Урок 5. План счетов.
УрокиНа предыдущих уроках мы рассматривали шуточные примеры с проводками по шуточным примерам счетов.
Шутки шутками, однако принцип двойной записи, я думаю, мы поняли и в сущности баланса разобрались. Это самое главное - понять основной принцип. Теперь же пора перейти к тому Плану Счетов, с которым работают бухгалтеры всех организаций, кроме бюджетных и кредитных (то есть, банков). Так попрощаемся же со столь запомнившимися нам Василием и его валенками!!! Прощайте, валенки!

TA-DAMMMMM!!!!
Знакомьтесь,!
Просмотрите его. Как видите, здесь вместо счета "Валенки" мы увидим счет 41 "Товары", а вместо "Продавца" - окажется очень похожий счет 60 "Поставщики и подрядчики". Смысл и способ взаимодействия этих счетов не меняется. Поэтому поступление товара от поставщика мы оформим проводкой:
Д 41 К 60
Конечно, не все так легко и просто, будут свои нюансы с НДС, который придется выделить отдельно, но для нас сейчас главное - познакомиться с планом счетов и понять, как он вообще действует.
Здесь еще нужно немного теории.
На прошлом занятии мы уже говорили о том, что счета бывают активные, пассивные и активно-пассивные, в зависимости от того, какая группа финансовых показателей учитывается на этом счете. На активных учитываются активы, на пассивных -пассивы, на активно-пассивных - и то, и другое, как повезет.
Сегодня мы выясним, что счета также делятся на:
- синтетические
- аналитические
- субсчета
Синтетический счет объединяет и обобщает огромную группу показателей. Смотрим в План Счетов, в первой колонке таблицы все счета - синтетические.
Возьмем счет 10 "Материалы". Это синтетический счет, на котором учитываются в денежном эквиваленте все материалы, проходящие сквозь учет предприятия. Однако, материалы можно разделить на множество групп по их назначению, качествам и прочим показателям. Для такого разделения используются субсчета.
Опять же, смотрим в План Счетов. В третьей колонке таблицы по счету 10 выделены такие субсчета:
1. Сырье и материалы
2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали
3. Топливо
4. Тара и тарные материалы
5. Запасные части
6. Прочие материалы
7. Материалы, переданные в переработку на сторону
8. Строительные материалы
9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности
10. Специальная оснастка и специальная одежда на складе
11. Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации
Номер субсчета отделяется от номера счета точкой или обратным слэшем - т.е. 10.8 или 10/8 - Строительные материалы.
С этим, думаю, все понятно. Но в бухгалтерии нам нужно будет учесть не только суммы, но и количество материалов, в разрезе каждого отдельного материала, мы же не можем учитывать например, офисную бумагу и бензин общими суммами. Для этих целей ведется аналитический учет - то есть конкретный учет каждого показателя в разрезе его свойств.
То есть, например, оприходовали мы на склад от поставщика сотню пар белых тапочек, фирмы самсклэпэнд, на общую сумму 1000 руб.
В синтетическом учете мы сделаем проводку:
Д 41.1 К 60 1000 руб.
Параллельно мы непременно в аналитическом учете должны учесть, что это были именно белые тапочки в количестве 100 пар.
По каждому счету определяются различные разрезы аналитического учета, понятные по смыслу. Например, по счетам материальных ценностей это будут "Номенклатура" (т.е. какие именно ценности) и "Склады" - т.е. на каком складе мы храним наши несметные богатства.
По счету 51 "Расчетный счет" - сами расчетные счета, которых у предпрития может быть несколько, а учитывать обороты и остатки нужно по каждому отдельно.
Ранее аналитический учет был весьма трудоемким, необходимо было вести огромные ведомости, книги, карточки учета и прочая и прочая. С появлением бухгалтерских и складских программ эта задача существенно облегчилась, например, в 1С для целей аналитического учета создан такой объект как "субконто". Субконто - это и есть разрез аналитического учета. При проведении документов проводки и по счетам, и по субконто программа создает автоматически. Т.е., вы вводите накладную, забиваете табличную часть - а проводки по счетам и субконто программа формирует сама, и в дальнейшем самостоятельно хранит информацию о том, что и где у вас "лежит". Отчеты программа тоже формирует уже сама. Так что все не так уж страшно. Вместе с тем - вывод простой - современный бухгалтер обязательно должен осваивать бухгалтерские программы. Даже не счеты, а калькулятор уже прочно стал вчерашним днем.
Пока же наша задача - привыкнуть работать с основным Планом Счетов. На данном этапе мы будем привыкать к номерам счетов, субсчета пока можно не использовать, т.к. некоторые из них используются весьма специфически и этому будут посвящены отдельные темы.
Смысл двойной записи нам известен, проводки мы уже весьма творчески и осмысленно составляли на примерах из жизни, и даже составили на основании этих проводок балансы. Теперь будем дерзать с официальными счетами.
Ну во-первых, разберемся с самой первой проводкой, которую делает каждая организация при создании.
Что происходит при учреждении организации? Пишется Устав, составляются учредительные документы. Учредительный договор, в котором прописана сумма уставного фонда и долей учредителей, является основанием для формирования самых первых проводок.
Давайте откроем План Счетов и подумаем, как будет выглядеть эта проводка. Во-первых, этой проводкой мы должны утвердить уставный фонд предприятия (который является первичным капиталом, то есть самым первым источником средств для осуществления дальнейшей деятельности организации), а во-вторых - отразить задолженность учредителей перед организацией в размере их доли (т.к. в договоре они обязались внести эту сумму, но еще не внесли).
Конечно, это будут такие проводки:
Д 75 К 80 - сумма доли каждого учредителя.
Например: *
Д 75 К 80 5000 руб - Петров А. В.
Д 75 К 80 5000 руб - Васечкин Г. И.
Д 75 К 80 5000 руб - Третьелишнев О. О.
Теперь думаем, как отразить внесение взносов в УК (уставный капитал). От учредителя на счет актива, который поступил.
Например: *
Петров внес свою долю наличными, Васечкин перевел на расчетный счет, а Третьелишнев внес материалы на сумму 5 тысяч (с приложением документов, что эти материалы действительно стоят именно 5 т.)
Д 50 - К 75 - 5000 руб - Петров А. В.
Д 51 - К 75 - 5000 руб - Васечкин Г. И.
Д 10 - К 75 - 5000 руб - Третьелишнев О. О.
Что получится в результате, вы узнаете, выполнив домашнее задание :)
Домашнее задание:
1. Найти в интернете и распечатать План Счетов в удобном для работы компактном виде, подклеить к обложке конспекта изнутри, чтобы вы всегда могли видеть его перед глазами (это очень важно!) Если вы будете каждый раз лезть к монитору, чтобы посмотреть номер нужного счета - вам будет очень неудобно работать с конспектом. Нет принтера - попросите мужа, соседа, кого угодно, но распечатайте.
2. Составить в конспекте самолетики и баланс по проводкам, приведенным в тексте урока, которые отмечены * (то есть тем, которые касаются формирования и внесения УК). По 75 счету - отдельно по каждому учредителю. (Сорри, девочки, будем копать от забора и до обеда :)))
3. Выложить итоговый баланс в дневнике.