О развитии детей в детских садах
Полезные ссылки: Воспитание - Ольга Писарикhttp://olgapisaryk.livejournal.com/101199.html
Пост
svetlyachok . Автор — известный психолог, основательница и модератор сообщества
psy_baby . Пост без замка, надеюсь автор не будет против.
Один очень известный эксперимент середины прошлого века оценивал коэффициент умственного развития детей в зависимости от условий содержания ребенка. Групп сравнения было две: одна из них – дети, родившиеся в тюрьмах у матерей-заключённых и оставленные с ними; вторая - дети, содержавшиеся в условиях наиболее современных на тот момент и наиболее гигиеничных детских садов. Гипотезой исследования было предположение, что дети, за которыми ухаживает высококвалифицированный персонал, и которые находятся в стимулирующих интеллектуальное и эмоциональное развитие условиях, покажут более высокий коэффициент умственного развития, чем дети матерей-заключённых.
На деле всё оказалось ровно наоборот. Дети, росшие в тюрьме, получавшие бедную витаминами пищу, мало гулявшие на свежем воздухе и не имевшие никаких специально организованных условий для развития, в периоды контрольных замеров - через полгода, год и полтора - демонстрировали колоссальный отрыв по всем показателям развития. Дети из благополучных семей, посещавшие садик, отставали безнадёжно.
Рене Шпиц создал целое теоретическое направление, с очень хорошо разработанной экспериментальной базой, в том числе - лонгитюдинальных исследований, продолжавшихся на протяжении иногда десятилетий.
В упомянутом мной эксперименте групп детей было несколько, и коэффициент развития у детей в женской тюрьме - повышался, чуть повышался он и у детей из рыбацкой деревушки, катастрофически снижался у детей из приюта, и немного снижался у детей из городской среды.
Иными словами, быть с матерью - "преступницей и проституткой", говоря словами Лобмброзо, для ребенка оказывалось куда лучше, чем в нормальной полной семье работающих родителей.
Эксперименты описаны тут: Spitz, R.A. (1945). Hospitalism—An Inquiry Into the Genesis of Psychiatric Conditions in Early Childhood. Psychoanalytic Study of the Child.
Шпиц P.A. Психоанализ раннего детского возраста.
Рене А. Шпиц, У. Годфри Коблинер "Первый год жизни"