Комеди Франсез
Литературные путешествия
У меня уже несколько лет как была мечта - сходить в "Комеди Франсез" на пьесу Мольера. Этот репертуарный театр (во Франции большинство театров антрепризные) был основан указом Людовика XIV в 1680 году. Неофициальное его название - Дом Мольера.
Кажется, что мешало? А не так просто попасть в этот известный парижский театр! Билеты, по-видимому, раскупают в первые дни открытия сезона.
Этим сентябрём я поспешила - и чуть не опоздала! Взяла фактически последние места на декабрьский спектакль. Т.е. пьесу я уже не выбирала: Мольер - и то хорошо)
Смотрели мы в воскресенье Плутни Скапена/ Les fourberies de Scapin.
Это комедия в традиции дель арте. Сюжет незамысловат: двое юношей влюблены в неподходящих, с точки зрения их отцов, девушек; слуга и прохвост Скапен берётся устроить счастье молодых.
В премьерной постановке (1671) роль Скапена играл сам Мольер. Современники были строги: поэт Николя Буало называл эту драматургию постыдным шутовством. Однако при жизни автора спектакль дали восемнадцать раз. И в XXI веке тоже его играют: например, в "Сатириконе" Константина Райкина.
Я почему-то очень волновалась) Такое событие для меня!)
И сейчас расскажу вам мои впечатления и от старинного театра, и от французской публики, и от современной постановки.
***
Здание Комеди Франсез, конечно, красивое.
Величественные барельефы драматургов снаружи,


статуи и бюсты - внутри.







А вот привычных для русского зрителя фото артистов труппы или сцен из спектаклей на стенах нет.
Афиша на декабрь-январь. Мольер и Чехов. Одни и те же пьесы играют пару месяцев, затем - новый репертуар.

Во Франции память о воинах ПМВ сохраняется в каждой коммуне. А тут имена артистов, погибших за Францию.

Парадная лестница.



Кресло господина Мольера!
Именно в нём сидел великий драматург 17 февраля 1673 года - шёл спектакль "Мнимый больной", Мольер, исполнитель роли ипохондрика Аргана, почувствовал себя плохо, его унесли со сцены. Больше на неё он не вышел.

Вид из окна на площадь Колетт (писательница жила неподалёку).

Зал высокий, но не большой. Вместимость - 862 человек. Эффектно оформлен в красно-золотых тонах. И... как несуразно смотрелся абсолютно чёрный занавес. Не стала даже его фотографировать.

На балконе человек в кепке...
Потолок с люстрой. Канделябры.


Герб театра - пчелиный улей. Девиз на латыни Simul et singulis переводится как Быть вместе и оставаться собой.

***
Мы отнеслись по-русски к нашему походу в очаг французской культуры. Это значит, приоделись) Дочка - в платье (которое до этого ей приходилось надевать только на важных церемониях в России), я - в сапогах на выход)
Какого же было моё недоумение увидеть массово зрителей в джинсах-кроссовках. Иные ещё и с рюкзаками... К тому же оказалось, что не принято сдавать верхнюю одежду.
В русском театре дают три коротких звонка. Здесь дали два, а третий не отключили! Он истошно вопил (звук совсем не музыкальный!) несколько минут - уж чтоб все точно поняли, что скоро начало спектакля)
Антракта не было, хотя в пьесе он предусмотрен. Спектакль длился без остановки чуть более двух часов. Ну а как же не зайти в театральный буфет или прогуляться по фойе?)
В общем, театральная культура выше в России!
Но народ тут, надо отметить, дисциплинирован в плане телефонов! Я не видела попыток фотографировать во время спектакля - нельзя значит нельзя. Или просто чтобы где-то светился экран. В российских театрах у меня другой опыт)
Видео нарезку из спектакля и фото комедиантов можно увидеть на сайте театра. Исполнитель главной роли носит фамилию Моргенштерн)
Сама я сфотографировала артистов на поклоне.


Аплодисменты.

Я ожидала-хотела классической постановки: чтобы были красивые костюмы и декорации. Но всё оказалось не так.
Декорации самые скромные: какие-то доски, лестница и подъёмный кран.
В первой сцене Скапен был с голым торсом и в какой-то набедренной повязке. Потом её скинул, оголив филейную часть. В зале раздался возглас совсем маленького ребёнка! Так неожиданно для него это оказалось) Скапен что-то на себя натянул.
Актёры профессиональные - тут не могу критиковать)
И была разыграна очень необычная сцена с залом... Скапен по сюжету колотит палкой мешок, в котором сидит его недруг - отец непутёвого юнца. Я так и не поняла, был ли внутри артист или его вопли шли не из мешка... Дочка утверждает, что он был внутри. Вдруг Скапен вытаскивает мальчишку из первых рядов на сцену и предлагает ему ударить мешок. Он, не раздумывая и с огромным удовольствием, по нему лупит огромной дубиной. Тогда Скапен спрашивает, с кем тот пришёл на спектакль. С мамой и сестрой. И предлагает мальчишке представить, что внутри мешка его мама и ударить снова. Он замахнулся... не ударил. "Сестру" тоже не стал бить. Скапен ему: - А пожилого мужчину ты лупил.
Когда артисты вышли на поклон, битый Жеронт пригласил мальчонку тоже подняться на сцену. Он не пошёл.
***
После спектакля мы зашли в театральный магазинчик.
Там, разумеется, можно приобрести книги авторов, чьи работы идут на сцене Комеди Франсез.


Комиксы о жизни Мольера.


Зал Комеди Франсез нами уже узнаваем)

Можно приобрести футболку с цитатами или портретами классиков.


***
ПС. Театр был полон людей, у меня не получалось сделать кадры так, чтобы никто не попадал. Хотя я очень старалась)
Я нашла советский аудио спектакль "Плутни Скапена" с блестящим актёрским составом.