Обидчивость
Воспитание.Недавно на мой пост "Глаза на мокром месте" моя подруга на ББ, Катя Главатских
ответила, что такое плаксивое поведение является результатом обидчивости. Я стала искать информацию на эту тему и нашла множетсво подтверждений. У меня обидчивый ребенок, оказывается. Без помощи со стороны я бы не догадалась, наверно, т.к. сама оооочень редко обижаюсь и мне это не свойственно.
Сразу напишу, что из всей перекопанной информации больше всего мне понравилась вот эта статья на сайте Психологос. Читаю и понимаю: "Да, это про мою Катю, она поступает так же".
Т.к. я далека от психологии, для меня многое стало открытием. Коротко попытаюсь рассказать, но если Вы заинтересуетесь темой, то лучше прочитать в оригинале всю статью.
Обида бывает адекватной (когда ребенка не заметили, оскорбили, например) и неадекватной (когда обида возникает в нейтральных ситуациях. "Например, девочка обижается, что подруги играют без нее, при этом она не предпринимает никаких попыток присоединиться к их занятию, а демонстративно отворачивается и со злостью поглядывает на них.") При наличии вот этой второй обиды в нейтральных ситуациях и можно определить, является ли ребенок чересчур обидчивым.
Моя Катюша точно является. И это как раз все нейтральные ситуации, в которых она начинала плакать-ныть, а я не понимала, ну почему она это делает? А потому что мысленно представляет, что она будет оценена окружающими (обичивому ребенку свойственной ненасыщаемая болезненная потребность в положительной оценке, вообще оценка сама по себе является краегольным камнем обидчивости).
Когда на танцах еще не начали делать упражнение, а она уже глотает огромную слезу. Мы все уговариваем: "Сразу ни у кого не получается", "Будь проще". А ребенок видит в нас, окружающих, только "зеркала", т.е. следит только за нашей оценкой.
В группе сверстников обидчивый ребенок обижается постоянно, т.к. если во всех он видит потенциальных соперников. Если кто-то что-то делает лучше его, то сразу возникает обида. Предвижу комментарии: "Отдай ребенка в сад и все будет ок". Эту тему я тоже изучила, хоть и поверхностно. Сад сам по себе не лекарство и не средство. Обидчивый ребенок может стать еще более обидчивым и обиды будут усугубляться при неправильном подходе. А при правильном (далее я расскажу, каком) всё можно поправить. В общем, я так думаю, тут можно сказать: "Все зависит от воспитателя" Поэтому в сад я Катю не собираюсь вести пока.
Я считаю, что хорошо, что распознала проблему сейчас, пока ей 4-5 лет. Ребенок еще пластичный, и можно обидчивость эту если не снять, то хотя бы сгладить. Если ничего не делать, то очень-очень опасно все может быть и в школе, и во взрослой жизни (честно скажу, моя мама очень обидчивый человек. Она всю жизнь с обидами, неосознанно пытаясь получить внимание и нанасыщаемую положительную оценку себя. И Катя похожа на нее характером, ох, ох, что мне делааааать!).
Так вот, рекомендации следующие:
- очень важен безоценочный период. Всеми силами постараться не оценивать поступки ребенка. Конечно, говорить, что любите его, ведь оценка и любовь это разные вещи.
- развивать внимание к другим людям. С помощью игр (с статье они есть) постепенно показать ребенку, что другие это не "зеркала его "я", а личности со своими характерами, особенностями.
Боже, дай мне сил это одолеть!