Как РПЦ относится к ЭКО?

Лучший ответ

Я скромно считаю, по позиция церкви и позиция Бога, вещи абсолютно разные. Как вам ниже уже написали, для православной церкви, вы поставили себя на место Бога. То есть то, что вы считаете благословением, для церкви-грех. Думаю мы все будем нести ответ перед Богом и никто не будет перед Церковью, ибо в ней работают обычные люди, просто люди.
23.05.2018
Ох... Когда встречаешь такие мнения, понимаешь, что не всё потеряно в этом мире. Вы абсолютно правы, всё так и есть!
24.05.2018
Спасибо, обычно меня осуждают за такую точку зрения.
24.05.2018
Как Вы верно написали!
24.05.2018
Спасибо.
24.05.2018
Катя, насколько я помню, вы и аборты считаете приемлемыми... только все эти взгляды к Православию отношения не имеют... заповедь "Не убий!" не должна нарушаться...
24.05.2018
Ну мало ли, что лично я считаю. Я ещё и против брака, прикиньте. Я свои считалки не кому не проповедую и не называю их заповедями. Поступаю так как велит мне совесть и здравый смысл, а не как какой то мужчина в рясе мне сказал. И за свои грехи я отвечу сама и не перед церковью.
24.05.2018
я помню ваши взгляды... только автора поста интересует конкретный вопрос, а именно, отношение РПЦ к ЭКО...
24.05.2018
Ну я и ответила, как относится РПЦ.
24.05.2018
Спасибо.
25.05.2018
Просто скажи Господу - "Господи, если я совершила грех, прости! Спаси души детей моих нерожденных! И меня грешную помилуй" Потом конечно нужно подойти к батюшке, но не с вопросами, а на исповедь. Там все и расскажешь. Я пережила выкидыш на раннем сроке (3 недели), и до сих пор скорблю. И любая мать будет скорбеть. Не важно сколько дней малышу. Вот мы сделали тест и узнали, что беременны, какая это радость! Да, там еще только маленькие "клеточки", которые потом вырастут в большого человека. Но мы эти "клеточки" уже любим, почему? У них уже есть душа, конечно, ее мы и любим, ну не клеточки-же? И выкидыш, и замершая беременность и другие беды - трагедия для женщины. Это любовь, мы любим. И умирает человек - старый, маленький - не важно, мы его любим, и скорбим о нем. Да, конечно, нужно подойти к батюшке, но он тоже задаст тебе самой этот вопрос. Ты и сама можешь его себе задать - Я люблю эти клеточки, они мне дороги? Где сейчас эти души? Их ликвидировали - т.е. уничтожили, они маленькие такие, но они были живыми... Очень советую почитать Паисия Святогорца, есть и аудио-книги, там он рассказывает о детях, за которых не молятся родители.
25.05.2018
Большое спасибо за ответ!)
27.05.2018
Спаси Господи
27.05.2018
21 век на дворе, а как много темных людей, которым так промыли мозги, что они не способны отличить свет от тьмы, маскирующейся под свет((( А жаль... Тогда бы не было этих диванных дисскуссий ни о чем((( Как можно рассуждать о том, что правильно, а что нет основываясь только на своих "мнениях". Люди до 20 века тоже думали, что земля на трёх китах держится, всё край земли искали... Вы хоть представьте сколько веков они ДУМАЛИ... И что? Много истины в их думах, рассужлениях и предположениях было?! Ноль! Также как во всех нижепредставленных)))) От себя хочу добавить - ищите ответы не у священников и разных мыслителей, а у прямого Источника и все ответы Вам дадуться... И не будет нужно кому то верить или не верить, Вы будете просто знать... А эти игры в группы избранных - православных, буддистов, мусульман, иудеев... все это игры эго и ничего общего с истиной не имеют... Ни с Истиной, ни с Богом)
24.05.2018
Спасибо.
25.05.2018
Душа появляется в момент оплодотворения . В Инстаграмм есть несколько батюшек :о.Павел Островский ,о.Владислав Береговой ,о .Андрей из Хабаровска . Они ведут прямые эфиры с ответами на вопросы и отвечают на личные сообщения .Если хотите ,попробуйте написать кому нибудь из них ,характеры у батюшек разные ,кто то может вам подойдет и поможет прояснить ситуацию ,а то тут вам много чего напишут.
24.05.2018
Спасибо. Я тоже подумала об этой передаче.
25.05.2018
Владимир Головин в своих лекциях говорит так : лучше воздержаться от эко , если Господь не даёт ребёнка , но если уж решили , то подсаживать столько эмбрионов , сколько оплодотворились , т е заранее оплодотворять нужно 1-2-3, а это существенно снижает шансы эко , тогда вообще какой в нем смысл тогда ? Я сама задаю себе эти вопросы , поэтому на эко не решаюсь (
22.05.2018
Стоп, как это оплодотворить 1-2-3 ЯК, а как узнать какие оплодотворяться и доживут до 4-5 дня? Или как: стимуляция, 10-12 клеток созрело, пункция - забрали 1-3, остальные в унитаз. Не получилось получить морул и че, опять стимуляция, пункция ЯК. А это для организма прям, пипец, как легко и просто, а че? Зато священник в лекциях советует...
22.05.2018
Ну так поэтому многие православные и отказываются от эко , потому что не получается по -православному
22.05.2018
Дело в том, что все что я слышу об эко по тв, читаю от православных и околоправославных об эко, очень много вранья, и у меня возникает вопрос: или не знают или знают и осознанно врут в уши православным
22.05.2018
Православный человек должен задумываться о причинах всего, я сама столкнулась с бесплодием и придя в православие поняла его причины , эко мне не поможет . Сколько примеров множества эко и нулевой результат? Все в руках Бога ,а не врачей .
23.05.2018
Все верно, все в руках Господа и если дано родиться эко ребенку, то это воля Всевышнего, а не волшебство эмбриологов.
23.05.2018
а отвечать за нерожденных детей, которые могли бы родиться, но не родились в результате ЭКО, будет мать...
23.05.2018
Вы о ЗБ и выкидышах? Так и у неэкошниц тоже и выкидыши и ЗБ не редкость и не каждый ПА заканчивается родами, разве нет?
23.05.2018
я о тех эмбрионах, которые так и не добрались до тела женщины...
23.05.2018
Об утилизированных? Ну, если я не ошибаюсь, а могу ошибаться, то их или другим подсаживают или на научно-практические цели
23.05.2018
вот именно это и не одобряет РПЦ...
24.05.2018
Насколько я могу судить, последние годы "лишних" не столько и так часто, как это было лет 5-7-10 назад. Просто, на тех же форумах, редко кто "лишних" простаивает. Сейчас все же лучше стимуляцию подбирают и получают на выходе не более 5-7 морул, а это всего 2-3 переноса и 1-2-3 ребенка в лучшем случае.
24.05.2018
Вот я бы не хотела ,что бы моих детей на научно -практические цели отправили 😨
24.05.2018
А Ваши клетки или клетки мужа, а плоть и кровь свою не отправляете на анализы и исследования. А хирурги, не на людях учатся? Опять же эко в ЕЦ: одна клетка, один эмбрион, один перенос.
24.05.2018
Я не буду с вами дискутировать .
25.05.2018
а отец!? Почему всегда женщина отвечает за все?
01.06.2018
отец тоже...
01.06.2018
вот у нас странно все получается. Муж глава семьи, как Христос глава церкви. Жена мужа слушается. А отвечать женщина будет за ЭКО... При том что женщина пожертвовала своим здоровьем для ЭКО, пожертвовала своим телом для беременности, пожертвовала своим временем, сердцем для воспитания детей. Женщина распинается доказывая что ее дети имеют право на любовь Божию, так же как и она сама...
01.06.2018
я ж дополнила про мужа... вместе будут отвечать...
01.06.2018
а я к тому, что возможно глава семьи отвечать будет "больше", т.к. на нем ответственности больше.
01.06.2018
возможно...
01.06.2018
Жизнь (душа) зарождается в момент оплодотворения. Дальше думайте сами...
22.05.2018
Самая свежая информация по этому вопросу, насколько я понимаю, здесь: "Православие и проблемы биоэтики" под редакцией патриаршей комиссии. ссылка на сайт самой комиссии: тут
22.05.2018
Павел, спасибо, чуть пробежалась, ибо "свежак" по этой теме. И вот опять, нашла вранье. Хоть и написано, что врачи "помогали", но по тексту, ощущение, что терапевты, а не эмбриологи.
22.05.2018
Ну, кстати, если реально на эту тему мало хорошего готового материала, почему бы вам не написать пост/статью на эту тему. Может модераторы ее и в ФАК поместят.
23.05.2018
Павел, наш православный люд не готов воспринять правдивую информацию. Даже у нас в сообе я с этим столкнулась. У нас люди смотрят тв и что там вещают, то типа правда. Но пока мне еще не встретилось статьи или передачи, где бы встретились репродуктологи, эмбриологи, эко-мамы и священники. И чтобы были рассказаны все этапы правдиво. Или статьи, в том числе и с позиции РПЦ, где правда. А то во всех православных ресурсах гоняют по кругу инфу 10-15 летней давности, а наука на месте не стоит. Кроме того, женщин просто запугивают выдуманными ужасами. Многие эко-мамы даже не знают весь процесс эко, ды, че говорить, мамы, которые родили несколько детей, даже не знают правильные этапы родов: они считают, что родовая деятельность начинается с отхождения вод! И проблемы эти идут от врачей, наши врачи не считают нужным все объяснять пациентам, отсюда пациенты и черпают инфу с форумов. Так же и священники: эко - нет, нельзя, грех, эмбрионы гибнут, ЯК уничтожаются. А хоть один из них общался с репродуктологом? Нет, в лучшем случае с гинекологом. Или даже в той статье, что Вы дали: типа, можно ИИ. Но мужские клетки в этом случае получают путем мастурбации, а это ж грех. Или даже живет бездетная пара, страдает, а обследоваться не идут, духовник сказал, что мастурбация грех (это реальный случай в семье знакомого священника, не бла-бла). А ведь по СГ можно выявить множество проблем бесплодия, мужского бесплодия, которое очень часто встречается сейчас, очень. А ведь достаточно всего 3-6 месяцев таблетки попить и без эко все получается, а если запустить, то и ЭКО не поможет и жена уйдет. Кроме того, никогда не встречала от священников инфы о том, что можно сделать эко в ЕЦ, т.е. когда берут одну-две ЯК без стимуляции. И в этом случае никого морозить или уничтожать не надо. А вот как выше ссыль на 1-2-3 эмбриона, это не возможно в ЕЦ, 2-3 клетки - не возможно запрограммировать, это уже стимуляция. Т.е. получается, что авторитетный священник дает совет, но сам не до конца в теме.
23.05.2018
Главное, чтобы информация была, а дальше каждый сам решит пользоваться ей или нет. Если у "официальных источников" (коммиссий, уважаемых священников и т.п.) нет понимания о чем они говорят, то надо брать и делать самим, больше некому))
23.05.2018
у "официальных источников" (комиссий, уважаемых священников есть понимание, о чем они говорят... это грамотные и образованные люди, способные понять технологию процедуры ЭКО...
23.05.2018
Ну вот Мария, например, с этим не согласна. Она очень убедительно показывает разные интересные нюансы.
23.05.2018
у Марии все в кучу... а по сути - ничего... любое успешное ЭКО предполагает стимуляцию, созревают 10-12 (иногда больше) яйцеклеток, которые оплодотворяются... половина эмбрионов гибнут сразу, потому что вне тела женщины созданы неблагоприятные условия для их развития... из оставшихся 6-10 подсаживают 1-2 (кого выбрать решает мать и врач)... остальные замораживаются, как правило... подсаженные выживают не всегда в связи с отличающимися условиями от естественных... судьба замороженных тоже не всегда понятна... непонятно, сможет ли их потом родить женщина, при заморозке не все выживают... где душа замороженных эмбрионов, пока их не подсадили - тоже непонятно... при успешном рождении 1-2 детей должны погибнуть много других эмбрионов... не может РПЦ одобрить такие эксперименты....
23.05.2018
Я не специалист, но хотелось бы понятного изложения различных методов с понятным описанием рисков с точки зрения православного вероучения.
23.05.2018
Павел, согласна. Я бы тоже хотела увидеть материал, где репродуктолог все расскажет и священник поддержит или нет. Причем, больше всего, против эко выступают многодетные, типа, че это государство столько денег выкидывает, там же души гибнут. Можно подумать, что эко по ОМС ничего не стоит паре. Ага, не в России)))
23.05.2018
Мария, я против эко. Хотя я не многодетная. И причина не в выкидывании денег. Если Бог не дает ребенка, значит так нужно для человека/пары. Нужно смириться (яркий пример такого смирения Вика Цыганова и ее муж), но это не значит отказаться от лечения бесплодия. Для Бога нет ничего невозможного.
23.05.2018
Мне кажется, что не Вам решать: кому и что нужно. Каждый сам решает.
23.05.2018
Вы ошиблись... не я решаю, а Бог... и не всегда достижение цели любыми способами есть хорошо... Вы видимо невоцерковленный человек
24.05.2018
Вы написали "не нужно", разве - нет? Значит Вы за других решаете. Ваше рассуждение сравни: есть опухоль, буду в храм ходить, если Богу надо, то пройдет само. А можно пойти к врачу и удалить, вылечить и продолжать молиться. Если у Вас аппендицит, то Вы скорую станете вызывать или икону прикладывать? Ну, как же, раз Господь послал аппендицит, то так нужно, зачем его удалять, лучше помереть от перетанита. До маразма не доводите "волю". Я не крестилась, какое уж воцерковление))) Кумовья - священники, брат, а мы только на Пасху, яйца святить....
24.05.2018
Прочитайте мой комментарий еще раз. Не лечиться и смиряться - разные вещи. Ходите и лечите бесплодие. Но эко это не лечение!!!! Поэтому к перитониту оно никаким боком! Вы что умрете от того, что нет ребенка? Или отсутствие ребенка повлияет на ваше здоровье? Усыновите, в конце концов! В дет.домах детей много, а вот родителей для них мало. И как вы можете что-то понять о "Воле Божией" и вообще о христианстве рассуждать - что и как нужно рассказывать - если вы вообще к христианству отношения не имеете?
24.05.2018
Почему Вы решаете за других людей: лечите бесплодие, а как отсутствие труб вылечить, например, или ампутированную шейку, новые пришить? Почему Вы указываете другим: усыновите. Вы сами усыновили? Вы сами трубы или шейку наращивали? Если у Вас одним днем не станет Ваших детей, это сделает Вас счастливой? Ды, ладно. Вы не имеете никакого права указывать другим людям: усыновляйте, вам и без детей хорошо. И таких "православных", которые указюльки раздают и за других решают, из храма поганой метлой священники выгоняют. Нимб в зеркало еще не видите? Гордыню уймите)))
24.05.2018
Если человек не имеет любви, то он и не будет усыновлять. У меня долго второго ребенка не было и в моем случае многие уже делали бы эко. А я просто смирилась. Нет и нет. И чудо в моей жизни произошло. Господь подарил мне счастье. И я могу сказать, что это ребенок, данный Богом. И не путайте. Я никому не указываю! Я высказываю своем мнение, основанное на православии в православном, прошу заметить, сообществе. А человек сам выбирает, что ему делать. Хочет - пусть делает. Свободный выбор есть у каждого.
25.05.2018
Без труб и без шейки женщина не забеременеет. Это как ждать, что мужчина забеременеет.
25.05.2018
Значит у этой женщины путь не материнство!
25.05.2018
Почему Вы так решили? Есть достижение медицины - эко. Это как человек или умирает без почки или ему донорскую поставят. По Вашей логике, если нет почки, так твой путь помирать. Или Вы считаете, что женщина сама решила трубы удалить, так, поржать. А если это ошибка врачей? Не вариант? Получается, что врач решил, что материнство не ее путь? РПЦ не возражает против эко между супругами. Камень предкновения крио, донорство.
25.05.2018
РПЦ эко не одобряет! А запретить что-либо РПЦ в принципе не может :), т.к. каждому человеку дана свобода выбора... Если нет труб, шейки, даже если это вина врачей, все происходит по Воле Божией или по Его попущению. Он знает причину по которой не дает этой женщине стать матерью. А по вашей логике, если человек болен диабетом, но хочет есть сладкое в больших количествах, то надо ему разрешать и помогать в этом. Почему другим можно, а ему нельзя. Да и как вам объяснить что-то про Волю Божию, если вы не готовы отказаться от своеволия? Есть хороший анекдот на эту тему. Приходят невоцерковленные супруги венчаться. Женщина к священнику подходит, дает ему денег и говорит: "Там где вы должны говорить, что муж должен быть главой семьи, скажите, что жена должна быть главой семьи" и уходит. Муж случайно услышал это, подходит к священнику, дает ему денег и говорит "Где написано, что муж глава семьи, так и читайте". Идет венчание. Доходит священник до этих слов и думает: "И жена денег дала, и муж тоже, ни тому, ни тому отказать нельзя." и говорит "Живите, как хотите". Вот и для вас так же. "Живите, как хотите".
25.05.2018
Где конкретно рпц не одобряет эко? Еще РПЦ гордыню не одобряет и считает грехом.... как Вы этого не можете понять. И если Вы не знаете, то и с диабетиками, даже кто на инсулине, медицина продвинулась и они могут есть все, главное, правильно таблетки подобрать или контролировать сахар после каждого приема пищи и т.о. регулировать дозировку. И ешь - все.
25.05.2018
Мария, далее диалог продолжать не буду. Не вижу смысла.
26.05.2018
Ключевое слово - второго ребенка. Вы бы смирились, если бы вообще не было детей? И какими страданиями для Вас это все обернулось? Легко советовать бездетным, имея двоих детей
29.05.2018
Как было бы, я ответить не смогу, потому что уже дети есть. А страдания наши основываются на "я хочу, а мне не дали". Если хотите дарить любовь, кто мешает усыновить и дарить любовь? В принципе и эко можете делать, никто не запрещает. Если уж врачи могут сотворить "такое чудо", то уж Богу точно возможно. Вопрос только в вашей вере Ему. Примеры есть в Библии и много. Я не говорю, что смириться с бездетностью легко, но для православного человека есть молитва и вера Богу, и примеры. Если человек ищет ответ с духовной точки зрения это одно, а с мирской другое. Православное сообщество выражает первую точку зрения. Сообщество ЭКО выражает вторую точку зрения. И каждый человек выбирает для себя то, что ему ближе, с чем душа его согласна
30.05.2018
Мария, это не указание, а просто отличное от вашего мнение... это мнение, основанное на вере... вера в Бога, смирение и любовь помогают многим бесплодным парам преодолеть трудности... «... если человек определил главное в своем отношении к Богу, если понял, что Он для него есть Любовь, тогда этот человек сможет принять всякую скорбь из Его руки, в том числе и бездетность. Как некий крест, как некое осуществление себя иным способом, иным путем, нахождение излияния своей супружеской любви на что-то иное или на кого-то другого. Например, можно взять на воспитание ребенка. Если женщина не может родить сама, она может спасти того, у кого нет родителей, и забыть о своей бесплодности. Забыть, прижимая этого ребенка к своей груди, даря ему тепло и ласку, но не присваивая его себе. Усыновление - это не просто выход для бездетной семьи, это ее счастье и христианская обязанность. Детей, нуждающихся в заботе, можно любить, даже если их не дали тебе в руки. Их можно посещать в детских домах, в сиротских приютах и дарить свою нежность, внимание, время. Наверное, Господь стремится сделать так, чтобы родители, у которых нет детей, и дети, у которых нет родителей, нашли друг друга».(Протоиерей Алексий Уминский)
25.05.2018
Наталия, а Вы усыновили кого-то? Или опять со слов знакомых? Многие священники отговаривают от усыновления своих духовных чад, ибо ребенок из детдома - "троянский конь", масса примеров и среди публичных людей. У моей близкой подруги много детей и несколько лет она выносила мужу мозг, чтобы усыновить ребенка из ДД, однако, их духовник, очень авторитетный и известный в Москве иеромонах, никогда не давал им благословение на это, всегда отговаривал.
25.05.2018
планируем взять на воспитание ребенка... моей племяннице 8 лет, она приемный ребенок у брата, замечательный и всеми любимый... духовник смотрит на семью и видит, по силам ли этой семье взять ребенка... если бы своих детей не было - усыновляла бы давно... наверняка у вас есть знакомые, где и кровные дети вырастают с пороками...
25.05.2018
Нет, у меня среди знакомых нет маньяков и убийц, наркоманов. Слава Богу, не сложилось. Вот семьи с усыновленными есть, НО знаю, сколько сил и средств они потратили, чтобы найти хорошего ребенка, проверенного, так сказать. Я не смогла бы воспитать приемного ребенка, не смогла и лукавить не хочу на этот счет
25.05.2018
Отсутствие ребенка очень влияет на здоровье. Нервы знаете, психика...
29.05.2018
Это не отсутствие ребенка так влияет, а отсутствие смирения и желание, чтобы все было так, как я хочу. А подготовка к эко на здоровье влияет тоже сильно.
30.05.2018
причем здесь многодетность и деньги?...
23.05.2018
Не знаю, но почему-то многодетных бесят экошницы, такая тенденция появилась
23.05.2018
вы ошибаетесь... в группе многодетных есть мамы, родившие с помощью ЭКО... потом, не бесят, конечно... это просто дискуссия...
24.05.2018
Я же не говорю, что ВСЕ многодетные против. Но очень часто слышу многодетные против, что им лучше бы эти деньги отдали
24.05.2018
сколько общаюсь в сообществе многодетных, никогда подобного предложения не встречала... у многих ошибочное представление, что многодетным нечего есть и на на что одевать детей... это не так...
24.05.2018
Тв не смотрите? Есть многодетные, которые живут на пособия
24.05.2018
Вот опять вранье вижу, уж извините. Но последние года 3 крио-эмбрионы отлично переносят разморозку, просто, отлично, т.е. 99,9 процентов. Какой процент гибели при разморозки 99,9? 50? Далее, откуда у Вас такие данные, что любое успешное эко подразумевает стимуляцию? Откуда? А эко в ЕЦ, где стимуляция? Аууу, не вижу стимуляции, покажите где она?
23.05.2018
у вас ЭКО в естественном цикле?... моя близкая родственница недавно делала ЭКО по квоте, я в курсе подробностей...
23.05.2018
Нет, у меня не эко в ЕЦ. А у Вас дети от разных мужей? Если Ваша родственница делала эко, это не значит, что Вы все знаете об этапах эко. Вернее, Вы знаете мало. Эко уже несколько лет не по квоте делают!
23.05.2018
мои дети от одного мужа... Постановление Правительства РФ №1074 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи» позволяет сделать ЭКО за счет государственных средств по полису обязательного страхования. Бесплатное ЭКО можно получить по квоте. В 2018 году квоты были увеличены, поэтому и шанс сделать ЭКО по ОМС тоже увеличился.
24.05.2018
Вот именно, что по ОМС, а не по квоте. Раньше квоты были
24.05.2018
Мамина знакомая в 54 года. Подсадили замороженный эмбрион. Она выносила и родила мальчика зимой. Дальше про них ничего не знаю. Детей не было.
24.05.2018
ЗдОрово, утешение к старости
24.05.2018
Спасибо за ссылку. Почитаю.
25.05.2018
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви XII. Проблемы биоэтики XII.1. Бурное развитие биомедицинских технологий, активно вторгающихся в жизнь современного человека от рождения до смерти, а также невозможность получить ответ на возникающие при этом нравственные проблемы в рамках традиционной медицинской этики - вызывают серьезную озабоченность общества. Попытки людей поставить себя на место Бога, по своему произволу изменяя и «улучшая» Его творение, могут принести человечеству новые тяготы и страдания. Развитие биомедицинских технологий значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их бесконтрольного применения, что не может не вызывать у Церкви глубокой пастырской озабоченности. Формулируя свое отношение к широко обсуждаемым в современном мире проблемам биоэтики, в первую очередь к тем из них, которые связаны с непосредственным воздействием на человека, Церковь исходит из основанных на Божественном Откровении представлений о жизни как бесценном даре Божием, о неотъемлемой свободе и богоподобном достоинстве человеческой личности, призванной «к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп.3:14), к достижению совершенства Небесного Отца (Мф.5:48) и к обожению, то есть причастию Божеского естества (2Пет.1:4). XII.2. С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно. Псалмопевец описывает развитие плода в материнской утробе как творческий акт Бога: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои» (Пс.138:13, 15-16). О том же свидетельствует Иов в словах, обращенных к Богу: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом… Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой… Ты вывел меня из чрева»(Иов.10:8-12, 18). «Я образовал тебя во чреве… и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер.1:5-6), - сказал Господь пророку Иеремии. «Не убивай ребенка, причиняя выкидыш», - это повеление помещено среди важнейших заповедей Божиих в «Учении двенадцати апостолов», одном из древнейших памятников христианской письменности. «Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца и даст ответ перед Богом. Ибо… зародыш во утробе есть живое существо, о коем печется Господь», - писал апологет II века Афинагор. «Тот, кто будет человеком, уже человек», - утверждал Тертуллиан на рубеже II и III веков. «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства… Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы», - сказано во 2-м и 8-м правилах святителя Василия Великого, включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91 правилом VI Вселенского Собора. При этом святой Василий уточняет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: «У нас нет различения плода образовавшегося и еще необразованного». Святитель Иоанн Златоуст называл делающих аборт «худшими, нежели убийцы». Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации. Верность библейскому и святоотеческому учению о святости и бесценности человеческой жизни от самых ее истоков несовместима с признанием «свободы выбора» женщины в распоряжении судьбой плода. Помимо этого, аборт представляет собой серьезную угрозу физическому и душевному здоровью матери. Церковь также неизменно почитает своим долгом выступать в защиту наиболее уязвимых и зависимых человеческих существ, коими являются нерожденные дети. Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта. Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимии с последующим участием в спасительных Таинствах. В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь. Борьба с абортами, на которые женщины подчас идут вследствие крайней материальной нужды и беспомощности, требует от Церкви и общества выработки действенных мер по защите материнства, а также предоставления условий для усыновления детей, которых мать почему-либо не может самостоятельно воспитывать. Ответственность за грех убийства нерожденного ребенка, наряду с матерью, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта. Если аборт совершен женой без согласия мужа, это может быть основанием для расторжения брака (см. X.3). Грех ложится и на душу врача, производящего аборт. Церковь призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести. Нельзя признать нормальным положение, когда юридическая ответственность врача за смерть матери несопоставимо более высока, чем ответственность за погубление плода, что провоцирует медиков, а через них и пациентов на совершение аборта. Врач должен проявлять максимальную ответственность за постановку диагноза, могущего подтолкнуть женщину к прерыванию беременности; при этом верующий медик должен тщательно сопоставлять медицинские показания и веления христианской совести. XII.3. Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом. Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим»(1Кор.7:5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф.19:11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи. Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к… отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни». XII.4. Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. Под угрозой оказываются и отношения между людьми, издревле лежащие в основании общества. С развитием упомянутых технологий связано также распространение идеологии так называемых репродуктивных прав, пропагандируемой ныне на национальном и международном уровнях. Данная система взглядов предполагает приоритет половой и социальной реализации личности над заботой о будущем ребенка, о духовном и физическом здоровье общества, о его нравственной устойчивости. В мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями. В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений. Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейсяся между матерью и младенцем уже во время беременности. «Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2). Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности. XII.5. Значительную часть общего числа недугов человека составляют наследственные заболевания. Развитие медико-генетических методов диагностики и лечения может способствовать предотвращению таких болезней и облегчению страданий многих людей. Однако важно помнить, что генетические нарушения нередко становятся следствием забвения нравственных начал, итогом порочного образа жизни, в результате коего страдают и потомки. Греховная поврежденность человеческой природы побеждается духовным усилием; если же из поколения в поколение порок властвует в жизни потомства с нарастающей силой, сбываются слова Священного Писания: «Ужасен конец неправедного рода» (Прем.3:19). И наоборот: «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится» (Пс.111:1-2). Таким образом, исследования в области генетики лишь подтверждают духовные закономерности, много веков назад открытые человечеству в слове Божием. Привлекая внимание людей к нравственным причинам недугов, Церковь вместе с тем приветствует усилия медиков, направленные на врачевание наследственных болезней. Однако, целью генетического вмешательства не должно быть искусственное «усовершенствование» человеческого рода и вторжение в Божий план о человеке. Поэтому генная терапия может осуществляться только с согласия пациента или его законных представителей и исключительно по медицинским показаниям. Генная терапия половых клеток является крайне опасной, ибо связана с изменением генома (совокупности наследственных особенностей) в ряду поколений, что может повлечь непредсказуемые последствия в виде новых мутаций и дестабилизации равновесия между человеческим сообществом и окружающей средой. Успехи в расшифровке генетического кода создают реальные предпосылки для широкого генетического тестирования с целью выявления информации о природной уникальности каждого человека, а также его предрасположенности к определенным заболеваниям. Создание «генетического паспорта» при разумном использовании полученных сведений помогло бы своевременно корректировать развитие возможных для конкретного человека заболеваний. Однако имеется реальная опасность злоупотребления генетическими сведениями, при котором они могут послужить различным формам дискриминации. Кроме того, обладание информацией о наследственной предрасположенности к тяжким заболеваниям может стать непосильным душевным грузом. Поэтому генетическая идентификация и генетическое тестирование могут осуществляться лишь на основе уважения свободы личности. Двойственный характер имеют также методы пренатальной (дородовой) диагностики, позволяющие определить наследственный недуг на ранних стадиях внутриутробного развития. Некоторые из этих методов могут представлять угрозу для жизни и целостности тестируемого эмбриона или плода. Выявление неизлечимого или трудноизлечимого генетического заболевания нередко становится побуждением к прерыванию зародившейся жизни; известны случаи, когда на родителей оказывалось соответствующее давление. Пренатальная диагностика может считаться нравственно оправданной, если она нацелена на лечение выявленных недугов на возможно ранних стадиях, а также на подготовку родителей к особому попечению о больном ребенке. Правом на жизнь, любовь и заботу обладает каждый человек, независимо от наличия у него тех или иных заболеваний. Согласно Священному Писанию, Сам Бог является «заступником немощных» (Иуд.9:11). Апостол Павел учит «поддерживать слабых»(Деян.20:35:1Сол.5:14); уподобляя Церковь человеческому телу, он указывает, что «члены… которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее», а менее совершенные нуждаются в«большем попечении» (1Кор.12:22, 24). Совершенно недопустимо применение методов пренатальной диагностики с целью выбора желательного для родителей пола будущего ребенка. XII.6. Осуществленное учеными клонирование (получение генетических копий) животных ставит вопрос о допустимости и возможных последствиях клонирования человека. Реализация этой идеи, встречающей протест со стороны множества людей во всем мире, способна стать разрушительной для общества. Клонирование в еще большей степени, чем иные репродуктивные технологии, открывает возможность манипуляции с генетической составляющей личности и способствует ее дальнейшему обесцениванию. Человек не вправе претендовать на роль творца себе подобных существ или подбирать для них генетические прототипы, определяя их личностные характеристики по своему усмотрению. Замысел клонирования является несомненным вызовом самой природе человека, заложенному в нем образу Божию, неотъемлемой частью которого являются свобода и уникальность личности. «Тиражирование» людей с заданными параметрами может представляться желательным лишь для приверженцев тоталитарных идеологий. Клонирование человека способно извратить естественные основы деторождения, кровного родства, материнства и отцовства. Ребенок может стать сестрой своей матери, братом отца или дочерью деда. Крайне опасными являются и психологические последствия клонирования. Человек, появившийся на свет в результате такой процедуры, может ощущать себя не самостоятельной личностью, а всего лишь «копией» кого-то из живущих или ранее живших людей. Необходимо также учитывать, что «побочными результатами» экспериментов с клонированием человека неизбежно стали бы многочисленные несостоявшиеся жизни и, вероятнее всего, рождение большого количества нежизнеспособного потомства. Вместе с тем, клонирование изолированных клеток и тканей организма не является посягательством на достоинство личности и в ряде случаев оказывается полезным в биологической и медицинской практике. XII.7. Современная трансплантология (теория и практика пересадки органов и тканей) позволяет оказать действенную помощь многим больным, которые прежде были бы обречены на неизбежную смерть или тяжелую инвалидность. Вместе с тем развитие данной области медицины, увеличивая потребность в необходимых органах, порождает определенные нравственные проблемы и может представлять опасность для общества. Так, недобросовестная пропаганда донорства и коммерциализация трансплантационной деятельности создают предпосылки для торговли частями человеческого тела, угрожая жизни и здоровью людей. Церковь считает, что органы человека не могут рассматриваться как объект купли и продажи. Пересадка органов от живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека. В этом случае согласие на эксплантацию (изъятие органа) становится проявлением любви и сострадания. Однако потенциальный донор должен быть полностью информирован о возможных последствиях эксплантации органа для его здоровья. Морально недопустима эксплантация, прямо угрожающая жизни донора. Наиболее распространенной является практика изъятия органов у только что скончавшихся людей. В таких случаях должна быть исключена неясность в определении момента смерти. Неприемлемо сокращение жизни одного человека, в том числе через отказ от жизнеподдерживающих процедур, с целью продления жизни другого. На основании Божественного Откровения Церковь исповедует веру в телесное воскресение умерших (Ис.26:19; Рим.8:11:1Кор.15:42-44, 52-54; Флп.3:21). В обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека. Однако посмертное донорство органов и тканей может стать проявлением любви, простирающейся и по ту сторону смерти. Такого рода дарение или завещание не может считаться обязанностью человека. Поэтому добровольное прижизненное согласие донора является условием правомерности и нравственной приемлемости эксплантации. В случае, если волеизъявление потенциального донора неизвестно врачам, они должны выяснить волю умирающего или умершего человека, обратившись при необходимости к его родственникам. Так называемую презумпцию согласия потенциального донора на изъятие органов и тканей его тела, закрепленную в законодательстве ряда стран, Церковь считает недопустимым нарушением свободы человека. Донорские органы и ткани усвояются воспринимающему их человеку (реципиенту), включаясь в сферу его личностного душевно-телесного единства. Поэтому ни при каких обстоятельствах не может быть нравственно оправдана такая трансплантация, которая способна повлечь за собой угрозу для идентичности реципиента, затрагивая его уникальность как личности и как представителя рода. Об этом условии особенно важно помнить при решении вопросов, связанных с пересадкой тканей и органов животного происхождения. Безусловно недопустимым Церковь считает употребление методов так называемой фетальной терапии, в основе которой лежат изъятие и использование тканей и органов человеческих зародышей, абортированных на разных стадиях развития, для попыток лечения различных заболеваний и «омоложения» организма. Осуждая аборт как смертный грех, Церковь не может найти ему оправдания и в том случае, если от уничтожения зачатой человеческой жизни некто, возможно, будет получать пользу для здоровья. Неизбежно способствуя еще более широкому распространению и коммерциализации абортов, такая практика (даже если ее эффективность, в настоящее время гипотетическая, была бы научно доказана) являет пример вопиющей безнравственности и носит преступный характер. ХII.8. Практика изъятия человеческих органов, пригодных для трансплантации, а также развитие реанимации порождают проблему правильной констатации момента смерти. Ранее критерием ее наступления считалась необратимая остановка дыхания и кровообращения. Однако благодаря совершенствованию реанимационных технологий эти жизненно важные функции могут искусственно поддерживаться в течение длительного времени. Акт смерти превращается таким образом в процесс умирания, зависимый от решения врача, что налагает на современную медицину качественно новую ответственность. В Священном Писании смерть представляется как разлучение души от тела (Пс.145:4; Лк.12:20). Таким образом, можно говорить о продолжении жизни до тех пор, пока осуществляется деятельность организма как целого. Продление жизни искусственными средствами, при котором фактически действуют лишь отдельные органы, не может рассматриваться как обязательная и во всех случаях желательная задача медицины. Оттягивание смертного часа порой только продлевает мучения больного, лишая человека права на достойную, «непостыдную и мирную» кончину, которую православные христиане испрашивают у Господа за богослужением. Когда активная терапия становится невозможной, ее место должна занять паллиативная помощь (обезболивание, уход, социальная и психологическая поддержка), а также пастырское попечение. Все это имеет целью обеспечить подлинно человеческое завершение жизни, согретое милосердием и любовью. Православное понимание непостыдной кончины включает подготовку к смертному исходу, который рассматривается как духовно значимый этап жизни человека. Больной, окруженный христианской заботой, в последние дни земного бытия способен пережить благодатное изменение, связанное с новым осмыслением пройденного пути и покаянным предстоянием перед вечностью. А для родственников умирающего и медицинских работников терпеливый уход за больным становится возможностью служения Самому Господу, по слову Спасителя: «Так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:40). Сокрытие от пациента информации о тяжелом состоянии под предлогом сохранения его душевного комфорта нередко лишает умирающего возможности сознательного приуготовления к кончине и духовного утешения, обретаемого через участие в Таинствах Церкви, а также омрачает недоверием его отношения с близкими и врачами. Предсмертные физические страдания не всегда эффективно устраняются применением обезболивающих средств. Зная это, Церковь в таких случаях обращает к Богу молитву: «Разреши раба Твоего нестерпимыя сея болезни и содержащия его горькия немощи и упокой его, идеже праведных Дуси» (Требник. Молитва о долгостраждущем). Один Господь является Владыкой жизни и смерти (1Цар.2:6). «В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов.12:10). Поэтому Церковь, оставаясь верной соблюдению заповеди Божией «не убивай» (Исх.20:13), не может признать нравственно приемлемыми распространенные ныне в светском обществе попытки легализации так называемой эвтаназии, то есть намеренного умерщвления безнадежно больных (в том числе по их желанию). Просьба больного об ускорении смерти подчас обусловлена состоянием депрессии, лишающим его возможности правильно оценивать свое положение. Признание законности эвтаназии привело бы к умалению достоинства и извращению профессионального долга врача, призванного к сохранению, а не к пресечению жизни. «Право на смерть» легко может обернуться угрозой для жизни пациентов, на лечение которых недостает денежных средств. Таким образом, эвтаназия является формой убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент. В последнем случае к эвтаназии применимы соответствующие канонические правила, согласно которым намеренное самоубийство, как и оказание помощи в его совершении, расцениваются как тяжкий грех. Умышленный самоубийца, который «соделал сие от обиды человеческой или по иному какому случаю от малодушия», не удостаивается христианского погребения и литургического поминовения (Тимофея Алекс. прав. 14). Если самоубийца бессознательно лишил себя жизни «вне ума», то есть в припадке душевной болезни, церковная молитва о нем дозволяется по исследовании дела правящим архиереем. Вместе с тем необходимо помнить, что вину самоубийцы нередко разделяют окружающие его люди, оказавшиеся неспособными к действенному состраданию и проявлению милосердия. Вместе с апостолом Павлом Церковь призывает: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6:2). ХII.9. Священное Писание и учение Церкви недвусмысленно осуждают гомосексуальные половые связи, усматривая в них порочное искажение богозданной природы человека. «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость» (Лев.20:13). Библия повествует о тяжком наказании, которому Бог подверг жителей Содома (Быт.19:1-29), по толкованию святых отцов, именно за грех мужеложства. Апостол Павел, характеризуя нравственное состояние языческого мира, называет гомосексуальные отношения в числе наиболее «постыдных страстей» и «непотребств», оскверняющих человеческое тело: «Женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим.1:26-27). «Не обманывайтесь… ни малакии, ни мужеложники… Царства Божия не наследуют», - писал апостол жителям развращенного Коринфа (1Кор.6:9-10). Святоотеческое предание столь же ясно и определенно осуждает любые проявления гомосексуализма. «Учение двенадцати апостолов», творения святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Нисского, блаженного Августина, каноны святого Иоанна Постника выражают неизменное учение Церкви: гомосексуальные связи греховны и подлежат осуждению. Вовлеченные в них люди не имеют права состоять в церковном клире (Василия Вел. пр. 7, Григория Нис. пр. 4, Иоанна Постн. пр. 30). Обращаясь к запятнавшим себя грехом содомии, преподобный Максим Грек взывал: «Познайте себя, окаянные, какому скверному наслаждению вы предались!.. Постарайтесь скорее отстать от этого сквернейшего вашего и смраднейшего наслаждения, возненавидеть его, а кто утверждает, что оно невинно, того предайте вечной анафеме, как противника Евангелия Христа Спасителя и развращающего учение оного. Очистите себя искренним покаянием, теплыми слезами и посильною милостынею и чистою молитвою… Возненавидьте от всей души вашей это нечестие, чтобы не быть вам сынами проклятия и вечной пагубы». Дискуссии о положении так называемых сексуальных меньшинств в современном обществе клонятся к признанию гомосексуализма не половым извращением, но лишь одной из «сексуальных ориентаций», имеющих равное право на публичное проявление и уважение. Утверждается также, что гомосексуальное влечение обусловлено индивидуальной природной предрасположенностью. Православная Церковь исходит из неизменного убеждения, что богоустановленный брачный союз мужчины и женщины не может быть сопоставлен с извращенными проявлениями сексуальности. Она считает гомосексуализм греховным повреждением человеческой природы, которое преодолевается в духовном усилии, ведущем к исцелению и личностному возрастанию человека. Гомосексуальные устремления, как и другие страсти, терзающие падшего человека, врачуются Таинствами, молитвой, постом, покаянием, чтением Священного Писания и святоотеческих творений, а также христианским общением с верующими людьми, готовыми оказать духовную поддержку. Относясь с пастырской ответственностью к людям, имеющим гомосексуальные наклонности, Церковь в то же время решительно противостоит попыткам представить греховную тенденцию как «норму», а тем более как предмет гордости и пример для подражания. Именно поэтому Церковь осуждает всякую пропаганду гомосексуализма. Не отказывая никому в основных правах на жизнь, уважение личного достоинства и участие в общественных делах, Церковь, однако, полагает, что лица, пропагандирующие гомосексуальный образ жизни, не должны допускаться к преподавательской, воспитательной и иной работе среди детей и молодежи, а также занимать начальственное положение в армии и исправительных учреждениях. Порой извращения человеческой сексуальности проявляются в форме болезненного чувства принадлежности к противоположному полу, результатом чего становится попытка изменения пола (транссексуализм). Стремление отказаться от принадлежности к тому полу, который дарован человеку Создателем, может иметь лишь пагубные последствия для дальнейшего развития личности. «Смена пола» посредством гормонального воздействия и проведения хирургической операции во многих случаях приводит не к разрешению психологических проблем, а к их усугублению, порождая глубокий внутренний кризис. Церковь не может одобрить такого рода «бунт против Творца» и признать действительной искусственно измененную половую принадлежность. Если «смена пола» произошла с человеком до Крещения, он может быть допущен к этому Таинству, как и любой грешник, но Церковь крестит его как принадлежащего к тому полу, в котором он рожден. Рукоположение такого человека
22.05.2018
Спасибо за статью. Не раз надо внимательно прочитать.
25.05.2018
жизнь зарождается с момента зачатия... РПЦ не одобряет ЭКО, когда оплодотворяются лишние эмбрионы... вам лучше лично пообщаться с батюшкой... ищите доброго и понимающего... хороший батюшка поможет вам без осуждения продолжить путь к Богу...
22.05.2018
Спасибо
25.05.2018
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
поделитесь опытом Евангелие дня