10 лет

Раннее развитие: благо для ребенка или родительское эго

Вообще тема раннего развития достаточно обширная и неверно считать, что ранее развитие не может нанести вред. Конечно, же те кто пишут о его вреде предостерегают в первую очередь от ошибочных подходов к раннему развитию.  Многие до сих пор уверены, что чем больше впихивать в ребенка знаний, тем лучше. А это не так! Развитие должно быть гармоничным и в наше время уже сделано достаточно много исследований на эту тему, чтобы не повторять чужих ошибок в развитии. Именно это и пыталась донести небезызвестная Лиза, но большинство подумало, что это камень в их огород и пост восприняли как личное оскорбление.А теперь конкретные аргументы, что может навредить при "неправильном" раннем развитии.1. Нейрофизиологами давно открыт порядок созревания отделов мозга. При нарушении это последовательности могут возникнуть непредсказуемые последствия — чаще всего случается, что какой-либо из отделов недополучает развития в полной мере, по причине чрезмерной активации другого. Это напрямую касается раннего обучения логическим операциям -  чтению и счету. Что касается, как понять "когда" — это очень тонкий момент и  надо прислушиваться к готовности ребенка к получению тех или иных знаний и умений. 2. Многие слышали про парниковый (описка)   тепличный эффект, но мало задумывались о нем. Когда мама "через-чур" старательно преподает знания малышу, малыш привыкает, что ему всё достается на блюдечке и не надо самому добывать знания. В итоге у подросшего ребенка  отсутствует мотивация в самостоятельном получении знаний — он этому просто-напросто не научился! Т.е. мама когда дает знания малышу выдает ему рыбу, ребенка же необходимо снабдить удочкой и научить любить рыбалку. В Америке и Европе целое поколение деток выращенных с такой ошибкой (.Кстати, лишение детства и раннее развитие связывают неспроста — многие методики (почитайте того же Гленна Домана) очень затратны по времени и усилиям.В тоже время я не считаю, что все методики это вред. Это прекрасный материал, который нужно тщательно фильтровать и выбирать по потребностям малыша. Та же теория Монтессори о создании развивающей среды — прекрасная идея. Минимум вмешательств в естественный ход развития и максимум свободы выбора и творчества малыша. А вот её рамки-вкладыши, по-моему, отлично заменяются куда более интересными и функциональными конструкторами.
14.11.2014
Я писала о том, что некоторые люди (и их, к сожалению, очень много) думают, что раннее развитие вредно не в каких-то исключительных случаях, а вредно априори в любом виде. Разумеется любая вещь, если ее использовать неверно, может нанести вред. Это как в американских инструкциях к микроволновкам — не кладите внутрь кошек. Я подумала, что это очевидно и не писала о случаях перегибов, я писала свой пост про тех, кто читал, знает и понимает, что делает. 1. Я про это читала. Вы можете написать точную последовательность созревания разных отделов головного мозга и то, за какие области знаний конкретный отдел отвечает? Буду очень признательна!2. Я тоже слышала про парниковый эффект, но всегда думала, что это относится к повышению температуры на планете из-за загрязнения атмосферы. А насчет того, что вы писали о детях, так я опять же в своем посте писала про то, что лично для меня цель раннего развития не напичкать ребенка знаниями, а научить его думать самостоятельно. Я читала Глена Домана. Но тут надо сделать поправку на прогресс, сейчас уже не нужно рисовать по шаблонам буквы и карточки и склеивать их по ночам, сейчас есть компьютеры и принтеры и даже готовые наборы для занятий продаются. Сам показ карточек по Доману занимает не больше времени в день, что занятия по Монтессори или Шичиде.
15.11.2014
1. Я не собираюсь пересказывать учебники по нейрофизиологии. Я в них потрудилась заглянуть, если Вам это интересно сделайте самостоятельно. Сразу скажу читать немедикам, к коим я отношусь, достаточно сложно и лучше использовать адаптированные для простых обывателей публикации:кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии БГПУ А.А. Давидович ответила на вопрос об исследованиях «Вопрос: Проводились ли исследования, позволяющие говорить о том, что у детей, которые обучаются, не имея функциональной готовности, нарушается фундаментальный блок регуляции уровня активности мозга? Ответ: К соответствующим выводам пришли учёные на основе нейрофизиологических исследований.» Вдогонку еще порция информации о вреде раннего развития по теме раннего развития авторства А.А. Давидович: «Как показывают результаты нейропсихологического занятия, говоря о развитии личности, следует учитывать две характеристики: 1) гетерохронность; 2) сенситивность. Речь идёт о важности своевременности в обучении, т.е. для того, чтобы функции появились, нужна зрелость нервной системы. Соответствующие мозговые структуры должны функционировать – только в этом случае возможно эффективное обучение чтению, письму, счёту. А.Р. Лурия выделил три блока мозга: 1. Энергетический блок или блок регуляции уровня активности мозга. 2. Блок приёма, переработки и хранения информации. 3. Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. В результате проведённых исследований, установлено, что функциональные системы письма, чтения и счёта регулируются работой второго и третьего блоков мозга. Следовательно, если мы обучаем ребёнка в 1-3 года, когда сформирован только первый блок мозга, мы активизируем не готовые к обучению структуры (второй и третий блоки). В результате, происходит неадекватная энергетическая работа блоков мозга. Страдает вегетативная нервная система, эндокринная система и т.д.» Взято отсюда: http://dialog.bspu.unibel.by/?p=679#more-6792. Большинство преследует цели развить у детей широкий кругозор, память и т.п. А в современных публикациях о раннем развитии можно встретить информацию о способностях (некоторые даже утверждают, что это потребности) малышей воспринимать все новое в неограниченных количествах. В результате всего этого получаем малыша с широким кругозором неспособного к самообразованию. Если у Вас, помимо цели научить думать самостоятельно, нет целей развития широкого кругозора и хорошей памяти я сильно удивлюсь ). В настоящее время тепличный эффект очень частое явление и с его плодами знакомы уже все школьные психологи.Легкость реализации методики Гленна Домана — миф тех кто не читал его книги. Тут я для заблуждающихся составила краткий алгоритм занятий по развитию памяти и обучению чтения в полном соответсвии с публикациями Домана. А вообще у Домана основным считается комплекс физических упражнений, так как его ключевая теория раннего развития основана на мышечном интеллекте. И комплексы упражнений совсем не легкие в реализации.
15.11.2014
Большое Вам спасибо! Много пищи для размышлений!!!
13.01.2015
Для меня "раннее развитие" и "умный" — понятия мало связанные. Все же дети обычно бывают умными от природы, от генов, от соответствующего окружения, а не от того, что им показывают сотни карточек ежедневно. С ребенком, на мой взгляд, достаточно играть, общаться, рисовать, лепить, просто проводить время вместе. Использование же методик раннего развития оправдано либо у детей с отклонениями, либо если маме это очень нравится. Я с огромным удовольствием читаю, что люди придумывают для своих детей, какие материалы готовят, что покупают и делают. Уверена, их детям интересно, и конечно же, полезно так заниматься. Но и тем детям, чьим мамам не хочется этим заморачиваться (типа меня big_smiles_162.gif ) живется не хуже. Им тоже не скучно, они тоже узнают много всего нового, они много общаются с мамой, смеются, изучают мир. Просто по-другому :) И вряд ли первые дети на выходе в своей массе будут умнее и лучше, чем вторые. Как уже говорила, не от использования развивающих методик это зависит. Конечно, я не говорю о крайностях, когда детьми вообще не занимаются, лишь бы сытый и одетый был.
11.11.2014
Лиза писала подобный пост, и забанила всех, кто его раскритиковал и написал что-то не в стиле "Люблю тебя, Лизочка, пиши еще." Такой глупый поступок, ИМХО.
06.11.2014
Если вы со мной не согласны, то буду рада, если приведете доводы и аргументы в защиту вашей точки зрения) Я всегда готова прислушаться к чужому мнению и как минимум его выслушать, даже если я не согласна. Я еще ни разу никого не банила)
06.11.2014
Можно на "ты"? :) Я не то, что не согласна. Я просто по другому к этому отношусь. Во всем должна быть мера, как это не банально звучит. Да, мне не нравятся посты про ТН, 100 мутных фото с пупсом, который не умеет говорить, а его заставляюсь клеить автобус, а на заднем фоне страшный ковер и какой-то хлам. Я против "Умницы" и аналогов. Но я за нормальное развитие — естественное познание, рисование, чтение. Но я не называю это "ранним развитием". Я вообще не люблю это словосочетание, т.к. следуя логическому выводу, те, кто им не занимаются — недоразвитые, и им срочно надо купить комплект "Умницы" и потратить денег на сайте у Лизы. Еще такая мысль, вот есть умные люди, а есть нет, 95 процентов. Вот смотришь иногда на человека, слышишь, что он говорит и понимаешь — он недалекий, а дети — это его продолжение. Да пусть эта мамаша хоть миллион карточек с рождения покажет, самым умным ребенком в классе ее ребенок не станет.  А вот в семье, где оба родителя работали на умных работах, читают сами много книг, много знают и т.д. просто другая погода в семье, которая способствует развитию их ребенка. Это как пойти на развивашку и стучать погремушкой, или быть дома, где папа умеет играть на рояле и гитаре, разница очевидна. В конечном итоге я не против любых действий остальных, лишь бы они были счастливы. )  А я просто занимаюсь с ребенком, но ни в коем случае не пишу про это посты и не называю это ранним развитием. 
06.11.2014
Конечно можно))Знаешь, я с тобой согласна. Про то, что во всем нужна мера. Но мера это понятие очень относительное, поэтому я считаю, что к золотой середине относится все между двумя крайностями: 1) заброшенного ребенка, который целыми днями смотрит телевизор, и 2) ребенка, которого мама самозабвенно обучает всему на свете по всем методикам и через силу. Мне кажется, многим удается придерживаться меры, когда с ребенком занимаются, но все делается через игру, и при этом с ним в то же время дурачатся, пекут пирожки, играют в мяч и ездят на велосипеде. Одно другого не исключает. И ты очень правильно пишешь про среду, в который растет ребенок. На мой взгляд это вообще один из важнейших, фундаментальных моментов в развитии ребенка. Ведь если ребенок растет в семье академиков (например), то просто впитывая в себя их речь, образ жизни, мысли, привычки, он уже развивается и образовывается! И я считаю, что ни один показ карточек и чтение книг, не заменит важности такой среды для ребенка. Создать такую среду искусственно невозможно. И что делать тогда одной образованной маме, у которой нет подобающего окружения? Остается только развивать ребенка своими силами и своим примером, чтобы он вырос таким же интеллигентный как она (или ее семья), а не впитал в себя привычки и образ жизни неподобающего окружения. Ведь каждый хочет, чтобы его ребенок жил лучше, чем живет он)
06.11.2014
Мария, лично мне кажется, что в наше время каждый родитель занимается ранним развитием ребенка в силу своих возможностей и педагогических способностей. Другой вопрос, когда взрослые понимают и учитывают психические особенности и интересы малышей, это не каждому дано и после очередной неудачи мама может опустить руки или методом проб заинтересовать своего ребенка. 
30.10.2014
вот я с вашим мнением согласна, потому как оно базируется на интересе ребёнка, на понимании что важно для своевременного развития..я сама выражение ранее развитие просто не люблю, потому как оно для меня не правильное..не нужно РР..нужно своевременное...но всё же я за то, что вред существует..и я никогда всем мамам не буду рекомендовать заниматься с детьми..потому что они не понимают как это надо делать и в конечном итоге приносят вред ребёнку..поэтому на мой взгляд иногда лучше ребёнка просто не трогать, чем заниматься ранним развитие..получается один вред..я таких " развивателей " видела не мало..и вообще жить и проживатъ вместе с ребёнком ( для меня это и есть развитие) это философия жизни в семье вообще ..а это не всем по силам и не все это понимают..детям , которых в детстве развивали в школе действительно скучновато и это надо понимать, когда начинаешь чему то его учить..не у в всех есть возможность учитъ дома..когда дети вырастут нужно так же жить на волне с ними и развитие продолжается, но уже на уровне разговоров о жизни, обсуждении книг, фильмов, политики и т.д.. эти надо жить всегда, а не только в дошкольное время..
29.10.2014
Очень мудрые слова! Спасибо.
29.10.2014
А я занимаюсь со своим ребенком. Но громко об этом никому  и никогда не говорю. Мне все равно, что об этом думают, я знаю это сама. Я выбрала из разных методик то нужное, что подходит именно моему ребенку и веду его, постоянно чем-то дополняя. Я чувствую его, я знаю, что помогает ему раскрыться. Мое мнение- с детьми нужно заниматься. Всегда. Но не фанатея.. А играя. Заниматься, когда он еще маленький и " грузить" все его свободное время, когда он учится в школе. Я не имею ввиду грузить его до головных болей и вымотанного состояния. А занимать его свободное время полезным, интересным, чтобы не было даже мысли подумать о какой-нибудь глупости. В моем детстве огромную роль для меня сыграла моя бабушка, она жила с нами. А так как разница с моим братишкой была небольшая-1,10 мес, то большую часть времени я проводила с ней. А мама, соответственно, с малышом. Я рано начала говорить и читать. В дет.сад меня мама отдала в 6 лет и только для того, чтобы меня, типа, подготовили к школе. Читать я начала с 3,5 лет, наизусть цитировала сказки  Пушкина. Знала много старинных русских песен( бабуля пела в течении всего дня). Бабушка не знала никаких методик. Она, вообще, была неграмотная. Еле-еле могла писать и очень медленно читала. Но она была мудрейшая!! Я ничего специально никогда не учила. Я только ее слушала, слушала. Слушала аудио-сказки на пластинках, мои ручки постоянно были заняты какой-то работой. Рисовала, лепила, вязала, постоянно помогала по хозяйству. Я умею делать все! Даже доить корову! Но об этом почти никто не знает..)) До школы мы очень много с бабушкой путешествовали на поезде- это тоже считаю важно для развития ребенка.Когда я пришла в дет. сад, я сразу стала лидером. Воспитат. собирала кружок, усаживала деток, а меня в центр с книжкой-почитать детям. И я читала, а дети меня слушали. На открытые занятия меня перекидывали из группы в группу. В первом классе мне было интересно. А вот во втором классе интерес начал пропадать. Я слушала учителя и понимала, что я это уже знаю. Я смотрела на своих однокл. и недоумевала- почему им так все трудно? Мне было просто скучно. Мне все время в занятиях чего-то не хватало. Я просила маму перевести меня на класс старше, но этого делать в Союзе было нельзя. Мама всегда меня стимулировала, всегда поднимала мою самооценку и ставила высокие планки. Я выросла уверенной и открытой, все давалось мне легко. Со мной всегда хотели дружить. Интерес к учебе я не растеряла до сих пор. У меня постоянная жажда что-то узнать, изучить, быть лучшей и быть первой. Мне никогда не бывает скучно. Я всегда чем-то занята. Но я не считаю, что это минус. Я закончила школу с отличием, получила 2 образования с красным дипломом. 2муз. школы с отличием. Везде я была старостой класса, группы, председателем совета дружины ( в советском детстве это было такоооое звание!!))Я может быть была бы лучше, я знаю свои нераскрытые способности, но если бы детство мое прошло в большом городе, а не в маленьком, провинциальном городишке на 50 000 чел. Кроме муз. школы ходить было некуда. И мама тоже за это переживала всегда. Но высшее образование я получала уже в столице. Я не " поймала" звезду, я всегда помогала и помогаю всем, кто бы меня не попросил. Мне везде легко училось и работалось, в любом коллективе.Мои выводы. Я буду заниматься со своим ребенком. Всегда. На сколько хватит моей мудрости, здоровья и опыта. Я передаю ему все, что я знаю. Это не мое эго. Я просто знаю, что это принесет только отличные результаты. Сейчас просто рай для тех, кто развивает своих детей- столько разных средств. Хочешь рисуй- чем хочешь рисуй. Танцуй, что хочешь. Пой, что хочешь. Читай ребенку, что хочешь. Показывай мультфильмы, какие хочешь. Вези и веди ребенка куда хочешь. Ребенок все берет от тебя и как ты его "настроишь" с детства, таким он и вырастет. И я считаю, что мама всегда сможет найти лучший способ, как обогатить своего ребенка и развить. Кстати, мне на все хватало времени. И качели облизнуть, в том числе..))
26.10.2014
Отличный рассказ! Спасибо!
27.10.2014
я тоже не рассказываю никому, что занимаюсь с ребёнком-стесняюсь и знаю, что не поймут. Буквально сегодня случился разговор со свекровью на тему скептического выражения её лица на кубики Чаплыгина, заказанные и подаренные нам на годовасие (при том, что она в курсе, что после трех уже поздно, конечно немного в бабулькинском варианте, но смысл сохранен). Если опустить все мои доводы и мотивации, то в конце разговора она-таки сформулировала мне, почему ей не нравится то, чем мы занимаемся. Потому что она думает, что я это всё делаю, чтобы вырастить гения, а если он меня не оправдает я сама расстроюсь и его затерроризирую! Это я к тому, что возможно непонимание наших занятий — это от недоговоренности и непонимании своих чувств нашими близкими?
26.10.2014
А знаете... ведь Ваша свекровь — мудрая женщина. Нет, конечно, не в том, чтобы вырастить гения. Думаю, все, кто занимается развитием своего ребенка знают, что это невозможно. Хотя кое-где я читала такую "рекламу" методикам раннего развития:). А мудрость ее в том, что она говорит о наших разочарованиях. Занимаясь каким-то делом (а уж тем более занимаясь с ребенком!) мы все ждем результат. Он может быть совсем не числовой — ребенок знает 100-200-1000 знаков после запятой в числе Пи (это просто пример), но какой-то результат мы ждем. И если мы не видим то, что ожидаем — разочарование неминуемо... Меня тоже мама предостерегает: так много вкладываешь в своего ребенка (хотя мне кажется, вовсе не много, а признаться честно даже недостаточно), смотри не обожгись на разочарованиях. Я отмахиваюсь от нее, но знаю, что она права:). Ох... ладно... я тут много могу понаписать — закругяюсь)))
26.10.2014
Я вообще не понимаю, о чем ты)))) Следуя твоей логике (и моей тоже) все люди разные, что хорошо для одних, то непонятно и плохо для других. Разубеждать кого-то, объяснять — дело неблагодарное, за нас это уже сделали педагоги, психологи, создатели методик развития.И вообще, мне претит словосочетание "раннее развитие". По мне, так все, с чем сталкивается ребенок, способствует его развитию — камешек на дорожке, сосновые шишки, самолет в небе, игрушка, палка, которой он размахивает и ковыряет землю, карточки со словами, книжки, фотографии. И если у меня есть возможность предложить ребенку что-то новое (игру, конструктор, прогулку по осеннему лесу) я с радостью это сделаю.А еще я никому не говорю, что занимаюсь с ребенком, я стесняюсь))), чувствую, что не встречу понимания, а объяснять и доказывать не хочу. И еще такой момент, я вот тут уловила взаимосвязь между развитием речи и нашими занятиями с Агатой, порадовалась и все такое, а недавно выяснилось, что я разговаривала так же и без всяких занятий. Вот и думай, то ли это я такая молодец, то ли это по наследству передается)))Само собой, если родители умные (кто это оценивает?), образованные, со своими интересами и увлечениями, то и ребенок, глядя на них, будет интересоваться и стремиться к чему-то. Хотя тоже не факт.А если мамаша показала карточки, поиграла в лото и пошла пить пиво и смотреть телек (хотя я люблю пиво и телек))), то и ребенку особо ничего не надо будет. Но это лично мое мнение.Поэтому я развиваю в первую очередь себя, а не ребенка. Мне это очень сложно, т.к. я по жизни ленива и неповоротлива. И я очень жалею, что в детстве не занималась вообще ничем! Ничем!!! Я не ходила в кружки, спортивные секции, на танцы, вообще никуда! Хотя у меня было счастливое детство, но вот именно этого опыта у меня нет, и я жалею об этом. И я обязательно предложу Агате разные варианты этих занятий, помогу определиться с выбором.Кстати, первые 3 класса я училась по Занковской системе, было очень здорово, я помню, интересно, познавательно, увлекательно. Но после третьего класса все стало как у всех, и все, что мы накопили за 3 года, постепенно растерялось.Тут пишут про палку о двух концах — что у слишком развитых детей теряется интерес в общеобразовательной школе, им скучно, а самомнение растет. Я этого не боюсь, т.к. считаю, что если уж заниматься с ребенком, то не только в раннем детстве, но и вообще по жизни, хотя это и так понятно.Самое главное для меня на данном этапе жить и радоваться вместе с ребенком, со своими близкими. А если есть возможность показать ребенку что-то кроме тех вещей, которые окружают его ежедневно, так это в любом случае хорошо.Дописала: а вообще, неизвестно, чем обернется использование той или иной методики для конкретного ребенка, во благо пойдет или во вред, так же как и неиспользование методик. 
26.10.2014
У Лизы пост об этом же, и да — я со всем согласна)
26.10.2014
хоть моя мама и педагог, но меня и мою сестру она готовила только к школе — читать и писать. всяких ранних методик над нами не проводила.я закончила школу на 4 и 5. сестра на 3 и 4.я сама поступила в универ, закончила на 4 и 5. сестра осилила только платные курсы бухгалтера.воспитание одно и то же и БЕЗ раннего развития — так почему дети разные?..по поводу школы. не считаю, что раннее развитие прямо даст определенные способности в школе. повторюсь, со мной не занимались ранним развитием. НО я лучше всех в школе сдала ЕГЭ по алгебре (на 5, оставив позади учеников-медалистов). в универе я лучше всех справлялась с высшей математикой. Но я терпеть не могла физику, химию и геометрию (хоть и закончила с 4 эти предметы). я считаю, что умственные способности ребенка зависят от многих факторов- от возраста, здоровья родителей, наличия или отсутствия у них, вредных привычек, от того, как протекала беременность(низкий гемоглобин, угроза выкидыша, хроническая гипоксия плода, поздний токсикоз, негативно сказываются на развитии мозга плода), от наследственности, от того, как прошли роды, не было ли осложнений, родовых травм.ну и играет свою роль сам индивид. его индивидуальный набор хромосом. его способности и характер (которые и без методик сформируются)."Природа человека сегодня изучена всего лишь на одну тысячную. Вдумайтесь: несмотря на каждодневный поток разнообразных открытий, вся современная наука знает о человеке лишь ничтожную его частичку. Как же мы с вами можем делать какие то выводы, брать, следуя моде, на вооружение сомнительные методики вместо того, чтобы прислушаться к матери-природе, к живым, естественным желаниям нашего малыша? В основе развития всего живого на Земле лежит один фундаментальный принцип — от простого к сложному. Процесс чтения в этом контексте — набор весьма разнообразных знаний и умений, в котором знание букв и умение их комбинировать играет далеко не главную роль. Гораздо большее значение имеют знание и умение оперировать широким кругом понятий, необходимых для понимания и осмысления прочитанного. "п.с. Альберт Эйнштейн в детстве был ничем не выделяющимся ребенком с замедленным развитием.я не противник методик. каждая мама вправе делать то, что считает нужным. со своим ребенком я просто играю. даю ему рисовать, лепить. смотрим книги. и ВСЁ. я считаю этого достаточно. мой ребенок и без методик увидит как прекрасен и многообразен наш мир.
26.10.2014
Абсолютный плюс!
26.10.2014
Вы очень правильно пишете, что развитие ребенка зависит от очень многих факторов, и факт каких бы то ни было занятий с родителями лишь один из. К перечисленным вами физическим факторам могу добавить еще такие как социальный круг родителей и их сферу интересов. А насчет приведенной вами в начале комментария разницы в оценках, то это означает только то, что у вас с сестрой разные типы мышления, а не что одна умнее другой. Школа (обычная школа в большинстве случаев) рассчитана на определенный тип мышления, и если ребенок мыслит по-другому, то учителя его просто не понимают, отсюда и проблема того, что они не могут адекватно оценить его знания. Оценки это вообще очень субъективный критерий. Бывает так, что получивший тройку по русскому на выпускном в школе, сдает этот же предмет на отлично в универе, только потому, что там другие критерии оценки.
26.10.2014
сейчас благо знания в школе можно оценить по сдаче егэ.у меня есть одна племянница, мать с ней никогда не занималась, потому что некогда — вся в работе была постоянно. ребенок рос, можно сказать, как трава. ну вот, окончила 11 классов. и САМА поступила в какой то универ в Питере. казалось бы провинция, но смогла. спасибо, что есть ЕГЭ. плюс она еще в школе увлеклась музыкой, она состоит в какой то группе даже — играет на гитаре.опять же вопрос — так ли важны методики раннего развития?...да, с сестрой, возможно, у нас разные типы мышления. но я даже могу с уверенностью сказать, что одна умнее другой. но мой подтекст означал больше, что мы и без раннего развития выросли такими разными. что не методики играют ключевую/главную роль.и без методик может вырасти как глупый, так и умный человек.
28.10.2014
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
Мысли, мысли... Про новый год, дома и фэн-шуй