Чтение вслух. Продолжение дневника
дневник читателяСтала писать про чтение с детьми 8-11 лет и оказалось, что еще пропустила столько прочитанного с младшей группой!
Мы читали Бусинку. Не назову книжку обязательной, но качественное издание с плотными страницами, массой интересных иллюстраций и психологическим терапевтическим посылом очень хорошо принимается детьми и родителями, полезна детям, особенно при смене обстановки, да и вообще для принятия себя таким, какой ты есть. Она всегда хорошо читалась в детских коллективах. Что меня больше всего вдохновляет при чтении - наличие в библиотеке нескольких экземпляров книги.
Насекомых дети знают хорошо, чувствуется, что начитались энциклопедий. И, хоть мужская половина слушателей все время норовила свернуть разговор на пауков, мы все же удержались в теме и старались говорить о божьих коровках. Вообще-то больше говорили о главной теме книги - страшно ли быть не таким как все, отличаться от других (не будучи при этом мохноногим пауком). В группе есть очень активные дети, довольно громко транслирующие свое мнение, и их высокая самооценка и отсутствие лишних комплексов и заморочек, вкупе с доброжелательностью и оптимизмом идет на пользу менее уверенным ребятам.
Хоть книгу мы и прочли, и перелистали, и рассмотрели, и раскрасили листочки с божьими коровками и нарисовали их, считая лапы, чтоб не ошибиться, я настойчиво рекомендовала, а если честно - форменным образом всучила всем для перечитывания дома с родителями. Если хотя бы лишний раз перелистают сами, посмотрят на картинки и вспомнят о чем говорили, и то уже хорошо.


Отзыв на книгу. Месяца два потом, когда я спрашивала что читали, все первой называли Бусинку )
Вот так посмотришь на фото и подумаешь, что это урок рисования или какое-нибудь кружковое занятие "умелых ручек"...
Нет, это просто наш детский книжный клуб изображает на бумаге пациентов, которыми бы они дополнили длинный список зверей, излеченных доктором Айболитом от самых разных заболеваний.

Традиционные, упомянутые в стихах и прозе лиса, медведь и корова соседствовали с большой компанией динозавров, для спасения которых от внезапных хворей пришлось придумать Айболиту машину времени. Зато травмы оказались однотипными, что очень облегчило нашему доктору работу - у всех болели ушибленные коленки, так что работа была как на конвейере - намазать чудодейственной мазью, наложить повязку и пожелать здоровья. Даже "ставить и ставить им градусники" не пришлось.
Это у меня долго аукался и до сих пор аукается приезд и выступление в библиотеке Востокова. Я периодически возвращаюсь, пусть косвенно, к темам его книг. Нет в библиотеке "Доктора Дулиттла" в его переводе, с которым так хочется познакомиться (поэтому я его уже купила, осталось привезти). Но кто нам мешает лишний раз поговорить по пересказ Чуковского? Тем более, что он по-прежнему отлично читается и слушается детьми. И настойчиво советую его родителям для семейного чтения и периодически напоминаю что есть новый перевод оригинального произведения, в котором даже исправлены кое-какие неточности автора.
Еще одна моя любовь из далекого детсадовского детства - Октав Панку-Яшь "Большая новость о маленьком мальчике".
Для чтения и обыгрывания лучше всего из трех рассказиков книжки подходит рассказ с длиннющим названием "Был когда-то нарисован мальчик на заборе"
Вместо забора у нас доска, а рисуем мы строго по тексту. Это я задаю масштаб )
А то сначала все заскромничали, это уж потом отбою не было от желающих ))
Мальчика не просто одели, как рассказывает книга,
не только санки ему нарисовали и высунутый язык,
но даже пририсовали аж три языка и сердце в придачу!
И "нос" поучились показывать. Великая литература учит всякому )) В том числе знакомит с хулиганскими замашками и дразнилками, бытовавшими когда-то раньше в детском мире.
Самый любимый мишка
Эту книгу я прочла в библиотеке, и решила купить, так мне понравилась очень душевная история, так отозвалась своим давним переживанием. Но нигде ее уже не было, увы. Кое-как отловила, взяла комплектом в паре с другой книжкой-картинкой.
Читали с детьми перед новым годом. Конечно, совсем коротенькая и такая простая, что понятна 2-3-летним малышам, но все равно понравилась.
Дети рассказывали про свои игрушки. Я предлагала им нарисовать мишек, но после рассказов они стали рисовать свои любимые игрушки, хотя некоторые медведи все же удостоились такой чести.


Из Путешествия по зимним праздникам самым близким вдруг оказался Китай с его традицией дарить на новый год две мандаринки )) Я вспомнила, что ведь и в наших советских подарках всегда было яблоко и ДВЕ мандаринки, а вот апельсин всегда был один ).
Лапин!
Перед новым годом я рекламировала родителям зимнюю книгу Лапина, а для занятия взяла Сказки на ночь. С ребятами читали самый первый рассказ о том, как в семье Лапин появилась "волшебная" лампа с зеленым абажуром.
Отзыв на книгу я уже писала. Мне она ОЧЕНЬ нравится последовательным рассказом о зарождении и укоренении семейной традиции - каждый вечер, включая лампу, вся семья собирается вокруг нее и кто-то по жребию рассказывает собственную придуманную сказку. А можно всем вместе, дополняя друг друга. Отличная идея, даже не только идея, а толчок, пинок, если хотите. Даже придумывать не надо с чего начать и как закрепить подобный ритуал. Здесь все очень подробно расписано. Берите, пользуйтесь!
Как проходила семейная жеребьевка - в волшебный мешок, очень похожий на сумку, с которой она ходит за продуктами, мама положила три яблока разного цвета, одно из которых было с листиком, и как раз тот, кому оно попадется будет рассказывать сказку. Надо ли говорить, что именно его и вытащил маленький крольчонок. Мне безумно нравятся эти маленькие детали, на которые нам совершенно некогда обратить внимание, но которые сейчас так радуют детей. Почаще их использовать, чтоб научиться их замечать и радоваться им, нужно как можно раньше, иначе потом, чтоб заинтересовать или удивить ребенка, понадобится только событие, равное по мощности мировому катаклизму, надо будет шарахнуть ему по мозгам какой-нибудь катастрофой, взрывом, извержением вулкана, землетрясением... А тут - яблоко с листочком! А можно - мандаринки! Их сейчас как раз с листочками продают! А вдруг ваш ребенок этот листочек на всю жизнь запомнит? И свою первую сказку, сочиненную вслед за крольчонком?
Маленький Лапин сочиняет такую милую историю про носок, потерявший брата! С чудищем в комоде, укропом в горшочке на подоконнике, с капризами - то пятка у носка чешется, то ему одеяло жаркое...
Мы придумывали историю по найденному в интернете лекалу, где надо только дописать предложение. Буквально слово-два. А по желанию дописывай хоть целый абзац.
Сначала мы сочиняли общую историю. На бумажках писали свои варианты продолжения предложения, кидали в стаканчик и кто-нибудь из детей вытаскивал одну из скомканных бумажек.
Помню, что всех удивило и рассмешило одно из предложенных имен папы героя истории - Сигизмунд. Меня оно дико веселило, я все время вспоминала Аркадия Райкина, его "Сигизмунд! Что ты делаешь?" постоянно цитируемое в далекие общагинские времена по любому поводу, поэтому практически не запомнила остального. Раздала детям бумажки-заготовки текстов домой, чтоб поупражнялись. Старшие дети, пришедшие позже, тоже заинтересовались, и им тоже раздала такие же листочки.
Опять же просто "прицепом" к основному чтению читался Топотун.
Такая честь выпадает ему за страницы со словами, набранными огромными буквами. И это главное преимущество мультяшно-яркой книги.

Он работает у нас рекламой для родителей, выступает образцом совместного домашнего чтения ) Здесь же так наглядно видно, что подобную книгу можно читать вместе с ребенком по очереди, по ролям.
Ну и опять же бальзам на мою душу - этих книг в библиотеке полно.
А еще Топотун работает для всех, и особенно для меня, передышкой-переменкой, дает детям возможность похвастаться своим знанием животного мира Африки, а надо сказать, что они его действительно очень хорошо знают.
Здесь у нас форзац начинает работать виммельбухом.
Я периодически выкладываю книгу на стол "для антуража", чтоб лишний раз полистали, надеясь, что этим не ограничатся, а возьмут домой побаловаться-посмеяться, читая.
Хотя есть у книги и недостатки, и мне нужно делать усилие над собой, чтоб их не замечать, оправдывая достоинствами.
Мне приходится все время прикрикивать на своего внутреннего зануду, чтоб не лез и не торопился объяснять детям, что все эти громко и весело читаемые тун-тун-тун это неправда, что слон умеет ходить бесшумно, о чем нам сообщает другая книга Расскажу вам о себе Татьяны Коваль.

Очень хорошая книга для дошкольников. Во-первых, крупные и интересные иллюстрации, где животные на себя похожи, но в то же время нарисованы очень по-детски, во-вторых, кроме всем известного зверья, есть редко встречающиеся в книгах.

В-третьих, животное в стихотворении из нескольких строф и в четверостишии рассказывает о себе от первого лица. И поэтому чтением этой книги можно оживлять и дополнять чтение книг известной серии "Занимательная зоология".
Плюс на каждом развороте о каждом животном сообщается что-нибудь интересное. Действительно интересное - что рога служат лосю антеннами я не знала.
Просто отлично читалась книга Юлии Кузнецовой "Коля рисует", она заслужила отдельного поста, который давно висел в черновиках и только сейчас был закончен.
Конечно, читаем Дональдсон!
И еще будем читать и перечитывать.
Периодически между делом дети почитывали Бобуквы, Бобосказки и книжечки из наборов Русситы.


Об этом подробнее планирую писать дальше.
Спасибо всем, кто дочитал, всем хорошего чтения!
Лучший ответ