Астрид Линдгрен - "Мы все из Бюллербю" (трилогия)
Любите ли вы Линдгрен так, как люблю ее я?
Конечно, и я уже об этом когда-то писала, некоторые ее произведения (что, пожалуй, вполне закономерно) я люблю гораздо больше других. "Пеппи" и "Карлсона", например, не очень люблю, а вот "Братьев Львиное Сердце", "Мио, мой Мио" и "Ронью" - весьма.
В общем, сразу становится ясно, что мне ближе не безудержное веселье, а сказки, где есть, над чем подумать. Но есть одно исключение - трилогия "Мы все из Бюллербю"!
Все мы - дети из Бюллербю (1947)
Снова про детей из Бюллербю (1949)
Весело живётся в Бюллербю (1952)
Она сопровождает меня практически всю мою жизнь: я читала ее ребенком (в школьной библиотеке была толстенная книга - трилогия про Бюллербю и "Мадикен и Пимс из Юнибаккена", о которой отдельно и потом) и далеко не один раз; потом я читала ее взрослой, когда мне был крайне нужен позитив (я не единственная, кто читает детскую литературы во время стресса; одна моя знакомая, например, в такое время перечитывает Крапивина); наконец, этим летом я прочла ее младшему сыну (старшему в этом возрасте читала как раз-таки "Пеппи", не помню, почему... кажется, он сам так захотел).
Для меня эта книга - источник радости; незатейливые, но полные незамутненного счастья истории. Крохотная деревенька в три дома, где живут три семьи, в которых в общей сложности сперва шесть, а чуть позже (да-да, естественный ход событий) семь детей. Каждая глава - рассказ о каком-то событии, значительном с точки зрения ребенка. Повествование ведется от лица девочки Лизы (есть вариант перевода "Лиса" с ударением на первый слог), которой в начале истории семь лет.
Здесь играют, ухаживают за животными, купаются на озере, идут в школу в Большую деревню, лакомятся леденцами, ткут коврики, ищут сокровища, собирают вишню и ловят раков. Тут есть место старому-престарому дедушке, ягненку, которого выкармливают из соски, и доброй учительнице, но и место озорству тут есть тоже. Причем, иной раз к расшалившимся детям присоединяются и их отцы.
Это добрая история, вроде бы, "ни о чем" в том плане, что нет тут завязки, развязки и кульминации, тут даже антогониста нет. Можно было написать еще три тома светлых воспоминаний (в основе лежит память автора о ее детстве) или остановиться, в принципе, в любом месте.
Пожалуй, это незамутненная сомнениями, страхами и горем квинтэссенция детства. Такого, каким оно должно быть.
P.S. - Ребенку пяти полных лет понравилось. Там много забавных моментов и понятные ситуации.