№ 3 Упражнения для развития речи у детей 2-х лет (Упражнения на четверг)
Развиваем мелкую моторикуДевочки, привет!
Сегодня вспомнила я про Монтессори- педагогику и про выделенные М. Монтессори сензитивные периоды в развитии детей.

Вот что она пишет в своих книгах: "...Сензитивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности, к способам эмоционального реагирования, поведения вообще, вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени. ....Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период. ...Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей или нет.
Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов. Но, по мнению М. Монтессори, любому взрослому необходимо:
- знать о существовании таких периодов в развитии ребенка;
- наблюдать, замечать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания того или иного сензитивного периода;
- предвидеть наступление следующего сенизитивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду (дидактический материал), чтобы ребенок возможность максимально развить свои навыки и способности.
Источник
Чем же характерен возраст 2-х лет для развития речи ребенка?
Возраст от 1,5 до 2,5 лет по мнению М. Монтессори характерен тем, что ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой. Как никогда более ребенок нуждается в том, чтобы ему как можно больше рассказывали историй, содержащих все богатство и разнообразие слов и грамматических конструкций родного языка; историй, являющихся образцами хорошего стиля и различных по жанру. Кроме этого до 2 - 2,5 лет идет лавинообразное пополнение детского словаря.
В возрасте 2.5 - 3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой. Его так называемая эгоцентрическая речь - прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последовательность или непоследовательность в его мыслях, ибо все то, о чем он в настоящий момент думает, сразу же проговаривается. Это не слишком длительный этап в речевом развитии: постепенно монологи становятся внутренними, и об особенностях мышления человека в дальнейшем можно будет судить лишь косвенным образом.
Следует подчеркнуть основную мысль Марии Монтессори, которую необходимо постоянно иметь в виду: если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сензитивного периода, то есть под принуждением (учиться читать, писать и проч.), то к результату они приходят позже или не приходят совсем.

Вывод прост, сейчас наши дети особо восприимчивы к правильному и красивому языку, поэтому наиболее логичным будет много читать.
Однако не все дети любят читать книги. Если сын у меня постоянно просит что-нибудь почитать, то дочка к книгам была равнодушна. Я перепробовала многое, делюсь тем, что оказалось действенным.
1. Долго промучившись, я наконец поняла, что стихи и сказки для ребенка нужно выбирать индивидуально. Я примерно знаю из каких слов состоит ее речь, о чем она говорит, какие образы для нее понятны, а какие нет. Я начала искать и читать именно те тексты, которые состоят из максимально понятных для нее слов. А чем больше непонятных слов и героев встречалось в тексте, тем быстрее угасал в ней интерес к тому, что я читаю.
Из стихов самыми простыми оказались стихи А. Барто - про мишку, который упал на пол, про головой кивает слон и т.д.
2. Чтобы заинтересовать оказалось, что читать нужно очень эмоционально, с переживанием, с повышением и понижением голоса. И читать нужно медленно, выделяя каждое слово.
3. Особый интерес вызывает, когда я читаю и тут же показываю на картинке пальцем о чем читаю. Вот, например: "Уронили мишку на пол...". Показываю сначала на мишку, потом на пол. "Оторвали мишке лапу" - Опять же на мишку и на лапу... А еще эффективнее получается, когда разыгрывается маленькая сценка под текст. Как мишку роняют, как он держится за лапку, она у него болит, потому что оторвали, потом как его поднимают и обнимают ( "все равно его не бросим, потому что он хороший")
Так мы мал по малу и приобщаемся к чтению.
По совету специалистов очень эффективно развивает речь чтение стишков-потешек, где простые фразы и они очень часто повторяются. Надо несколько раз прочитать с ребенком такой стишок, а потом читать его не договаривая, и прося его закончить.
Поэтому предлагаю на завтра Упражнение 1 читать с малышом стишки-потешки и стихи А. Барто (для самых маленьких) с договариванием.

Тексты я написала, если вдруг нет книжек под рукой. Вот ссылки, где можно еще посмотреть: А.Барто и Потешки на все случаи жизни
****
Кто тут будет куп-куп,
По водичке - хлюп-хлюп?
В ванну быстро - прыг, прыг,
В ванне ножкой - дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.
Куп-куп, хлю-хлю, прыг-прыг, дрыг-друг и будем стараться договаривать.
***
Идет коза рогатая
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет -
Забодает,
Забодает,
Забодает!
Крепко спит,
Храпит
Лежебока-кот.
Мыши лезут в рот.
-Тра- та- та,
Тра- та- та!
Не боимся кота!
Заплели коту усы
Плутни-мыши в две косы!
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
***
Большие ноги
Шагали по дороге:
ТОП, ТОП, ТОП!
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ!
***
МИШКА
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.
ЗАЙКА
Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
САМОЛЕТ
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
Примерное время занятий - не более 20 минут
Еще один плюс, что эти простые тексты легко запоминаются и могут быть использованы уже в повседневной жизни, когда купаемся, умываемся, кушаем. Можно даже переписать их на стикеры и приклеить к нужным местам ( в ванне, к шкафу с одеждой, на кухне).
Упражнение 2 - Монтессори занятие

Девочки, вот ссылка: Занятие с ватными шариками и пинцетом. Очень понравилась идея с разноцветными шариками и стаканчиками + еще пинцет потом используется. Но можно и обычную вату использовать для начала.
Примерное время занятий - 10 минут
Предлагаю также заняться завтра повторением наших физических упражнений, описанных в 1 и 2
Примерное время занятий - 15 минут
Итого время занятий - 45 минут\день
Очень жду Ваших комментариев и дополнений!