Книжные разговоры 21.09.2020.

Честно говоря, никогда не ставила так вопрос, что детское чтение для самообразования. Скорее для стихийного самообразования. Умение писать, формулировать мысли, грамотность, расширение словарного запаса - безусловно, это заслуга множества прочитанных мной книг. Но детское чтение прежде всего для развлечения и развития, но не целенаправленного. Я слышу, как дочка разговаривает в свои 6 лет, какие истории сочиняет, как получается у нее сформулировать мысли. Это здорово. Это обязательно поможет ей на гуманитарных предметах. Плюсом идет улучшение памяти, внимания, расширение кругозора, появление новых интересов, но стихийно. И умение работать с текстом тоже появляется в результате чтения разнообразной литературы. И главное, один раз приучил к хорошему чтению, и потом ни мотивировать не надо, ни заставлять. Главное, вовремя книги покупать и приносить из библиотеки))))
22.10.2020
Так его никто так и не ставил для себя, этот вопрос ))) Все просто читали да и все. Потому, услышав фразу о том что "образование берут", и возникла мысль проанализировать, а если связь с чтением )
22.10.2020
Ох, Марин! Наступила "на любимый, на мозоль"! Только я немного не о чтении, а об учебе, даже точнее о мотивации к активному получению знаний. Так получилось, что мои родители организовали мне такую мотивацию. Они за отличные оценки давали мне шоколадки и киндер-сюрпризы. А так как я их, конечно, любила, то вызывалась отвечать, где и когда только могла. А чтобы ответить, надо было учить. Вот такой вполне на вид прекрасный и безобидный путь. Только я это ненавидела. Но другого пути получить заветные киндеры у меня не было. Это были как раз 90-е. Тогда вообще особо ни у кого ничего не было... И я уже тогда знала, что ни за что такого своим детям не буду делать... Ну, по крайней мере ровно в таком же виде: киндер за 5 пятёрок в неделю, альтернативно небольшая шоколадка за 3 пятёрки, четвёрка - это минус одна пятёрка, тройка - минус три пятёрки, двойка - вообще сброс всего на эту неделе, но такого у меня и близко не было. И вот теперь, когда моя второклассница всеми правдами и неправдами пытается отвертеться от домашнего задания, я задумалась, а может, не так уж и плохо иметь такую мотивацию, только скорректировать надо с пониманием оценок по-другому. Вот думаю...
22.09.2020
Ох, Юль, тут конечно каждый сам выбирает, но это точно не мой путь. Да и не мотивация это. Совсем другое. Учить-то не интересно, интересно есть шоколад. Он и есть главная цель, а не учеба и не знания. Мотивация - это то, что делает привлекательным сам предмет, то есть учебу. Подмены обычно ничем хорошим не кончаются, потому что они и есть подмены.
22.09.2020
В этом я с тобой согласна, что это подмена понятий. Сама такое не люблю. Поэтому думаю, чем можно мотивировать, чтобы без этой подмены..
22.09.2020
Я как Быков ) Я ловлюсь сама и ловила дочь на "быть умным - это круто!" )
23.09.2020
Если это будет работать, то лучшего и не придумать!
23.09.2020
У нас работало )
23.09.2020
Здравствуйте! хорошая тема... Я читала в детстве много - все что попадалось. Но учится было мне тяжело, потому что всегда хотела делать только то, что интересно... Прочитанные книги несомненно оказали огромное влияние. Но со временем читать художественную литература я перестала, все какую-то специальную было интересно. Художественная литература даже раздражать стала. Речь моя обеднела, особенно учитывая, что живу в Германии. С появлением дочери потихоньку вернулась к тому, детскому еще режиму восприятия - он намного богаче. Дочь сама пока слушательница, но прослушанные книги очень на нее влияют - она берет оттуда друзей, поведенческие матрицы, философские вопросы, над которыми размышляет. Если бы мы с ней не читали - этого всего просто бы не было. И речь у нее богатая для своего возраста. Мой племянник не читал, хотя дома была библиотека. Речь у него была богатая - брал из семьи и телевизора. После 15 лет начал сам читать русскую классику. Я думаю, конечно мы сами все берем, но нужно иметь инструмент которым брать и его то и закладывают родители.
21.09.2020
Сейчас у меня с художественной литературой тоже непростые отношения )) Тоже часто раздражает. Многое не дочитываю. Но в детстве и юности это была огромная школа жизни, сформировавшая мировоззрение. Насчет инструмента при нынешних ммм... методах что ли... родительской подачи у меня периодически возникают сомнения и опасения, формируются ли нужные навыки...
21.09.2020
Родитель тоже ведь не может пыгнуть выше головы, то, чего у него нет - передать дальше не сможет. Если ценности чтения не осознает, не будет делать усилия, что бы прививать чтение. Но наше отношение к новому, к восприятию информации - от родителей и это же и есть навык обучаемости. И еще, мне нравится, как сформулировал Никита Михалков, на примере книги Анна Каренина (не дословно помню) - можно ведь не читать всю книгу, просто в двух словах узнать содержание, что полюбила молодого, потом не вышло, бросилась под поезд - но вся толщина книга, весь этот внутренний мир героев пройдет тогда мимо, а это и есть формирование информационного иммунитета.
21.09.2020
Интересная тема. Надо много думать, чтобы проследить ниточки). Вот если про себя... Я была читающим ребёнком. Потом стала специалистом, тоже много читающим. в силу гуманитарности своего образования (тогда ещё и маркситско-ленинского). Так вот, думаю, что чтение в детстве дало мне некоторое умение, которого бы не было в противном случае: видеть текст, вычленять суть и подробности, легко читать по диагонали, улавливая содержание, наверное, развило визуальную память, которая помогала готовиться к экзаменам, а позже - к процессам. Про Соню могу сказать вот что. Не знаю, помогает ли ей сейчас чтение брать образование, но брать определённого рода знания, которые её интересуют и легче учиться - это соверешенно точно помогает. Читая книгу, она всегда спрашивала нас о каких-то незнакомых или особо интересных ей вещах, позже стала сама бегать от книги к энциклопедиям или компу всё в этих же целях. И есть вещи, о которых она давно знает больше нас с мужем. Конечно, к специальному образованию это имеет весьма отдалённое отношение, но всё же. Учиться сейчас, то есть брать (закладывать в голову) предлагаемое им образование, чтение помогает несомненно. Она легко понимает и воспроизводит при необходимости текст, причём точно знает, что можно пропустить, а без чего обойтись нельзя. К примеру, уже в пять лет она буквально в десяти- пятнадцати предложениях пересказала своей крёстной книгу "Волшебник изумрудного города", которую та почему-то не читала (тоже читающее детство), и крёстная всё отлично поняла. Она легко делает рефераты, которые им задают в школе, потому что вот это самое прыгание "книга-энциклопедия-компьютер" дало ей умение (пусть самое начальное) искать нужную информацию и систематизировать её. Я уже не говорю про визуальную память и грамотность - это качество однозначно развивается у читающего ребёнка. А, ещё про умение анализировать текст забыла. Думаю, любое детское чтение вызывает обсуждение с родителями (на ранней стадии) . У нас это исходило прежде всего от ребёнка - ей всегда надо было поделиться прочитанным (до сих пор) - вот и первый опыт анализа. Надеюсь и всерьёз думаю, что чем больше дети будут читать интересную им литературу, тем больше Рэев Бредбери и Михайло Ломоносовых может получить общество...
21.09.2020
Здравствуй, Наташа! Рада твоему вдумчивому обстоятельному комментарию. И полностью с ним согласна. Именно навык видения текста, умения читать по диагонали мне кажется главным при "взятии" образования. Шелуха и вода сразу отсеиваются, протекают мимо, не отнимают времени, оставляя лишь важное и нужное. Поэтому меня сейчас так дико раздражает аудио и видеоинформация. У меня нет времени все смотреть и слушать, чтоб по окончании вызвериться, не найдя ничего нужного. С текстом проще и нагляднее. И именно Сонина модель чтения/обучения с прыганием )) живет в нашей семье. А Ломоносовых так хочется побольше )
21.09.2020
Марин, такая же ерунда с аудио- и видеоинформацией)). Абсолютно согласна, что с текстом проще. Да, и как-то чужие мысли в тексте не так навязчивы, какими кажутся в аудио и видео.
21.09.2020
Да! Про навязчивость - в точку! В тексте я могу просто отмести навязчивое детальное описание ненужного, сосредоточившись на искомом, важном.
22.09.2020
Наташа, я с тобой соглашусь. Я была примерно таким же ребенком и хотела бы, чтобы мои дети тоже выросли на основе активного чтения (во всяком случае один из них пока идёт по этому пути). Недавно как раз встретила в книге "Главная задача наших дней - это быстрая, точная, тонкая отбраковка информации". И мне кажется, читающий ребенок с этим справится лучше.
25.09.2020
Да, Оксан, и я так думаю.Да, и к тому же это такое увлекательное занятие!)))
25.09.2020
"Взятие" образования-сейчас больная мозоль. Взять его можно,когда база есть: в старшей школе,в студенчестве. Но,наверное,это немного я о другом. Нечитающие специалисты совсем ничего не читают? Или все же спец.литературу изучают? Я таких уважаю, думаю,что такое чтение полезнее художественной литературы. Но сама люблю именно художественную. Ну и существует определенный культурный код. Хотя в общем, можно быть не знакомым с этим кодом,зато отлично разбираться в сплавах металлов. Детское чтение ( т.к. у меня нет еще взрослых детей,то я могу судить не дальше начальной школы) не сильно на образование влияет. Наверное,учит работать с большими объемами информации, развивает внимание,память,эмпатию. Возможно, ребенок учится анализировать,если обсуждать с ним прочитанное.
21.09.2020
Про специалистов ответить не могу ) Я принадлежу к читающему поколению. Но если чтение учит всему перечисленному, то почему же не влияет? Причем учит между делом, без долбежки, давления, оценок и без отвращения, а на фоне интереса и удовольствия. По-моему это куда лучший способ )))
21.09.2020
Я встречала людей, которые очень многое взяли из фильмов. Я так не могу, мне сразу надо что-то еще делать))) эффективность просмотра у них, думаю, выше. Просто визуалы.
21.09.2020
Я тоже дома не могу спокойно смотреть)
21.09.2020
Есть исследования на тему того, что чтение помогает улучшить навыки обучения. Но интересно, что речь идет о чтении в удовольствие :) Что меня несказанно радует, конечно.
21.09.2020
Настя, думаю, что все мы будем тебе признательны, если ты в нескольких словах расскажешь об этом подробней )))
21.09.2020
Да вроде нечего особенно подробнее рассказывать. Я видела пару-тройку исследований на эту тему. Исследователи приходят к выводу, что чтение по собственному выбору помогает стать более академически успешным (не в разы, конечно:0 ). Объясняется это тем, что чтение расширяет словарный запас, улучшает навыки письменной речи, прокачивает навык понимания прочитанного и развивает критичность. В общем, все это логично и вряд ли кого удивит :) Интересно, что я об этом узнала из статей на тему, как помочь ребенку быть более успешным в школе. Среди очевидных советов был неочевидный по чтению.
21.09.2020
Ну как бы да, все понятно, очевидно, ничего нового, но в последнее время стали обычными возражения типа - вот у меня знакомый крутой специалист и никогда ничего не читал и не читает (и подтекстом - да идите вы лесом вместе со своим чтением)
21.09.2020
Исследования показывают общую тенденцию и исключения вполне имеют место быть. Тем более, что показана не радикальная разница в академических успехах. Кроме того, речь у оппонентов, наверно, идет о художественной литературе. И специалист художку действительно может не читать, а читать только то, что имеет отношение к его профессии. Уверена, сама по себе художка не может превратить посредственного врача в гениального или неважного учителя в превосходного. Она именно ребенку может помочь в школе, особенно в младшей, когда важно понимание прочитанного и беглость чтения. Но это совсем другая опера.
21.09.2020
Конечно, о художественной. И да - сама по себе художка не сделает посредственного врача гениальным, но она очень поможет ему лучше понимать пациентов, да и себя самого, что для профессионала важно. Так же и с учителем. У меня есть друг - философ. Так вот на все мои идиотские вопросы и ехидные подковырки он отвечает, что философия не дает ответов. Она ставит предельные вопросы бытия. И если человек начинает искать ответ, то этот поиск очень важен. И он говорит, что через философию он лучше понимает все - искусство, культуру, психологию, историю, литературу и даже архитектуру. И он прав. Я думаю, что с художкой работает что-то подобное.
21.09.2020
Пониманию людей художка способствует, я согласна. Но ее нужно прочитать много, чтобы добиться каких-то значительных результатов. Если есть цель лучше понять пациента, можно взять книгу по психологии для врачей или общую психологию, и получить нужное за небольшое промежуток времени. А твой знакомый - он философ по профессии? Что он делает?
21.09.2020
По профессии он архитектор-реставратор. Но философией занимается со студенчества, с 90-х, когда у нас в городе появился философский клуб. Он один из самых крутых его членов, жаль что уехал, но мы регулярно треплемся по скайпу, когда он требует общего созвона, потому что в очередной раз он "все понял" )) В последний раз он задвигал общую историческую теорию и это было очень круто! )) Второй гений - его обычный оппонент сказал - бросай все, пиши книгу.
21.09.2020
Интересно у вас :)
21.09.2020
Наверное, сначала "дают", а после уж, если хорошо "дали"и "берут". Р.S. Ломоносов - исключение)
21.09.2020
Ну да, если дали основы - начальное образование, то ребенок готов потом и брать )) И я не думаю, что Ломоносов исключение. В Москву он отправился уже грамотным человеком, читать и писать умеющим давно.
21.09.2020
Марина, добрый день! Я читала всегда много, но не считаю, что сильно уж образована и эрудирована. Пишу, правда, грамотно. Скорее всего, это потому, что память хорошая.
21.09.2020
Юля, рада видеть! Думаю, что чтение - это все равно солидная часть, если не образования, то общей культуры.
21.09.2020
Марина,доброго дня! Замечательный пост,спасибо!Я согласна с тем ,что чтение дает нам знания , образование ,кругозор .... (не обязательно детское ,а вообще чтение само по себе).Я могу добавить , с точки зрения человека ,работающего с детьми-билингвами. Всегда говорю,что без чтения книг ну просто невозможно учить язык или развивать речь.Ведь очень многие вещи мы не учим в школе ,или встречаем там редко,а откуда ребенок может это узнать? ТОлько из книг.Пример с моим ребенком.Все говорят,что он очень хорошо говорит по -русски.Справедливости ради ,скажу,что говорит он плохо...но на общем фоне,когда ребенок упоминает в разговоре слова : лукошко,а не корзинка, мадам или сеньора вместо женщина, кинематогроф с братьями Люмьер и т.д,то он производит впечатление ребенка,хорошо знающего родной язык.А все это откуда? Из книг....Читайте книги детям! Вот что мне хочется не просто говорить ,а кричать с трибуны знакомым родителям.А которым некогда ,приводите ко мне ! Я буду им читать! Всегда вспоминаю случай с моим преподавателем,который помогал готовиться к поступлению в ВУЗ( она стала моим научным руководителем потом), при изучениии вопросов по литературе ,Галина Михайловна спросила "Ну ,Кафку ты знаешь?", подразумевая,что так оно и есть...а откуда мне было знать в 11 классе о нем?Стыдно было сказать,что не знаю....Но до сих пор это помню,думая,что должна была знать! :))))
21.09.2020
Добрый день, Лена! Очень рада твоему эмоциональному комментарию, особенно дорог твой порыв - я буду читать! очень созвучно с моими порывами ) И конечно играет роль богатство речи, объем словарного запаса - у меня трехлетний мальчик говорил - ой, куда мой самолет угодил (под диван), у меня дома длюзей (друзей) достаточно и др. Его было так забавно слушать ) Ооо, Кафку я узнала лишь годам к 30 и ничего неудобного в этом не видела ))
21.09.2020
Очень согласна про детей-билингвов. При покупке книг всегда объясняю это мужу вкладом в развитие русского языка 😊. В быту развивается бытовая лексика, ничего сверхъестественного не обговаривается, а книги вытаскивают на свет Божий такие слова и ситуации, что происходит чудесный скачок в развитии языка. Не исключаю и общее развитие кругозора. У меня много знаний почерпнуто из книг. Муж у меня - хороший технический специалист, но не читает и не читал никогда, я порой удивляюсь, что он того и этого не знает, но в жизни он лучше меня разбирается в людях, ситуациях, всегда знает, как правильно поступить. Видимо, и без чтения книг смог развиться, но в то же время внутри меня что-то кричит о том, что читать детям нужно обязательно, что и сами они должны потом читать.
23.09.2020
Детское чтение связано с эрудицией. Чтение может подтолкнуть и разбудить интерес к чему-либо, что потом будет конкретно изучаться.
21.09.2020
Соглашусь, да, я так же отношусь. Плюс само привыкание к тексту, умение не просто с ним справляться, но и получать удовольствие.
21.09.2020
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
Книжные разговоры 07.09.2020 Книжные разговоры. Тема исследования про книги