Ох уж эти сказки!...
подросткам...ох уж эти сказочники!
Две весьма своеобразные истории Дженнифер Доннелли по мотивам, пожалуй, самых известных сказок: "Золушка" и "Белоснежка".
Ретеллинг (retelling - буквально «пересказ» в переводе с английского) - старая история, рассказанная на новый лад и переросшая в самостоятельный текст, своего рода переосмысление классического сказочного или мифологического сюжета, называемая порой антисказкой.
Две книги Дженнифер Доннелли - яркий пример таких антисказок. И переосмысление у нее получилось просто на высшем уровне)
В этих историях есть черты, делающие их чем-то похожими, но каждая всё равно хороша по-своему.
Обе они начинаются с эпизода классической сказки, на основе которой написаны. Причем эпизод выбран самый, пожалуй, страшный и жестокий: из "Золушки" - момент отрезания сёстрами части ступни, чтобы втиснуться в туфельку; из "Белоснежки" - извлечение у нее из груди сердца. Автор словно говорит читателю: "Это не я придумала, это первоисточник полон зла и жестокости!"
В обеих книгах идёт война. Война тяжелая, изматывающая и никому не нужная. Война, отнимающая жизни молодых и здоровых мужчин, разоряющая мирное население до нищеты, буквально перемалывающая людей и порождающая огромное количество раненых и увечных. Война в этих историях - это не про отвагу и подвиги на поле боя, не про громкие победы и марши, а про грязь, кровь, крики, страдания.
В обеих книгах наряду с людьми действуют некие метафизические сущности в человеческом обличии (практически боги в древнегреческой мифологии, помогающие, мешающие, влезающие в жизнь людей): Судьба и Шанс - в "Сестрице", Страх, Боль и Смерть - в "Железном сердце". И есть там еще древняя королева фей Танакиль, играющая большую роль в истории Золушки и появляющаяся эпизодически в "Белоснежке".
Ну и главное, что роднит эти 2 истории - посыл: нужно всегда идти к своей цели, нужно верить в себя, нужно всегда оставаться самим собой, кто и что бы ни говорил. Вернее, оставаться самой собой. Потому что это очень феминистические книги, и основное в них - определение места женщины в обществе, которое совсем не должно сводиться к дому и детям; ее мечты и желания, среди которых далеко не у всех на первом месте стоит стремление к удачному замужеству.
А сейчас немножко о каждой книге в отдельности.
Главная героиня книги "Сестрица" - старшая сводная сестра Золушки-Эллы Изабель. Элла вышла замуж за принца, а Изабель, вторая сестра Октавия и их не вполне психически здоровая маман остались в долгах, презираемые всеми окружающими. Еще бы, ведь теперь выяснилось, что они много лет изводили милую, добрую красавицу Эллу. Но почему же так вышло? Ведь когда-то в детстве они были очень дружны. Кто и когда поселил в сердцах сестер зависть и злобу? Кто убедил их, что каждая девушка должна быть прежде всего красивой (как Элла!), нравиться мужчинам своей милотой и кротостью (как Элла!), стремиться выйти замуж за благородного и богатого мужчину? А они, и Октавия, и Изабель - просто некрасивые, страшные Золушкины сестры. К тому же, Октавия не представляет своей жизни без науки, она постоянно решает задачи, ставит опыты, выводит формулы; ей бы в университете учиться, да вот только университетов для женщин не придумали, а такая умница-жена никому не нужна. А Изабель с детства обожает скакать на коне, сражаться на мечах, стрелять, она отлично знает всех великих полководцев, знакома со стратегией и тактикой, она - идеальный военный. Но этот путь тоже не ведет к удачному замужеству. Поэтому приходится влезать в бальные платья, накручивать сногсшибательные прически и пытаться понравиться богатым и знатным болванам...
И вот начинается история, в которой не предусмотрен счастливый конец. Потому что на карте Судьбы жизненный путь Изабель должен оборваться очень-очень скоро. Но в игру вступает безбашенный и лихой Шанс. А пока они пытаются друг у друга похитить карту Изабель, выстраивая разные козни, в игру неожиданно вступает фея Танакиль, к которой в отчаянии обратилась Изабель и попросила выполнить свое самое заветное желание: стать красивой. И фея соглашается, но с условием: Изабель должна найти 3 части своего сердца, когда-то отрезанные от него. Этими частями оказываются любимый конь, которого продали против ее воли, любимый человек, с которым ее жестоко разлучили, и ... любимая (все-таки!) сестра Элла, у которой так хочется получить прощение! И Изабель постепенно раскрывается перед нами совершенно с новой стороны. Это любящая дочь, никогда не бросившая бы маму, практически сломавшую ей жизнь; это полное сострадания сердце, способное пожертвовать многим ради спасения хоть людей, хоть животных; это отважная практически Жанна дАрк, готовая встать во главе армии, чтобы освободить свою страну и покончить с войной. И плевать ей что на Судьбу, что на Шанс. Она способна сама выбрать свой путь. И совсем другое у нее заветное желание, и не так важна оказывается внешняя красота. А что же Золушка? Всё так же мила, так же кротка, так же беззащитна. Только вот совесть ее не совсем чиста. Но большое и горячее сердце Изабель сможет понять и простить.

Героиня "Железного сердца" Софи, на первый взгляд, прямая противоположность Изабель. Она милая, нежная, добрая. Ее сердце полно сострадания к каждому. Но мачеха считает, что такие качества только мешают правителю страны. Королева должна быть твердой и жесткой. Она должна уметь бестрепетно казнить врагов и наказывать непокорных. С детства она воспитывала в Софи неуверенность в себе, называя ее никчемной и слабой. И ведь королева действительно верит, что делает благое дело, что она защищает свою страну, объявляя войну соседям, убирая с пути недовольных, отправляя егеря убить Софи, ведь она не сможет как следует править, а день ее совершеннолетия - уже завтра...
Софи убита - и сердце ее королева передала королю Воронов. Но она не погибла, ведь 7 лесных человечков вовремя успели поймать ее душу, а вместо сердца вставили в грудь железный часовой механизм. Механизм странный и ненадежный, готовый остановиться в любой момент.
И однажды Софи уходит от лесных человечков. Она хочет вернуть себе свое настоящее сердце. По пути она сталкивается с тем, что и представить себе не могла, живя в королевском дворце: с нищетой и бесправием простого народа, беспределом местных властей и военных, с вышвырнутыми на обочину жизни инвалидами, потерявшими здоровье в бесконечных войнах. Она становится жертвой коварства и предательства и исполняется решимости вступить на трон и дать своей стране совсем другую жизнь, такую, как во времена ее отца, которого не боялись, а любили.
Многое в течение этой сказки переворачивается для нас и показывается под другим углом. Мы узнаем историю злой королевы, не просто так ставшей такой, и историю ее знаменитого зеркала, у которого она спрашивала совсем не то, что все думают. Могильный вор оказывается гораздо более честным и благородным, чем прекрасный принц. А железное сердце - более стойким, но не менее трепетным и горячим, чем настоящее.
Главное - всегда следовать туда, оно тебя ведет. "Человек всегда должен идти за своим сердцем, иначе станет мертвецом еще до того, как оно перестанет биться". Главное - верить в себя, в свою правоту, в свою дорогу и не слушать тех, кто повторяет, "что мы не такие и не этакие, и никогда такими не будем", потому что "можно вытянуть из плоти отраву, но нельзя вынуть из души запавшие туда отравленные слова, и противоядия от них нет". И главное это в обеих сказках.
И ещё одно главное. Любовь. Которая повсюду. Без которой ничто в жизни не имеет смысла и с которой возможно вообще всё. "Любовь - тонкая штука. У нее запах дыма и звук дождя. Вкус засахаренных яблок. Тому, кто ее отдает, она ничего не стоит, но тот, кто ее получает, становится богаче во сто крат".
Давайте будем дарить любовь и делать друг друга богаче!