Вальдорфская педагогика 1
1) Лилия Дыкман «Гармоничный ребёнок» (самая любимая книга: и теория и практика, всё есть). Можно скачать в Интернете или заказать. Она снова появилась в продаже.
2) В. Загвоздкин «Вальдорфский детский сад» (очень хорошо и доступно объяснена теория, в конце есть немного практики). Эта книга есть в электронном виде. Вот ссылкаhttp://psychlib.ru/mgppu/zvd/ZVD-001.HTM
3) «Методика раннего развития Вальдорфской школы»: от 0 до 7 лет. Авт-сост. Л.И.Головина (очень много идей для творчества).
4) Антология гуманной педагогики. «Штайнер». Издательский дом. Ш.Амонишвили (очень доступная и интересная книга с комментариями современных педагогов).
5) «Берёзка». Методическое руководство для детских садов. (В этой книге интересен годовой план работы, теория дана в очень кратком виде).
6) Г.Дайн «Детский народный календарь» (творчество и подделки, связанные с праздниками у наших предков).
7) Светлана Смирнова «Как воспитать Ребёнка от рождения до 21 года».
8) Вольфганг М.Ауэр «Практика пробуждения чувств». Идеи и игры для дошкольных групп.
9) Книга дня рождения Кристина Файнес-Клинтон, Энн Друитт, 10)Детский год Стефани Купер издательство Деметра.
ЭПОХИ:
Апрель: сеем, проращиваем, ухаживаем за растениями и наблюдаем.
Май: закладываем сад и создаем жизненное пространство.
Июнь: экспериментируем с растительными красками, сами готовим молочные продукты и собираем лекарственные травы.
Июль: живем в согласии с четырьмя стихиями — водой, землей, воздухом и огнем.
Август: от зерна к хлебу.
Сентябрь: перерабатываем урожай.
Октябрь: плетем корзины.
Ноябрь: работаем с воском.
Декабрь: рождественские ясли из природных материалов.
Январь: шерстяная мастерская.
Август.
Занятия проводятся по недельному ритму: где есть лепка (воском и глиной), живопись, выпечка, шитьё, валяние и т.д. Плюсом добавить "августовские" занятия: куклы из соломы, поделки из колосков, можно уже начать делать рябиновые бусы, сушить гербарий, поделки из натуральных материалов: шишек и т.д..
Если получится раздобыть колоски, можно их обмолоть и сделать муку на ручной мельнице (если мельницы пока нет, то на кофемолке). Если колосков нет, то просто купить цельную пшеницу, рожь (это всё продаётся в магазинах здорового питания) и помолоть их в муку. Потом испечь из неё печенье.
СЕНТЯБРЬ - УРОЖАЙНАЯ ЭПОХА
«СЛАВА МИРУ НА ЗЕМЛЕ, СЛАВА ХЛЕБУ НА СТОЛЕ»
Сентябрь – это Эпоха Урожая. Кульминация урожайной эпохи – Праздник Урожая.
Нравственный смысл Эпохи: переживание детьми чувства благодарности земле, природе через знакомство с богатством урожая и реальным трудом земледельцев.
Совместная трудовая деятельность детей и взрослых дома: сушка яблок, засолка капусты, обработка зёрен пшеницы (молотьба, помол), выпечка хлеба из полученной муки.
Труд на улице: сбор плодов рябины, уборка овощей с огорода, сбор лекарственных трав, семян, шишек, листьев.
Рукоделие с детьми: бусы из рябины, гирлянды из осенних листьев, шитьё подушечек, набитых травами, шитьё мешочков для муки, шитьё простых овощей и фруктов, набитых шерстью или ватой, поделки из природных материалов: шишек, семян.
Оформление праздничного стола: жёлто-оранжевые тона, корзиночка с овощами, фруктами, орехами; подсолнухи. Много живых ярких цветов. Колосья пшеницы. Соцветия укропа. Сноп пшеницы. Гирлянды из осенних листьев. Ниточки с сухофруктами, куколка из снопика.
Сказки для устного рассказывания: «Колосок» «Пых», «Репка», «Муравей и пшеничное зёрнышко», «Теремок», «Коза-дереза».
Пальчиковые и жестовые игры: «Тесто», «Капуста», «Маленький мизинчик…», «Рыбки», «Замок».
ОКТЯБРЬ – ЗОЛОТАЯ ПОРА
«ХОДИТ ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ, ВСЮДУ ЛИСТЬЯ ОБЛЕТАЮТ»
Октябрь – это Осенняя Эпоха. Кульминация урожайной эпохи – Праздник Осени.
Нравственный смысл Эпохи: углубление представления об осенней природе и повадках лесных жителей.
Совместная трудовая деятельность детей и взрослых дома: работа с деревом, заготовка спилов, веточек, листьев, мха.
Труд на улице: уборка опавших листьев, перекопка грядок.
Рукоделие с детьми:
1. Шитьё подушечек с травами.
2. Поделки из жёлудей, шишек, каштанов, семян.
3. Изготовление цветов из осенних листьев.
4. Аппликации, открытки, картины из сухоцветов.
5. Шитьё простых узелковых народных кукол (на выбор): кулёмы, пеленашки, куватки, куклы –колокольчика, куклы-скрутки, куклы на палочке, куклы зернушки.
Сказки для устного рассказывания: «Заяц и ёж» (Бр.Гримм), «Петушок и жерновцы», «Мужик и Медведь», «Волк и семеро козлят».
Кукольный спектакль: «Зайка и солнышко».
Игры с детьми:
1. Ритмическая хороводная игра « Осень, осень в гости просим…»
2. Пальчиковые и жестовые игры: «Две сестры», «Жучок», русская игра «На постой», «Братцы», «Часы», «Перчатка».
Информация взята с сайта-сообщество мамы, которая занимается по Вальдорфской методике с детками дома.
НОЯБРЬ -ЭПОХА ФОНАРИКОВ
«Свет любви и доброты пусть осветит ночи мрак…»
Нравственный смысл Эпохи: развитие в детях чувства сострадания, заботы, сопереживания. Переживание радости от умения поделиться душевным теплом и светом с другими людьми.
Труд на улице: строительство домиков для гномов и норок для мышек, ежей и др.
Рукоделие с детьми:
1. Шитьё гномиков
2. Изготовление фонариков
Сказки для устного рассказывания: «Гномы-сапожники» «Мальчик с пальчик», «Гуси-лебеди», «Чернушка», «Чивы-чивы чивычок».
Кукольный спектакль: «Девочка и фонарик», «Про кабачкового гнома».
Праздничный столик: пещерка гномов из мха, сучьев, пенёчков. Сухие листья. Природные минералы, кристаллы. Гномики, занимающиеся работой по дому.
Игры с детьми:
1. Ритмическая хороводная игра «Осень небо тучками тёмными покрыла…»
2. Пальчиковые и жестовые игры: «Гном и грибы», «Жил был гном», «Дом гномов», ««Гимпельман и Пимпельман», «Скрут», «Два гномика».
НАЗВАНИЕ ДЕКАБРЬСКОЙ ЭПОХИ: «Приходите, люди, в гости к нам сюда, приносите, люди, добрые дела».
НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛ ЭПОХИ: обретение внутреннего покоя и развитие внимания к окружающему миру. Переживание красоты собственной души через добрые дела.
ПРАЗДНИКИ ДЕКАБРЯ
Рождественская спираль
Праздник добрых дел
Рождество
Новый год
ТРУД ДОМА В ДЕКАБРЕ:
1) Изготовление рождественного веночка
2) Изготовление витражей
3) Лепка свечей из воска
4) Выпечка рождественского имбирного печенья
5) Изготовление игрушек на ёлку
6) Снежинки из шерсти
7) Ёлочка из шерсти
8) Рисуем и вырезаем снежинки
СКАЗКИ ДЕКАБРЯ
«Звёздные талеры», «Морозко», Истории о Деве Марии и Иосифе
ОФОРМЛЕНИЕ СТОЛА ВРЕМЁН ГОДА
Ткани тёмно-синего цвета. На «небосклоне» большая золотая звезда, предвещающая праздник Рождества.
Декорации: дорога в Вифлеем, хлев, куклы Девы Марии, Иосифа, ангела, ослика.
Панно: адвентский календарь.
ИГРЫ С ДЕТЬМИ: Зимняя зарядка, Зимний хоровод.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ: «Посмотри на нашей ёлке…», «Копаю, копаю лопаткой снежок…», «Маша варежку надела…», «Белый пух», «Медведь в берлоге крепко спит», «Снежинка», «Зима».
ПЛАН НА 4 НЕДЕЛИ АДВЕНТА:
1- неделя.
- на столике времен года пейзаж царства минералов;
- ежедневно зажигается одна свеча;
- поются песни Адвента;
- сказка "Звёздные талеры" бр. Гримм
- праздник "Адвентский садик" («Рождественская спираль»).
2 - неделя.
- на столике времен года добавляются хвойные ветки, шишки, кора;
- ежедневно зажигаются две свечи;
- шьют или валяют из шерсти гномиков;
- поют песни "Рождественского хоровода";
- сказка "Морозко";
- праздник "Добрых дел".
3 - неделя.
- на столике времен года появляются пастухи и овечки
- ежедневно зажигаются три свечи;
- ежедневные рассказы о Марии и Иосифе;
- поем "Рождественский хоровод".
4 - неделя.
- на столике времен года перед Марией появляется люлечка из шерсти;
- ежедневно зажигаются четыре свечи;
- рассказы о Марии и Иосифе;
- поем "Рождественский хоровод".
ЯНВАРСКАЯ ЭПОХА
«Январь – году начало, зиме – серёдка»
СКАЗКИ ЯНВАРЯ
1. «Рукавичка» (с показом спектакля)
2. «Лиса и волк» (с показом спектакля)
3. «Синичкин календарь» (про январь)
4. «Заяц Хваста»
5. «Зимовье зверей»
ТВОРЧЕСТВО И РУКОДЕЛИЕ
1. Лепка пчелиным воском синичек и птичек
2. Шитьё куклы дрёмы и куклы для кукольного домика.
3. Изготовление картины из природных материалов.
4. Ткачество ковриков на детском ткацком станочке.
ИГРЫ С ДЕТЬМИ
1. Пальчиковая гимнастика
2. Хоровод «Зимний»
3. Игры на коленках
4. Игровой массаж
ФЕВРАЛЬСКАЯ ЭПОХА
«Зиму провожаем, весну закликаем»
ПРАЗДНИКИ
У нас в семье февраль делится на две части.
В первой половине мы готовимся к празднованию Дня рождения старшей дочери. И так как она родилась 14 февраля, то в эти две недели мы делаем валентинки, маленькие подарочки для гостей, украшаем дом сердечками. Когда её спрашиваешь, в какой день она родилась, дочь отвечает: «В день сердечек!». Ещё до её рождения, я очень любила отмечать этот праздник с мужем: романтический ужин, подарки, поздравления. Так что я очень рада, что этот праздник стал почти «официальным» в нашей семье.
Так что не удивляйтесь, что эти две недели у нас будет присутствовать «сердечное» творчество)))
А ещё я недавно заказала книгу из серии «Вальдорф для родителей», называется «Книга Дня рождения» (Кристина Файнес-Клинтон, Энн Друитт, Мария Роулинг), издательство Деметра, попробую воплотить некоторые новые идеи, как можно отметить день рождения дома.
Во второй половина февраля отмечаем праздники: Папин день (23 февраля) и Масленичная неделя (с 24 февраля по 2 марта).
НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛ ЭПОХИ:
1. Знакомство с традициями при подготовке к Масленице, стремление к цельности, единству, гармонии.
2. Ощущение радости и веселья.
СКАЗКИ И СПЕКТАКЛИ ФЕВРАЛЯ
1. Синичкин календарь (про февраль)
2. «Козёл»
3. «Госпожа Метелица»
4. «Пряхи у колодца»
5. «Как медведя переворачивали»
6. «Золотой гусь»
7. «Колобок» (спектакль)
8. «По щучьему велению» (рассказывается в масленичную неделю)
9. «Крылатый, мохнатый да масляный» (спектакль на Масленицу)
ТВОРЧЕСТВО И РУКОДЕЛИЕ
1. Украшаем дом к 14 февраля: «сердечное» дерево, «сердечный» подвесной веночек, валентинки.
2. Делаем картину из шерсти на произвольную тему.
3. Делаем папе подарки.
4. Изготовление масленички-чучелки из мочала.
5. Продолжение ткачества ковриков на детском ткацком станочке.
6. Шьём украшения на голову в виде широкой полоски в виде широкой полоски с бусинками, пуговками, к ней прикрепляется накосница (лента из любой цветной ткани) с пришитым сердечком.
ИГРЫ С ДЕТЬМИ
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Пятиминутная артикуляционная гимнастика.
3. Поём масленичные песни.
4. Играем в масленичные игры на улице.
5. Хоровод «Масленица».
6. Игры на коленках.
7. Игровой массаж.
При подготовке плана в том числе использовалась литература:
1) Лилия Дыкман «Гармоничный ребёнок»
2) «Берёзка». Методическое руководство для детских садов.
3) В. Загвоздкин «Вальдорфский детский сад».
4) Е. Ларечина «Развитие эмоционального интеллекта».
МАРТОВСКАЯ ЭПОХА
«ПРИДИ, ВЕСНА! ПРИДИ СКОРЕЙ! ВСЮ ЗЕМЛЮ СОЛНЫШКОМ СОГРЕЙ!»
НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛ ЭПОХИ:
1. Помочь детям заметить пробуждение природы, тепло солнечных лучей, прилёт птиц, долготу светового дня.
2. Вызвать желание дарить радость своим близким людям.
ПРАЗДНИКИ
1. Женский день – 8 марта
2. Праздник «Жаворонки» (или Закликание Весны и Птиц») - 22 марта
СКАЗКИ И СПЕКТАКЛИ
1. Синичкин календарь (про март)
2. «Снегурочка»
3. «Как весна зиму поборола»
4. «Айога».
5. «Заюшкина избушка» (спектакль)
6. «С кем мне всегда хорошо» (спектакль)
7. «Медведь и солнце» (спектакль)
ТВОРЧЕСТВО И РУКОДЕЛИЕ
1. Открытки к 8 марта
2. Изготовление птичек из бумаги, ткани, воска.
3. Печём жаворонков и тетёрки.
4. Делаем ручеёк из шерсти.
5. Шьём куколок для кукольного домика.
ИГРЫ С ДЕТЬМИ
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Пятиминутная артикуляционная гимнастика.
3. Хоровод «Встреча Весны и Птиц».
4. Игры на коленках.
5. Игровой массаж.
ОФОРМЛЕНИЕ СТОЛА ВРЕМЁН ГОДА
Светло-зелёная ткань (пробивающаяся зелень), белая (снег), голубая (чистый свежий воздух). В вазе ветки с набухшими почками. Дерево украшают птичками. Композиция: дом, двор, корни деревьев, проталинки и кукла Матушка – Весна хлопочет во дворе.
При подготовке плана использовалась литература:
1) Лилия Дыкман «Гармоничный ребёнок».
2) «Берёзка». Методическое руководство для вальдорфских детских садов.
3) Галина Дайн «Детский народный календарь».
4) В. Загвоздкин «Вальдорфский детский сад».
5) Е. Ларечина «Развитие эмоционального интеллекта».
ПАСХАЛЬНАЯ ЭПОХА
НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛ ЭПОХИ:
1. Помочь детям прочувствовать весеннее возрождение и обновление природы, щедрость солнца.
2. Переживание тайны появления новой жизни.
ПРАЗДНИКИ
1. Пасха – 20 апреля.
ПАСХАЛЬНЫЕ СКАЗКИ (сказок предлагается много, так что выбирайте в зависимости от возраста ребёнка)
1. «Курочка пеструшечка»
2. «Волшебная дудочка»
3. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
4. «Курочка Ряба»
5. «Хаврошечка»
6. «Петушок и бобовое зёрнышко»
7. «Белоснежка и Алоцветик»
8. «Белая уточка»
9. «Волк и семеро козлят»
10. «Красная шапочка»
11. «Белоснежка»
12. «Осёл»
13. «Король Дроздовик»
14. «Рапунцель»
ТВОРЧЕСТВО И РУКОДЕЛИЕ
1. Создание Великопостного садика.
2. Творческое задание «Волшебные пушистые шишки».
3. Изготовление мобиля с петухами.
4. Валяние зайчика из шерсти.
5. Подготовка земли для посевов и сев семян.
6. Роспись и украшение яиц.
7. Шитьё курочек и цыплят.
8. Изготовление бабочек.
9. Изготовление пасхальных открыток.
10. Лепка гнёздышек и яичек из воска и ржаного теста.
11. Выпечка печенья в виде зайчиков и курочек.
12. Изготовление свечей в виде яиц.
ОФОРМЛЕНИЕ СТОЛА ВРЕМЁН ГОДА
Из методички «Берёзка»: «На ветках уже распустились листочки. Снег растаял. Во двор вышли гулять курочки. Они щиплют зелёную травку (свежие всходы). Стоит пустая глиняная чаша (символ ожидания). К Пасхе композиция становится праздничной. На стене – розовая ткань. На столе – зелёная и ярко-красная. В чаше появляется красное яичко. Курочки вьют гнёздышки в свежей травке. Дети ожидают волшебных пасхальных яиц. Пасхальное дерево украшается пасхальными расписными яйцами».
Из книги Бригитта Барц «Праздники с детьми»: «Праздничный стол: фон - красный, скатерть -зелёная, миски с проросшими семенами, красным яйцом, тарелка с печеньем разной формы. Пасхальный заяц, приносящий разноцветные яйца. Горит большая белая свеча. Украшенное пасхальное дерево».
Очень хорошие рекомендации по созданию Великопостного и Пасхального садика даны в книге С.Купер, К. Файнес-Клинтон, М.Роулинг «Круглый год. Книга праздников года».
ИГРЫ С ДЕТЬМИ
1. Хоровод «Пасхальный».
2. Пальчиковая гимнастика
3. Игры на коленках.
4. Игровой массаж.
При подготовке плана использовалась литература:
1) Лилия Дыкман «Гармоничный ребёнок».
2) «Берёзка». Методическое руководство для вальдорфских детских садов.
3) Галина Дайн «Детский народный календарь».
4) В. Загвоздкин «Вальдорфский детский сад».
5) Е. Ларечина «Развитие эмоционального интеллекта».
6) Бригитта Барц «Праздники с детьми»
7) С.Купер, К. Файнес-Клинтон, М.Роулинг «Круглый год. Книга праздников года»
8) С.Купер, К. Файнес-Клинтон, М.Роулинг «Детский год»
Будни и праздники
Это тоже своего рода ритмичное чередование. Праздники обычно проводятся в духе народных традиций. И это не опостылевшие утренники, а настоящие праздники детской души. Дети не готовят специальные выступления для показа. В праздниках на полных правах участвуют все – и малыши, и ребята постарше, и воспитатели, и родители – роль зрителей просто не предусмотрена.
На праздник урожая все вместе прямо в группе пекут пироги с капустой, каждому малышу дарится корзинка с осенними дарами и какая-нибудь особая «урожайная» игрушка. А промозглым ноябрьским вечером с горящими разноцветными фонариками все теплая компания отправляется на поиски клада, который оставили добрые гномы (кстати, таким образом удается сгладить остроту детских страхов, приходящуюся как раз на 5-6 лет). Рождество невозможно представить себе без традиционного спектакля о Чуде. Масленица – пожалуй, самый веселый и бесшабашный праздник. Вооружившись трещотками и деревянными погремушками, нарисовав яркий румянец во всю щеку, все вместе отправляются в лес на особую масленичную поляну. А там – санный поезд, хороводы, прыжки через костер и даже катание на лошади (под ее лоскутным покровом скрываются два чьих-нибудь папы). И взрослые, умудренные опытом, солидные папы и мамы веселятся, как дети. На Пасху катают разноцветные яйца, пекут куличи (дети непременно пекут в группе маленькие куличики, сами их украшают и гордо приносят домой).
К каждому празднику делаются подарки (а как же без них?). Но только не родительский комитет их закупает, как это бывает обычно, а подарки рождаются в теплых родительских руках. Это могут быть и лоскутные мячики, и настоящие куклы, и ангелы, и даже гномики, свалянные из шерсти… А чтобы папы не чувствовали себя в стороне от общего процесса, им поручаются деревянные игрушки. И ничего, вечно занятые папы вполне справляются с задачей, порой проявляя недюжинные таланты!
Вальдорфцы вообще предпочитают естественные материалы. Если лепить, так из ароматного пчелиного воска, если строить, так из дерева, если шить, так из мягчайшего шелка или теплой шерсти. И в самом деле, натуральные материалы обладают какой-то особой энергией и притягательностью.
Нужно ли ребенку раннее развитие?
Последователей Рудольфа Штайнера нередко упрекают в том, что они, дескать, слишком поздно начинают учить детей писать и считать. Да, в вальдорфском саду вообще нет специальных занятий по развитию речи, счету, письму, знакомству с окружающим миром. Однако вальдорфские педагоги видят свою задачу в другом. С маленькими детьми довольно много занимаются развитием мелкой моторики, ручным трудом, рукоделием. И любые занятия строятся на практической, живой деятельности.
Взять, например, умение классифицировать предметы, столь ценимое школьными и дошкольными педагогами. Сколько придумано многочисленных дидактических игр для того, чтобы «находить лишнее», «составлять пары», «подбирать аналогии»! Чего там только нет: то попугаи среди жирафов, то квадратики среди кружков, то васильки среди кактусов.
Но когда двухлетний кроха начинает сортировать бумажные карточки с неведомыми зверюшками, что-то в этом есть… противоестественное.
И в этом отношении мне очень нравится идея вальдорфских педагогов классифицировать предметы, так сказать, по принципу здравого смысла. Когда все игрушки малыша сваливаются в один ящик (пусть даже прозрачный), возникает ощущение хаоса. Лучше, если для игрушек будет отведен специальный шкаф или этажерка, и для каждого вида игрушек – своя коробочка или корзинка. Где удобнее хранить кубики? У них ровные грани, их можно аккуратно уложить в коробку. Туда же отправится и прочий деревянный строительный материал.
А вот различные корзинки для ракушек, шишек, каштанов… Можно даже ничего не объяснять малышу, не объявлять громогласно: «Вот сюда складываем только посуду, а сюда – только камушки!». Просто изо дня в день после игры вместе с малышом собирайте ваши сокровища. И он обязательно заметит, что шишка, случайно попавшая в корзинку с ракушками, здесь лишняя. И сам положит ее куда нужно, а не запихнет ногой под кровать.
В такого рода классификациях есть глубокий практический смысл: наводится порядок, комната становится уютной, а в нужный момент всегда можно найти именно то, что требуется.
Вальдорфские педагоги всячески поощряют свободное экспериментирование с предметами. Что будет, если на маленький камешек установить большой? Не получается? А если наоборот? Причем, взрослый никогда не диктует и не указывает, что нужно делать, поскольку наиболее ценно именно самостоятельное решение. Судите сами – что требует большей интеллектуальной работы и концентрации внимания, большей аккуратности и точности движений – собрать башню из конструктора ЛЕГО или из плоских камешков?
Особое внимание в вальдорфском детском саду уделяют развитию творческих способностей. При этом там нет специальных занятий, направленных на обучение. Рисование (его еще называют «игрой с красками») учит детей находить собственные решения, не привязанные ни к одному шаблону. Незаметно, исподволь развиваются и музыкальные способности, слух, чувство ритма. Воспитатели обычно много поют и играют на музыкальных инструментах – ксилофоне, лире, флейте. Эти инструменты всегда доступны детям, они могут попробовать и сами поиграть на них или использовать их в самостоятельной свободной игре (напомним, что в традиционных детских садах пению и музыке посвящен лишь один час в неделю).
Говорят, что после вальдорфского сада детям очень трудно адаптироваться в обычной школе. На примере своей дочери могу сказать, что это не так. Все очень индивидуально, и зависит от самого ребенка, от того, насколько он готов к школе, насколько сильна его мотивация к учебе. После окончания детского сада одни дети идут в вальдорфскую школу, а другие – в обычную. И те, и другие вполне успешно адаптируются в новой среде. И я до сих пор убеждена, что из имеющихся нынче вариантов вальдорфский сад – это самое мягкое и демократичное место для малыша-дошкольника.
РИТМ ДНЯ
Чтобы мама не сошла с ума, находясь весь день дома с детьми, ей просто жизненно необходим чёткий распорядок дня. В вальдорфской педагогике это называется ритм дня. Ритм помогает ребенку легко переходить от деятельности к деятельности, вселяет в ребенка чувство уверенности и защищенности. Определенные занятия детей и мамы, свободная игра, трапезы совершаются в определенной последовательности. Ритм дня при этом входит в привычку ребенка и воспринимается им как само собой разумеющийся ход жизни.
Важным условием при определении ритма дня является сочетание тех видов детской деятельности, которые требуют от ребенка концентрации, с теми, в которых ребенок может расслабиться. Можно представить ритм дня как живое чередование «вдоха» и «выдоха». Хорошо, когда в ритме дня спокойные занятия сменяются подвижными, занятия с мамой — сменяются индивидуальными.
Определение ритма дня является очень творческим процессом для мамы. Раз созданный, этот индивидуальный ритм в дальнейшем будет сохраняться, поддерживаться. Вместе с тем, при его выработке можно опереться на уже опробованные в практике вальдорфской педагогике варианты ритмов дня. В приложении готовый мой бланк ритма дня, который можно распечатывать и вносить уточнения. Ритм дня у нас есть летний и зимний. В приложении зимний ритм дня.
Примеры построения ритма дня
7.30 — 8.30 — подъём, утренний моцион
8.30 — 9.00 — завтрак
9.00 — 10.30 — свободная игра
10.30 — 10.40 — уборка игрушек
10.40 — 11.10 — музыкально-ритмическая игра
11.10 — 12.30 — одевание и прогулка
12.30 — 12.40 — сказка
12.40 — 13.10 — обед
13.10 — 15.10 — дневной сон
15.10 — 15.30 — подъём детей
15.30 — 15.50 — полдник
15.50 — 17.00 — игры и занятия по недельному ритму: живопись, лепка, выпечка и т.д.
17.00 — 17.30 — уборка и одевание
17.30 — 18.00 — прогулка
18.00 — 19.00 — ужин
19.00 — 20.00 — спокойные игры
20.00 — 20.30 — купание
20.30 — 21.00 — чтение
21.00 — ночной сон
РИТМ НЕДЕЛИ
Ребёнку и маме жизненно необходим недельный ритм. Зачем он нужен? Он необходим для создания для детей спокойной, знакомой, ожидаемой обстановки каждого дня жизни. Вместе с тем благодаря закономерностям временного характера, определенный день недели имеет свою особенную окраску.
При определении недельного ритма необходимо распределить определенные виды деятельности по конкретным дням недели. Определение мамой ритма недели является, безусловно, творческим процессом.
Например:
понедельник: артикуляционная гимнастика,
вторник: лепка,
среда: подарки к празднику,
четверг: живопись, поливаем цветы
пятница: выпечка,
суббота: выездной день,
воскресенье: семейный мастер-класс.
НЕДЕЛЬНОЕ ДЕТСКОЕ МЕНЮ
Наше недельное меню адаптировано под вкусовые предпочтения моих детей. Вкусы у детей разные, поэтому в каждой семье меню будет своё. Это недельное меню поможет понять, как распределяются злаки по дням неделям, а также как можно распределить овощи, бобовые и т.д. по дням недели. Недельное меню у меня иногда претерпевает изменения, добавляется что-то новое, что-то убирается. Конечно, дом - это не садик, где всё чётко установлено, поэтому мы позволяем себе что-то сверх этого меню. Ещё раз хочу повториться, что у каждой семьи будет своё индивидуальное меню, так как у всех разные вкусовые привычки и подходы к здоровому питанию.
Понедельник (рис и бобовые)
Завтрак Молочная каша из хлопьев нешлифованного риса или манка из розового полушлифованного риса
Обед Суп чечевичный или гороховый с домашними сливками
Полдник: Запечённые яблоки с мёдом и грецкими орехами
Ужин Салат, плов из полушлифованного розового риса «Девзира»
Вторник (ячмень и яйца)
Завтрак Ячневая каша
Обед Минестроне с зел. горошком или фасолевый суп
Полдник: Творожная запеканка
Ужин Салат, перловая каша с овощами или курицей, перепелиные яйца
и т.д.
ПОДРОБНЫЙ ПЛАН НА ДЕНЬ
Мы уже писали про необходимость составлять ритм дня и как это важно. Но в последнее время я ввела ещё одно дополнительное действие в планирование: составлять более развёрнутый план к уже имеющемуся ритму на следующий день. Поясню зачем.
Во-первых, прописать подробное меню. К примеру, у меня по ритму питания завтра приготовить блюдо из риса, на полдник творожное блюдо. Но вариантов много, и с вечера я фантазирую, что именно приготовить. Иногда на помощь приходят кулинарные книги и Интернет. Главное вдохновиться на кулинарные шедевры)))
Дальше, к примеру, завтра у нас по ритму лепка. И тут тоже может быть много вариантов: лепим из глины, пчелиного воска, ржаного теста, варим домашний пластилин, лепим свечи. В общем, надо придумать что-нибудь интересненькое, что самой хотелось полепить и устроить детям приятный сюрприз.
Можно конкретизировать прогулку: например, если тепло, идём в лес за шишками, или гуляем в парк за листьями, собираем гербарий, изучаем деревья, в магазин за продуктами, лепим снежную бабу и т.д.. Всё зависит от времени года и того, что находится у вас поблизости с домом.
Если вы проводите пальчиковые игры с детьми: можно с вечера разучить короткую пальчиковую игру.
Если вы сами рассказываете детям сказку, можно прочитать новую сказку и примерно её запомнить (с утра повторить и обычно сказка запоминается).
То есть план нужен, чтобы конкретизировать обычные дела и, главное, внести креатив. И может даже с вечера, что-то предварительно приготовить: достать из разморозки, замочить, выучить, прочитать и т.д.
План «разжигает» интерес к новому дню. Я заметила, что и вставать утром гораздо легче, когда есть интересные дела.
Когда появляется творчество в обычных рутинных делах, энергия так и прёт)))
В НЕДЕЛЬНЫЙ РИТМ можно включать любые дела: здесь приведены детские занятия. Распределить по дням недели можно также: звонки, зоны уборки, хозяйственные дела, занятия спортом и т.д. И главное, не зацикливаться на строгом исполнении. Если что-то срывается в силу непредвиденных обстоятельств, дела всегда можно пропустить и перенести на другой день.
Понедельник
Поделки из бумаги и картона: открытки, витражи, аппликации и т.п. Из бумаги можно делать: птиц, цветы, бабочек, тапочки и многое другое. В последнее время дочки любят делать из бумаги кукол и с ними долго играют.
Вторник
Лепка из пчелиного воска, солёного теста.
Среда
Шитьё, работа с шерстью, фетром, ткачество коврика.
Четверг
1) Поливаем и опрыскиваем цветы вместе с детьми.
2) Живопись по «мокрому» тремя цветами.
Пятница
Приготовление еды вместе с детьми: выпечка, домашний йогурт с ягодами, фруктовый салат .
Суббота
Показываю детям кукольный спектакль. После моего спектакля дети обычно показывают спектакль нам)
Воскресенье
Домашнее творчество с детьми и папой