Ценная мысль про воспитание
ВоспитаниеИзучаю психологию развития и периодически открываю для себя какие-то интересные новые вещи.
Как сказала одна телеведущая: "Особенность работы психолога в том, что когда он произносит какую-то важную мысль, слушатели говорят: "Ну да, конечно, так и есть, я тоже всегда так думал. Это же очевидно!" Но пока он эту фразу не произнесет, эта мысль в голову людям не приходит и сами они ее не формулируют". Примерно это же происходит сейчас со мной. Как только прочитаю, кажется, что я уже это знала. Ну так вот, сама мысль:
Умение делать осознанный выбор и, например, отказываться от одного желания, чтобы реализовать другое. Появляется к концу дошкольного возраста! До этого периода, дети ориентируются на оценки взрослых и их реакции "хорошо" "плохо".
"Достижение поставленной цели соотносится ребенком не с этим мотивом, а прямо с запретом взрослого и ребенок стремится не к выполнению действий, а к тому, чтобы побудить взрослого снять этот запрет» - пишет К. М. Гуревич
"Первые ограничители детских желаний связаны с отношениями ребенка со взрослыми, их поощрениями или наказываниями. «Можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» взрослых уже на рубеже раннего детства и дошкольного возраста выступают как регуляторы поведения ребенка."
А самым сильным действенным способом побудить ребенка что-то делать, является запрет взрослого+ обещание поощрения или награды, в случае исполнения запрета. (Карен Прайор с ее подкрепляющим научением рулит). 66,7% для 3-5 лет и 100%(!) для 5-7 леток.
Тогда как просто запрет взрослого или "собственное слово" дают 46,7% исполняемости для 3-5 леток и 67% и 80% соответственно для 5-7 леток. Заметьте, что запрет сверху начинает значить меньше, чем собственное слово.
При этом, если пообещать ребенку наказать за неисполнение, процент выполнения наказа взрослого ребенком составит 60% для 3-5 лет и 80% для 5-7 лет. *
* Данные из эксперимента Н. М. Матюшкиной.
То есть, понятие таких мотивов как общественное значение, успех и неуспех, моральные установки формируются к концу дошкольного возраста (с 5 лет где-то начинают). Т.е. детки могут принимать решения не только из состояния хочу, но и из состояния внутреннего "надо".