Читательский ТОП - 2022. Часть вторая
ТОП - любимые книгиТеперь подростково-взрослое.
Я довольно долго делила и тасовала туда-сюда "пограничные книги", которые по возрасту героев можно было отнести и в прошлый топ и в этот. В общем, как получилось...
Места опять все первые )
1. Мария Пастернак. И охотник вернулся с холмов
Как прочла эту книгу, так до конца года нисколько не сомневалась, что она попадет в топ среди первых. Так и есть. Любителям спокойного атмосферного чтения очень рекомендую. Для меня обволакивающе-терапевтично.
2. Нина Дашевская. Поиск звука. Творогов
Многие писали, что эта повесть разочаровала, что она уступает другим книгам Дашевской. Для меня же - ничуть. Абсолютное попадание, несмотря на такую солидную разницу в возрасте с героем. Это очень моим было в возрасте Ивана и гораздо позже - накрученные по городу километры вместо сидения за уроками, исхоженные улицы и переулки. У нас в городе нет домов с брандмауэрами, трудно было найти архитектурные изыски среди панельных пятиэтажек, но были старые деревянные и кирпичные дома прошлого века, стертые гранитные плиты ступенек с вылезшими из-под них одуванчиками, заросли лопухов, кусты сирени за потемневшими заборами - это была история, которой теперь уже почти нет, мало что осталось. Не было счетчика шагов, не было телефона с камерой, в памяти многое стерлось, но осталась просто сама память об этих ежедневных прогулках, этих переулках и домах, среди которых были дома Волкова, Бажова, Михаэлиса, о том как хорошо идти, смотреть и думать. Искать слова и смыслы. Как я тебя понимаю, Творогов! Как мы похожи и непохожи одновременно.
Очень близко, очень мое. Потому что здесь больше о словах, чем о музыке. Потому что Ваня такой же лентяй, как и я, потому что мне нравится это читать, находя переклички с прочитанным в юности. Ведь брандмауэр это такой же "тихий взрыв", как у Анчарова. И вся книга такой взрыв.
Для сборника Около музыки собиралась выделить свою отдельную позицию, но ради следующей книги в топе, решила потеснить места и обе книги Дашевской поставить рядом. Какое солидное в этом году ее пополнение!
В толстенькую книжку КомпасГида вошли два предыдущих сборника "Около музыки" и "Второй", а также новый цикл рассказов "Ключ".
Несколько рассказов-зарисовок, практически без сюжета, просто описание-наблюдение, какой-то случай, кусочек обыденности, эпизод. Вроде бы ни о чем, а, как всегда, так глубоко, так точно, так отзывается.
Рада книге, несмотря на негуманную цену, довольно неожиданное цветовое решение обложки и отсутствие иллюстраций. Ну их совсем, все равно почти всегда совершенно не нравятся, а так книжка ладненькая, крепенькая, нужная.
3. Джеймс Крюс. Тим Талер или проданный смех
Довольно странно видеть эту книгу во взрослом топе, хотя она всегда считалась детской, для среднего возраста. И ее, наверное, надо было бы внести в другой топ - монументальный, покупательский, ведь я брала эту книгу в подарок дочери. Она прочла ее рано и очень любит. У нас осталась та, небольшая книжка в мягком переплете, которую я взяла с собой на отдых для 12-летних племянников, а дочке несколько других попроще, среди которых был, помнится, Шел по городу волшебник. Но она прочла Тима первым и первой, и впечатление было ошарашивающим. Видя переполняющие ее эмоции, за книжку схватились и Серега с Анютой. А я начала читать, потом устала, потом полистала, так и не дочитала, но позже несколько раз по ее инициативе вместе смотрели фильм. Так что сюжет знала, дочитывать не бралась, а нынче летом, вслед за 9-летним Стасом, который сам выбрал ее для чтения, я вдруг тоже начала читать. Она действительно на средний возраст, рано и трудно читать ее в младшей школе, и эта книга как веха эмоциональной читательской зрелости. После нее читатель сильно взрослеет вместе с героем. Я думала, что прочла эту детскую, сказочную, но такую серьезную повесть просто для галочки, но оказалось, что нет, все гораздо глубже. Очень серьезный сюжет в более детской подаче.
4. Михаил Логинов. Приключения по контракту.
Честно, с самого начала меня заинтересовал лишь парашют на обложке, но потом были хорошие отзывы Оли и Любы-Голубки. Я еще надеялась, что книга появится в библиотеке, но та моих надежд не оправдала. Купила сама и совсем не зря. Правда, эпизод с прыжком оказался совершенно проходным и ничего не значащим, но это меня это совсем не расстроило - настолько интересным оказался сюжет. И даже его фантастическая составляющая совсем не раздражала, как бывало во многих других книгах. Поскольку фантастичность не играла роль волшебной палочки, разрешающей все проблемы, а скорее условия контракта просто помогали Лешке в очень быстром темпе самому прожить ситуации важных выборов и определить свою позицию и стратегию поведения. Очень понравилась - от и до, включая реалистичные иллюстрации.
Хочу побольше именно таких книг!
5. Сара Пеннипакер. Пакс
Пакса все прочли давным-давно, а я только сейчас и только первую книгу. Вторую постараюсь прочесть в этом году. Это, скорее, притча, хотя сюжет описывается реалистично, но условны обстоятельства неведомой войны, отсутствуют географические привязки - это переносит действие в подобие параллельной реальности Крапивина. Конечно, множество аллюзий - лис и его мальчик, мальчик и его лис, ответственность - мы в ответе за тех, кого приручили, беспомощный ребенок и взрослый, но это еще вопрос кто кому помогает больше. Хорошее чтение, важное. Понравилось.
6. Екатерина Бордон. Самый синий из всех.
Для подростков-старшеклассников очень рекомендую. Поскольку писала отзыв, процитирую из него самую чуточку:
Отличная школьная повесть! Несмотря на приличный перечень самых разных проблем, в которых барахтаются подростки, при чтении не возникает угнетающего чувства безнадеги и черноты. Все довольно динамично, достаточно просто, но подкупающе реально. Автору удалось соблюсти баланс, не сваливаясь в попсу, чернуху, откровенную мелодраматичность, хотя есть-есть такое, всего по чуть-чуть, даже намеки на современные тренды, но все это именно отражает подростковую реальность.
7. Стивен Чбоски. Хорошо быть тихоней
Ну вот и до взрослого добрались. На суперобложке мы видим 18+
Книга про пятнадцатилетнего наивного чувствительного подростка, который только перешел в старшую школу, да еще после нервного срыва летом. В книге есть многое, что случается в старшей школе, но по закону взрослые не имеют права говорить об этом с детьми, пока им не исполнится 18, иначе все эти разговоры могут быть истолкованы как пропаганда. Это роман взросления, написанный совершенно тем же языком в той же манере, что и "Над пропастью во ржи". Пока я читала у меня было стойкое ощущение, что я читаю продолжение романа, только героя почему-то вместо Холдена стали называть Чарли. Несмотря на то, что в книге много моментов, выносящих ее за границу подросткового возраста, она написана очень аккуратно, без желчи, без чернухи - просто наивный мальчик описывает все, что он видит, с чем сталкивается, пытается понять и принять. Чарли читающий и пишущий мальчик, на каждую прочитанную книгу он пишет отзывы, восхищающие учителя, который его особенно выделяет и советует что читать. И сам роман написан в форме писем к тому, кто, как надеется Чарли, может его понять. Пишет очень откровенно. Очень переживательно и трогательно. Не знаю, как вы, а я бы 16-летним подросткам дала прочитать. Это про них, они в этом живут.
По книге снят фильм, героев которого мы видим на обложке.
Прочитанная после отзыва Оли Один из нас лжет стала уже "продолжением продолжения" )) Та же старшая школа, взаимоотношения школьников, но спустя почти 20 лет. Да еще добавился интересный и современный детективный сюжет. Книги читала подряд одну за другой, в них похожая атмосфера, возраст героев, проблемы и переживания. И воспринимаются они у меня вместе, даже больше, чем со второй книгой Макманус с героями той же школы, что и в первой.
8. Станислав Токарев. Каждый пятый. Вакантное место.
Токарев - один из любимых еще с юности авторов. Он был спортивным журналистом, писал о спорте, о спортсменах. Мне очень нравится стиль его письма. Каждый год я проверяю, не появились ли в сети электронные тексты его книг. Появляются редко, но в этом году прочла сразу две. В разное время. Но обе в топе.
Каждый пятый
Да, устарела. Здесь о лыжном спорте в 60-е годы. Лыжные соревнования еще до знаменитой олимпийской гонки Веденина с его растиражированным интернетом волшебным словом "дахусим". Много об армейских спортсменах 50-х с упоминаниями сына Сталина. Написано очень честно о том, что тогда замалчивалось, предпочитали писать только о победах, выстраданных потом и кровью. Жалко, ужасно жалко, что такая отлично написанная, такая нужная и такая востребованная у многих читателей повесть так долго была и остается малоизвестной. Спортсменам рекомендую читать и сейчас. И всем интересующимся тоже.
Вакантное место
Все книжки Токарева издавались на паршивой газетной бумаге с мягкими обложками в издательстве "Физкультура и спорт". От этого они не были менее любимыми, но были очень и очень недолговечными, потому что просто рассыпались по листкам. Ужасно обидно. В этой книжечке три повести - "Цветные сны" - повесть о гимнастике из трилогии "Достань головой до небес", фантастическая повесть "Футбол на планете Руссо" и "Вакантное место" о велосипедистах. В другой своей книжке "Наташа и другие документально-лирические повести о спорте" среди многих других сюжетов он писал о Велогонке Мира, о ее участниках, и в вымышленных героях повести угадываются реальные фигуры, прототипы. Как и в других его книгах многие герои узнаваемы. В топ я вношу именно повесть о велосипедистах.
Самая любимая мною его повесть о женской гимнастике, о тренерской работе "После славы" - вторая в вышеупомянутой трилогии. Именно ее я долго искала. Электронного текста пока так и нет, но зато в этом году повезло купить две любимых букинистических книги! В руки беру с трепетом, открываю чуть-чуть, боясь, что начнут рассыпаться, как моя давняя книжка про биатлонистов. И, конечно, обращаюсь к мирозданию с надеждой на появление хороших качественных изданий его книг. Это лучший спортивный журналист - талантливый, честный, очень жаль, что он рано умер, до массового освоения интернета, поэтому так мало в сети его текстов - книг, репортажей, журнальных публикаций.
9. Марина Степнова. Женщины Лазаря.
О книге писали много. Очень понравилась, читала с огромным удовольствием, с интересом бродила по сети в поисках уточнения биографий прототипов, поиске реальных событий по отсылкам в книге. Погружение было глубоким. Особенно интересно было читать о Новосибирске. Конечно, сразу порекомендовала дочке.
10. Андрей Битов. Пушкинский дом.
Давно собиралась почитать Битова - фигура известная, неоднозначная. Что-то читала давно в журналах, но не отложилось. Теперь Встреча состоялась. Именно Встреча - с большой буквы. Это Литература! Захватило сразу, и, несмотря на то, что с трудом продралась через тягомотную середину с описанием взаимоотношения героя с женщинами, хоть и раздражал меня Лева порой до невозможности, не дотягивал до других мощных типажей рядом с ним, но то, как это все написано, не давало оторваться. Дочитала и нахожусь под мощным впечатлением. Хочу читать остальные его книги. Не знаю хватит ли сил и времени, но очень хочу!
Вот как-то так. Всем отличных книг!