Раннее развитие: благо для ребенка или родительское эго
про меняВот я не понимаю, почему модно преклоняться перед тупостью? Почему двоечником быть круто, а любить учиться - нет? Почему забивать пары в универе - признак популярности, а ходить в библиотеку и запоем читать научную литературу это позор? Почему на детских площадках мамы, которые занимаются с детьми, должны этого стесняться и скрывать, чтобы не быть осмеянными и забитыми толпой? Это было бы понятно и объяснимо, если бы идеал взрослого человека у нас бы был лентяй, раздолбай и средненький безынициативный работник. Так нет же! Все поголовно восхищаются умными, талантливыми, креативными и способными людьми, которые много достигли именно благодаря собственному характеру, мозгам и упорству.
В Интернете так популярны статьи на тему "Вред раннего развития", которые все копируют, перекопируют, постят и "рассказывают друзьям", и в результате многие люди слепо верят такой писанине и потом всех убеждают, что это правда и они с ней согласны.
1. Мы растим гения. Я читала много методик раннего развития, но ни одна из них не обещала сделать из моего ребенка гения. Обещали научить читать, писать, английскому, хорошей памяти, креативности, развить творческие способности. Ни одна методика не обещала мне, что мой ребенок станет новым Ломоносовым или да Винчи. А если копнуть чуть вглубь, то можно узнать, что гениальность это умственное отклонение, наряду с умственной отсталостью, и это врожденная особенность, а не приобретенная в процессе какой-то деятельности.
2. Мы лишаем ребенка детства. Ребенка лишают детства война, голод, нахождение в детском доме, необходимость в дошкольном возрасте работать или растить в одиночку своих братьев/сестер, тяжелое семейное положение, родители-алкоголики. Но никак не любящая мама, которая отвлекла ребенка на 15-30 минут в день, чтобы почитать ему книжки, показать карточки с животными, порисовать или еще как-то поиграть вместе.
3. Всему свое время. А кто определяет когда это время наступило? Мне кажется именно интерес ребенка тут главная отправная точка, а не мнение мамы о возрастных рамках для тех или иных занятий. У каждого ребенка свои способности и интересы, у каждого время приходит в разном возрасте. Есть совсем незначительная категория мам (мне лично такие не встречались, но судя по рассказам противников раннего развития они все-таки есть), которые бегут впереди паровоза. Они предлагают какое-то слишком сложное и неинтересное ребенку занятие и насильно заставляют его делать, чтобы не отстать от каких-то других детей, которые уже так делают. Даже если такие люди и правда есть, то они действуют не по методикам, потому что все методики основаны на 3х базовых принципах: 1) занятие должно приносить радость и ребенку, и маме; 2) ребенку должно быть интересно, если предложенная игра неинтересна, то ее надо убрать; 3) никакого насилия, если ребенок не хочет - не занимаемся, задача родителей предложить и заинтересовать, а не заставить сделать любой ценой. Раннее развитие это игра с долгосрочными результатами, а не дрессировка для демонстрации восхищенной публике.
А есть категория мам, которые против раннего развития и считают, что "всему свое время". Поэтому когда ребенок интересуется чем-то, что на их взгляд не по возрасту, они говорят "ты еще маленький", "подрастешь - расскажу", "это не для детей". И почему-то потом люди удивляются, а почему подросшим детям ничего не интересно? А с чего им будет интересно, если сами родители отбили их интерес своим представлением, что "время еще не пришло", что серьезные вещи, книги, места - это для "взрослых" и ребенку этого не понять. Зачем детей так недооценивать? Все они прекрасно понимают и даже больше некоторых взрослых.
4. Все дети к школе выравняются. Т.е. сторонники этого высказывания думают, что первый класс школы это такой уникальный временной промежуток, в который все дети, которые не были равны раньше и не будут равны никогда в последствии, вдруг (вдруг!) становятся одинаковыми? А почему именно к школе, а не к институту или к пенсии? Давайте будем реалистами, дети не становятся одинаковыми никогда. Они даже рождаются разными, с различными интересами, способностями, характерами. Надо просто признать, что ребенок это не недочеловек, а такой же человек, только маленький. И его развитие идет стремительно! Даже если ему просто не мешать.
Я каждый день вижу и читаю людей, которые используют разные методики для достижения разных целей, но я верю, что все они руководствуются тем же, что и я: желанием показать ребенку, как прекрасен, удивителен и многообразен мир, который нас окружает, что он не ограничивается четырьмя стенами и детской площадкой; как потрясающе интересно его изучать; что такое вдохновение и желание творить; что жизнь прекрасна и надо уметь ею наслаждаться и всегда быть оптимистом, даже если вокруг сплошные серые лица, ожесточение в сердцах и душах; что не надо прыгать только потому, что все прыгнули, сначала стоит подумать, а правда ли ТЕБЕ нужно прыгать.