Дневник читателей сентябрь 10.2
дневник читателяПолтора года дневников пропущено, но постараюсь снова начать. Сейчас большинство книг прочитывать за детьми не успеваю, читательские дневники в нелетний период они не ведут, поэтому напишу хотя бы краткую информацию.
1. СОВМЕСТНОЕ ЧТЕНИЕ
В сентябре в этой категории красивая «Песнь о вещем Олеге» с подробными иллюстрациями Вениамина Лосина.


Читала как дополнение к программе по литературе. Часть сентября мы прожили на даче, учительствовала я сама, поэтому старалась разнообразно преподносить раздел учебника «Летописи-Былины-Жития». Так что могу отметить, что по строчкам разобранная «Песнь» хотя и не переплюнула Лукоморье, но произвела яркое впечатление.
2. ШКОЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
По этой же теме дети сами перечитали читанные когда-то «Былины», и я вспомнила и выдала «Дмитрия Донского» - рассказ о Куликовской битве и о событиях, ей предшествующих, в изложении Виктора Лунина. Очень интересный рассказ. С подробностями. Но в одной из рецензий Лабиринта читала, что история в этой книге немного расходится с историей, которая предлагается слушателям в Музее Куликовского поля.

На окружающем мире использовали атлас «Мир и человек» и Энциклопедию «Что такое? Кто такой?»

Не зря говорят, что лучший способ разобраться в чем-то - это объяснить кому-то. В детстве направление вращения нашей планеты и все эти смены времен года прошли мимо меня: в школе плохо объяснили, дома со мной такими уроками не занимались; поэтому только сейчас, покатав шарик по картинкам, я смогла доступно объяснить детям как и что. А трёхтомник «Что такое? Кто такой?» еще из моего детства, но продолжает оставаться востребованным.
Затем по окружайке была тема космоса. К сожалению, моя авантовская энциклопедия про космос нам сейчас недоступна, поэтому пошла за ней в библиотеку. Но на руки ее не давали, поэтому сгребла с космической полки всё, что было.
Махаоновский атлас показывать не буду, он устаревший, а вот другие три книги оказались очень интересными!
Как же не хватает сейчас такой литературы. Где взрослые ученые, инженеры, летчики и люди других серьезных профессий разговаривают с детьми, делятся проблемами, переживаниями, достижениями, верой в собственные силы. И не пафосно, а именно в повседневной жизни. Как старшие друзья, как наставники. Я очень люблю мимишность в книжках, но временами хочется какого-то жизненного делового разговора, даже с предложением взять какую-то ответственность.
Больше всего сыну понравилась жёлтая книга - Геннадий Черненко «А всё-таки полетим!» Она начинается с азов - Кибальчич, Циолковский, Цандер, Кондратюк, Королёв, Глушко… Проблемы, неудачи, смелые решения, поиск… После рассказа о «Востоке» разговор переходит на дальнейшие задачи космоса. На освоение других планет. Очень-очень жаль, что повествование заканчивается 1984 годом. Сын очень советовал прочитать мне эту книгу. Я прочитала и мне тоже захотелось стать немного лучше )) Хватило даже сил на сентябрьский дневник))


Вторая книга, которую он тоже увлечённо прочитал - толстенькая брошюра Николая Петровича Каманина «Путь в космос начинается с зарядки». Да, название не увлекательное, шрифт мелкий и постоянные намёки на то, что нужно заниматься физкультурой. Но … разговор с читателем подкупил настолько, что он целую неделю подскакивал по будильнику и делал зарядку со всеми отжиманиями и подтягиваниями. Потом мы опять уехали из Москвы, запал прошёл… Но там не только про зарядку, конечно, там и всякие интересные случаи, и рассуждения.

Третья книга, которая понравилась меньше первых двух, но тоже прочитал всю - Римма Кошурникова «Космонавтом быть хочу!» Эту книгу я не читала; насколько поняла, там что-то вроде экскурсии двух детей по разным областям космонавтики со множеством всяких подробностей, примеров и заданий.

В последнее время сложно стало делить дневник на группы совместное/школьное/самостоятельное, дети практически всё стали читать сами, но в разных объемах. Поэтому продолжу рассказ о чтении любителя космоса и перехожу к пункту…
3.1 САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ - 1
Захар Сорокин «Поединок в снежной пустыне».
Все знают историю Алексея Маресьева. Но были и еще люди с такой судьбой, истории которых забыты. Здесь автор рассказывает о своем собственном случае - сбитый самолет, раненая нога, долгий путь через заснеженные сопки к своим, ампутация и возвращение в строй. Книга рассчитана на более младший возраст, чем «Повесть о настоящем человеке», но в ней тоже очень хорошо видно мужество, желание жить, желание снова летать и сражаться. Теплоту книге придавало место действия - Кольский полуостров, который за наше прошлогоднее путешествие стал нам как родной. И всё же отмечу, что моих комментариев к книге явно не хватало, поэтому я немного поговорила с детьми об этой истории.
Перечитал на второй раз тетралогию Евгения Рудашевского «Голод», «Жажда», «Убежище», «Костёр».
Это книги-миниэнциклопедии о том, что делать в походе: как собраться, что взять, как проверить, различные способы питья, еды, огня и походных жилищ и куча всего сопутствующего этим темам. Под крышками книг блок на спирали с резинкой в качестве закладки.
Не уверена, что напишу летний дневник чтения, поэтому отмечу здесь, что эти книги ему очень понравились. И конкретными примерами, и юмором. Часто нам что-то зачитывал. А по «Костру» устроил целый практикум: яма с воздуходувом
И с разными способами установки котелка
Теперь хочет опробовать разные виды топлива. По материалам других книг был построен шалаш с использованием близстоящих деревьев и настроена ловушка для кролика. Мне стало жаль будущих гипотетических кроликов, безвинно погибнущих на нашем участке, и ловушку я попросила разобрать.
3 сентября мы забегали на книжную выставку в Москве, сын впервые со своим собственным списком (накопилось хотелок за лето). Из всего списка купил только книгу из космической серии Хокинга «Джордж и корабль времени», которую на следующий же день и прочитал.
Серия ему очень нравится. Первые пять штук прочитал в июле и всё ждал выставки, чтобы взять продолжение. А я наконец перестала терзаться сомнением, что эти толстенные тома, занимающие столько места на полке, кто-нибудь когда-нибудь прочтет. Вставка из летнего дневника: «В каждой книге Джордж с Анни узнавали новое о Вселенной, а в некоторых он с Анни спасали Землю. В книгах использованы современные космические факты. // Автор хотел сказать, что из всех положений есть выход».
Также на выставке на стенде Фолианта мы увиделись с Катюшей. Пока мы болтали, сын методично рассматривал книги, увидел наших старых книжных друзей - про маленькую панду и про бурого медвежонка, я их покупала еще в те времена, когда Фолиант был представлен крошечным белым стендиком. Как летит время… На этот раз мы пополнили свои закрома книгой Валентины Брюнинг «Какао с бутербродами» - привлекла обложка с мальчишками в сетке и пристально наблюдающей за ними чайкой.
Книга была прочитана до конца, что меня капельку удивило, бытовые книги современных писателей не всегда дочитывает, что-то там его стопорит. Поэтому попросила поделиться сюжетом. «В этой книге рассказывается о том, как однажды Ритина мама познакомилась со Штефаном, и он приехал к ним со своими детьми на всё лето. Рите это не понравилось, и она решила избавиться от них. Она начала делать разные ловушки, чтобы дети Штефана попросились домой. Больше всего мне понравился случай, когда Рита заманила их в сетку. Закончилось всё тем, что Рита решила уплыть к папе в Испанию. Но на лодке оказались Матти и Бенно, и там они подружились и поплыли домой. А! в самом конце они ели бутерброды с рыбой и какао, поэтому такое название. А самым смешным был козёл вначале».
Сочетание рыбы, какао и смешного козла меня заинтересовало и, выкроив свободный дачный вечерок, я тоже приобщилась к современной детской прозе.
Да, про козла оказалось действительно забавно. И в самом начале мне понравилась мама. Она оказалась обычным человеком, который тоже может быть в плохом настроении, а не пребывать постоянно в ангельском всепонимающем облике. Рита мне тоже понравилась тем, что она испытывает реальные чувства, может злится и не понимать свою маму. Но в середине повести я бы добавила маме чувств к дочери - не верится, что такая хорошая мама может с таким почти равнодушием относится к тому, что ее дочь обижают приезжие мальчишки. И еще очень понравилась тема папы. Тем, что Рита продолжает много с ним общаться, даже советоваться в разных сложных ситуациях, что он рад этому общению, и мама этому не препятствует.
На выставке видели Юрия Норштейна. Всё-таки некоторые вещи я не могу объяснить детям. Когда я училась во 2 классе и сидела в актовом зале на встрече с Юрием Магалифом (это наш новосибирский писатель, автор моего любимого Кота Котькина), я чувствовала себя как в параллельном пространстве. Писатель - вот он, живой? А мои дети с детства видят писателей, художников, у нас много книг с автографами. И я никак не могла им объяснить, что такого особенного в открытке с Ёжиком с подписью Юрия Норштейна.
Это я к тому, что после выставки сразу пошёл перечитывать «Ёжика в тумане», отметив, что он у нас с Евгением Антоненковым и тоже с автографом.
Мне, кстати, эти иллюстрации тоже очень нравятся. Ну и поговорили заодно на разные философские темы вечером.
Затем была трилогия Анатолия Рыбакова «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел».
Прочитал залпом все три. Изредка уточнял непонятные места. Но я думаю, что непонятного там еще осталось много, просто в увлеченном чтении не мог оторваться для вопросов. Книги дали неожиданные плоды. В последний прекрасный сентябрьский день заехали в красивый монастырь погулять в тишине и умиротворении, поесть вкусных булочек. И вот гуляем, вдыхаем аромат яблоневых садов, и вдруг сын выдает тираду про «попов» в терминологии советских школьников послереволюционного времени. Я даже не запомнила, что именно. Настолько была изумлена. Поэтому побеседовали о разных взглядах на религию.
С удовольствием был перечитан «Портфель капитана Румба» Владислава Крапивина.
Шкипер Джордж со своими одесскими шуточками - любимый герой. Советую эту книгу всем мальчишкам (и некоторым девчонкам) с 8 до 12, это абсолютно приключенческая книга, в которой на главных героев не сваливаются постоянно моральные проблемы.
После тяжелых трудовых школьных будней требуется легкое чтение, потому нашли на полках до сих пор нечитанное: Саша Чёрный «Дневник фокса Микки» и две книги «Ябеды -корябеды». Хихикал над всеми тремя.
Также хихикал над «Тату и Пату. Пора обедать». Развлекательные книжки про этих двух сумасшедших изобретателей не сдают позиций.
Надолго залип на книге «Новые направления в науке». Читал ее частями. Откладывал, потом через несколько дней снова что-то читал.
В книге рассказывается о российских учёных, внёсших огромный вклад в мировую науку. На мой взгляд, название не соответствует содержанию. Я думала, она о современных новых направлениях, а в книге описываются новые направления для давно прошедших лет. И даже не столько сами направления, сколько люди, их развивавшие. Но сын сказал, что книга ему очень понравилась, и попросил купить остальную серию.
Периодически читал «Море и море фактов о нём» Михаила Нагайлика. Тоже что-то вроде миниэнциклопедии о море, основанной на сопоставлении разных фактов.
Очень занимательно написано, охватываются самые разные области знаний о море, красивые акварельные иллюстрации Анастасии Лунёвой. В одном мы с автором не сошлись - в количестве материков. Во всех наших учебниках их 6, а автор указывает 7, ссылаясь на то, что в мировом сообществе принято Европу и Азию считать разными материками.
Также отрывками читал «Подводную газету» Николая Сладкова.
Огромное количество самых разнообразных фактов о различных подводных обитателях, секреты рыбалки, рассказы аквалангистов. Книга тоже понравилась.
Перечитал читанную во втором классе «Денис-изобретатель» Геннадия Иванова. Автор - специалист по теории решения изобретательских задача (ТРИЗ).
На этот раз прочитал более осознанно, на даче ходил с карандашами, коробками, что-то мастерил. Книга учит использовать подручные средства, видеть неожиданные ходы для решения. Сказал, что в ней всё интересно, но еще не всё до конца понятно.
3.2 САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ - 2
Второй мой сын - нечитайка, но иногда мне удаётся подобрать ему книгу, которая заинтересовывает настолько, что готов читать и читать. Так случилось со следующими двумя историями:
Питер Браун «Дикий робот», «Спасение дикого робота».
Сказал, что ему очень понравились книги, с нетерпением ждёт выхода продолжения. Опять не надеясь на летний дневник, отмечу, что брат прочитал эти книги в июле, они ему тоже понравились, но больше с технической точки зрения.
Про остальные книги я уже рассказала, просто отмечу их в дневнике чтения:
Захар Сорокин «Поединок в снежной пустыне» - произвела впечатление тем, что всё это произошло зимой, в холод и сугробы.
Евгений Рудашевский «Жажда» и «Убежище», вместе с братом строили шалаши.
«Тату и Пату» - смешное чтение для расслабления после школы.
«Былины» - чтение по школьной программе.
Вот я и справилась с сентябрьским дневником, можно примерять скафандр )
Всем спасибо за внимание!
Лучший ответ