Про врачей, дающих жизнь
подросткам
Как-то так вышло, что прочитались одна за другой. Очень хотелось рассказать, долго думала, в формате ли сообщества. И решила, что - да, в формате. Потому что готова рекомендовать девчонкам-подросткам лет с 14-15, особенно тем, кто хочет стать врачом. У моей дочери была одноклассница, которая именно в этом возрасте чётко определилась с будущей специальностью: только врач-гинеколог. Сейчас учится в медицинском)
Героини этих книг, дагестанская девушка Айбала и русская Кира, при всей несхожести обстановки, которая их окружает, имеют много общего. Причем даже внешне: обе высокие и нескладные) Обе поначалу сильно не уверены в себе, боятся наделать ошибок, цена которых - жизнь, обе проходят непростой путь в профессии, обе разделяют судьбу, уготованную всем преданным своему делу врачам - "чужими радостями жить и горевать чужим горем".

Айбала живет в горном дагестанском ауле, практически оторванном от цивилизации. В нем даже электричества нет, зато удивительно сильны традиции и обычаи, лежащие в основе всей жизни аула. Традиции, которым следовали и сто, и двести лет назад. Никого не волнует, что уже середина 80-х. Место женщины - в доме, покинуть который она может только выйдя замуж (с согласия родителей). Нельзя находиться рядом с незнакомым мужчиной без родственников мужского пола; все передвижения за пределами дома - с согласия отца и т.д. Айбале ещё повезло: отец позволил ей закончить школу, большинство же женщин имеет только 2-3 класса образования. Мать Айбалы - повитуха, и уже несколько лет девушка сопровождает ее к роженицам, во-первых, потому что обладает способностью снимать боль, а во-вторых, мать готовит ее себе на смену. Но неожиданно происходит событие, изменившее всю жизнь смирившейся уже со своей судьбой девушки. Мать зовут к молодой беременной женщине, ей срочно требуется хирургическое вмешательство, и Айбале приходится сопровождать ее в город, где она оказывается в настоящей больнице, в настоящем гинекологическом отделении. Женщина умирает, а Айбала вдруг принимает решение остаться здесь, работать в больнице, помогать женщинам, а со временем выучиться на акушерку и вернуться в родной аул, чтобы больше не допускать подобных смертей. Ей придется преодолеть сопротивление семьи, уехать в другой район Дагестана, работать в больнице, куда привозят беременных из Припяти после Чернобыльской аварии, пережить сплетни и наговоры коллег, встретить замечательного человека, очень много давшего ей и в жизни, и в профессии, выучиться - и вернуться-таки в свой аул, осуществив свою мечту, добившись открытия там женской консультации. Удивительно трогательный и цельный образ смогла создать писательница. И огромное спасибо ей за счастливый финал, Айбала его заслужила))

Действие этой книги начинается на рубеже 50-60х. Кира Дёмина - студентка-отличница - в первый раз оказывается в родовом зале - и позорно сбегает, всем сердцем возненавидев гинекологию и акушерство. Она впервые сдает экзамен на тройку (тот самый, по гинекологии), даже делает попытку бросить институт. Но себя не обманешь. Упорно работая над ненавистным предметом, она на госэкзаменах показывает настолько блестящие результаты, что профессор готов оставить ее у себя на кафедре. Однако Кира уже всё решила: она будет практикующим акушером-гинекологом. По распределению девушка приезжает в город Дубравинск. На карте России такого города нет. Зато есть Тула, которая и стала прообразом этого несуществующего места. Возможно, книга откликнулась для меня еще и потому, что так узнаваемо в ней всё: улицы (пусть и под другим названием, например, Советская именуется Московской, а Первомайская - Весенней)), мутная речка Упа с заводом на противоположной от Кремля стороне, сам Центральный родильный дом с шикарным приемным покоем и душем в подвале)

И главная героиня Кира имеет прототип. Но об этом чуть ниже.
Кира набирается опыта под руководством замечательного человека, главврача родильного дома Варвары Закревской. Затем едет на несколько лет в районную больницу - и возвращается снова, чтобы уже не уходить никогда. Перед нами проходит множество случаев из практики Киры, разных: тяжелых, трагичных, и счастливых. Она принимает роды, оперирует женщин, спасает порой безнадежных, а бывает, и теряет - и это не дает покоя никогда, это всегда с нею ("У врача судьба такая: куда ни едешь, а тревоги с собой везешь. И радости тоже"). И радости - тоже, ни с чем не сравнимые, когда находишь возможность вытащить умирающую, когда возвращаешь к жизни ту, которую, кажется, уже не спасти, когда выхаживаешь нежизнеспособного младенца, когда родильница говорит: "Можно, я назову ребенка вашим именем?" Мы видим разных врачей: тех, для кого работа заменила семью; тех, кто отдает себя своему делу целиком; тех, кто ищет в работе только личную выгоду; карьеристов, готовых ради должности подсидеть коллегу. Кира, несмотря на выматывающую работу, счастливый человек: у нее есть семья - и у нее есть дело, вне которого она себя просто не мыслит.
Великолепная книга. Написанная просто, без словесных вывертов, так характерных для многих нынешних писателей, но так душевно, так трогательно, что слезы много раз подступали близко-близко.
А теперь о прототипах. Варвара Семеновна Закревская, наставница Киры в книге. Этот образ явно отсылает к Вере Сергеевне Гумилевской, первому главврачу тульского Центрального родильного дома, буквально легендарной личности, заложившей основы всего современного акушерства в Туле.

С 1926 года и до своей смерти в 1956 она возглавляла ЦРД. Половина туляков начала свой жизненный путь в этом здании. В том числе, мой отец, я, мой сын... Долгое время ЦРД носил имя Веры Сергеевны

А сейчас, когда в этом здании находится другое медицинское учреждение, имя Гумилевской присвоено Областному перинатальному центру

и еще небольшой улице

Прототип самой Киры Деминой - Августа Петровна Астапова, сменившая Гумилевскую на посту главврача ЦРД

Руководила она более 20 лет, затем была завотделением патологии беременных. В этой должности я ее застала в 1996 году, когда лежала на сохранении, попав туда с кровотечением на раннем сроке. Именно она первая меня осматривала)

Я помню, как ее уважали и побаивались и пациенты, и персонал.
И знаю, что благодаря ей в середине 60-х была открыта женская консультация, где впоследствии вели обе мои беременности

Здесь когда-то моей маме сказали про меня: "Ну детей у нее, скорее всего, не будет. Но давайте попробуем полечиться".
А потом, лёжа на сохранении в ЦРД, я услышала не предназначенный для меня разговор, когда мой лечащий врач сказала Августе Петровне: "Мне кажется, эта девочка не выносит". И Августа Петровна ответила: "Посмотрим". А девочка назло всем прогнозам выносила)))
Назло прогнозам и благодаря врачам, болеющими нашей болью и радующихся нашим радостям. Никогда не забуду счастливый голос доктора, после 12 выматывающих часов восклицающего: "Мальчик! Оля, мальчик!"
И как точны и трогательны последние строки повести Натальи Парыгиной: "Работай сегодня, а счастлив будь завтра..." Но разве работа и счастье живут врозь? Может быть, для кого-то и так. Но моё счастье на многие годы поселилось в этом старом доме, где вслед за тяжкими стонами рожениц раздается первый крик ребенка".
Лучший ответ