Отработка и закрепление
ЛогопедияЭто, наверное, самый сложный и муторный процесс в коррекции речи.
Иногда мне даже кажется, что я мама-садистка, которая 300 раз в сутки заставляет ребенка произносить один и тот же слог или одно и то же слово.
Но это того стоит.
Под катом продолжение.
Звуки.
Мое имхо, отработка звуков вне контекста бессмысленна. Т.е. если мы берем звук, то сразу пихаем его в знакомое ребенку слово. Сначала берем простые слова с нужным звуком в начале открытого слова. Сначала отрабатываем твердую, потом мягкую.
Для "С", например, мы брали сам, сад, сом. Потом усложняли и брали уже мягкую С': сел, село, синий и т.п. Потом чередовали С и С'.
Дальше тренируем обратный слог: коса, колбаса, оса, колесо и т.п. Так же с мягкой: осел, веселый, посинел и т.д. Чередуем по очерди в начале слога - в обратном слоге, в начале слога мягкая - в обратном слоге твердая и наоборот.
Потом переходим на стыки согласных на слоге. Так же: начало слога, обратный слог и т.п. По моему опыту стыки согласных (ст, сп, ск и т.д.) проще тренировать, начиная с обратного слога, т.е. не СТоял, а поСТоял. не СКакал, а поСКакал. Потом приставку убираем и получаем чистый слог. Я в принципе лепила приставки ко всем словам, получались грамматически неверные слова, но правильны по звукопроизношению.
Слоговая структура.
У Алисы часто слоги и буквы путаются местами. Стоматолог у нее в начале звучал как смакоколок. Поэтому мы делим слово на простые слоги - сто-ма-то-лог - и произносим их сначала по отдельности в разной последовательности. Когда слоги звучат нормально, начинаем склеивать: стома-то-лог - стомато-лог - стоматолог. Можем произносить нараспев, с разными интонациями и т.п. Потом придумываем историю со сложным словом или обсуждаем, что делает стоматолог, когда приходит на работу.
При этом никогда не говорю, что она произносит звук или слово неправильно, говорю, что буква потерялась, звуки запутались во рту и т.п.
Еще нам проще, когда мы разговариваем про буквы, слоги и слова.
Например, какая буква "С" на ощупь, какой у нее цвет, вкус и т.п.
Так же про слова - мягкое оно или твердое, теплое или холодное и т.п.
Так же ей проще, когда она видит букву или слово написанным и прописывает его сама: я пишу - она повторяет.
Повторяю: я поправляю КАЖДОЕ неправильно произнесенное слово или звук. Прошу произнести так, как любит этот звуки или не обижать слово и поставить буквы в нем в привычном для него порядке.
В следующей части про согласование по падежам и родам.