать об успехах сына здесь.
Позавчера Валюша научился говорить ку-ку. Игра любимая давно, но получалось только ка-ка в место ку-ку. Ему-то кажется, что он говорит правильно :) Может, рано говорить "научился", ибо получается пока редко. Но получается, а это уже прогресс.
Также изредка проскальзывает "нана", "няня", хотя это неосознанные звуки, которые он только пробует.
У ребенка явно есть сложности с артикуляцией, так как вместо "ква-ква" получается что-то отдаленно напоминающее это сочетание, но ясно ассоциированное с лягушкой.
Недавно стала получаться протяжное "Иииии". А все благодаря тому, что в момент спускания со ступенек я каждый раз произносила "Иииии - оп!". Ему понравилось и в какой-то момент он стал сам протягивать "И".
Стала потихоньку вводить артикуляционную гимнастику: "лопата" (язычок ложится на нижнюю губу), "иголочка" (острый язычок высовывается изо рта), "заборчик" (губы обнажают стиснутые зубы), бегемот разинул рот (широко открываем рот), "часики" (язычок "тикает" от одного края губ в другой). Где-то за 5 попыток Валюша повторил только лопату и очень хочет повторить часики, но пока как-будто побаивается. Иногда бегемота делает.
Пение слогов решила ввести в момент укачивания на дневной сон на фитболе. Под спокойную одну и ту же мелодию пою так: "Бабабабабабабааааа, бабабабабабабаааа, бабабааа, бабабааа, баба баба баба баааа. Вававававававаааа, вававававававааа, вававааа, вававааа, вава вава вава ваааа." и так далее со всеми согласными алфавита. Практикую где-то с 23 января 2015, почти ежедневно. Иногда пою минут по 15-20 когда идем в коляске в магазин, только мелодия другая, более веселая. Как мне показалось, именно после пения появилисьслоги "Ми", "ня", "ни", "на". Но пока они еще редкие.
Валя стал отчетливо звать меня "мама". Хотя какое-то время назад любой предмет называл "баба" с разными интонациями. Ну вот так ему все слышалось...
Пока не получается "му-му", вообще с "у" пока сложно. И "о" не получается.
Собачка лает "ав-ав", киса - как-то неуверенно "миу" (или что-то вроде того), лягушка "кфа-кфа", поезд "туту", труба звучит (подносит основание рулона бумажных полотенец к губам) "ду-ду". Давно уже все падает со словам "баба!" ("х" не слышен, хотя я каждый раз говорю вместе с ним правильно: бабааах!). Раньше еще было "бам" при ударе ножкой по мячу, но сейчас я редко вспоминаю об этом, лепетное слово уходит из активного словарного запаса. Надо бы его восстановить, почаще играя с большим мячом на улице.
Очень нравится как я произношу "чух-чух" применительно к вагончикам и паровозу "ту-ту". Явно если повторять чаще, тоже начнет говорить.
Сейчас главное расширять список лепетных слов, параллельно работая с артикуляцией, ибо это узкое место. Еще не занималась слуховым вниманием. Коробочки Монтессори только планирую сделать и начать с ним играть. Хотя бы иногда. Тогда станет ясно, насколько хорошо Валюша различает звуки в словах. Ведь без различения звуков понять и воспроизвести речь невозможно.