Как я говорю с ребенком, и как ребенок говорит со мной
Развитие речиСчитается, что если у ребенка к двум годам формируется пассивный словарь из двух тысяч слов, то это очень хороший уровень. Скажу честно, я не считала, но все наши друзья, знакомые и родственники в один голос заявляют, что цифра 2000 осталась очень далеко позади. Я сейчас не хвастаюсь и не преувеличиваю, я хочу просто рассказать, как так получилось. Может быть, кому-нибудь пригодится.
Я не смогу вам в полной мере пересказать уровень владения речью своего ребенка, вам просто придется поверить на слово. Я почти ничего не записывала, к сожалению, но кое-что все-таки есть:
2.1 года: "Мама, извини пожалуйста, тебе случайно на глаза не попадались куклины тапочки?"
Пометила себе: беглая "взрослая" речь, мгновенная реакция на вопрос, может переспросить, уточнить, узнать, спросить значение слова.Объясняет явления и слова через "потому что" и "это значит".
*** *** ***
2.2 года:
- Я буду выбирать, кто мой друг!
- Ну и кто твой друг?
- Мама!
- А как же папа?
- А папа на работе.
*** *** ***
После поездки на Кипр речь резко скакнула на новый уровень (2,2, ближе к 2,3).
На отдыхе: "Мама, смотри, это - огнетушитель. Если начнется пожар, прибегут дяди-пожарные, откроют огнетушитель и из него пойдет пена. И огонь потухнет". Вообще на отдыхе у нее проснулся большой интерес к предназначениям всякой мелочевки: датчик дыма, стопор для двери, шахта лифта, люк и пр., про все узнала и ходила сама рассказывала, останавливаясь около каждого девайса.
Много логики в рассуждениях, все помнит, ничто от нее не ускользает. На отдыхе бежим из ресторана в туалет, переживает, что официант подумает, что мы ушли, и унесет еду. Когда возвращаемся, радуется, что все на месте. За всех плачущих детей с уверенностью говорит, чего они хотят: купаться в бассейне, кормить кошку, спать и т.д.
Декламирует стихи, которые я ей читаю. Много, очень много. Многие стихи рассказывает уже очень давно, но из новенького: начала декламировать "Сказку о царе Салтане" и "Лукоморье". Например, может сидеть копаться в песке и рассказывать "А царица молодая, дела в даль не отлагая, с той же ночи понесла...". Занавес))).
Часто балуется заменой слов в стихах. Например, "Я рубашку сшила мишке, я сошью ему... колготки... На плите сварилось... мясо... Где большая... вилка наша..."
Примерно в возрасте 2,2 муж рассказал ей, что у каждой машинки есть свое имя. И все, ребенку нет покоя. Она знает все марки. Она знает такие, которые не знаю я. Кадилак, Мини, Порш, Лэнд Ровер - это ерунда. Она даже Лифан знает, один раз увидела и запомнила, а я вот сейчас лазила в интернет, чтобы вспомнить. Любимое развлечение - затащить меня на большую стоянку, бежать вдоль рядов, выкрикивая названия. Многие машины знает уже по очертаниям, без значков.
*** *** ***
2,4 года: на мой день рождения пришел годовалый племянник. Алиса собрала все паровозики и убрала повыше со словами: "Я уберу на полку, когда захочешь - достанешь". Замучила меня вот этим: "Кто тут у нас такой хорошенький, дай-ка я тебя потискаю! Как же хочется укусить тебя как хлебушек!", и ведь кусает при этом, еле сдерживается, ее аж потрясывает, как ей хочется)) После отдыха начала интересоваться английской речью, пока интерес не пропал, срочно ввожу английский)
***
- Мам, ты что, шутишь что ли!? Так не бывает!
***
- Ну кто так делает, ты все делаешь неправильно! Делай, как я тебя учила! Возьми вот в эту руку (берет мою руку, вкладывает предмет) и делай вот так (показывает).
***
- Вон, смотри, вот там вдалеке, у горизонта! Птичка летит! Наверное, к своим деткам летит, еду им несет!
***
Ждет мультика:
- Что-то долго загружается. Наверное, плохо ловит.
***
- Как ты думаешь, а у меня зубки ровные? Мне не надо брекеты ставить? Пойду почищу, чтобы были беленькие зубки.
***
Вообще, все, что я тут написала - это ерунда, конечно. Я же как дура, не записываю, а она отмачивает ежедневно, просто все это уже в порядке вещей.
Как-то полгода назад я уже рассказывала об Алисиной речи, тогда на меня вылили ушат грязи, обвинили в хамстве и высокомерности. Я все же рискну еще раз попробовать написать об этом. Если у вас есть какие-то претензии ко мне, прошу на берег безмолвия, собирать ракушки.
Еще раз, дорогие девочки, если у вас дети не говорят так, или вообще не говорят, это не повод переживать. Главное, чтобы они не говорили, а думали. Это первично. А речь - это уже просто вопрос развития артикуляционного аппарата.
Это же касается и распространенного мнения, что ребенок Х заговорил в полтора года, а ребенок Y - в три, а теперь им пять, и они сравнялись. Это верно и неверно одновременно. Если ребенок X заговорил сам, никто не помогал ему наращивать словарный запас, пополнять лексику, никто не разъяснял явления и термины, то да, вероятно, что они сравнялись. Если же с ребенком X занимались, постоянно разговаривали, все объясняли, а с ребенком Y нет, то кругозор у первого ребенка и правда шире, у него больше отправных точек, больше миропонимания, и это дает ему возможность развиваться в большем количестве направлений. Это и есть та самая зона ближайшего развития ребенка.
Ну и, наконец, как и обещала, о том, что делала я.
Я всегда считала, что я ничего для этого не делаю. Но люди вокруг объяснили мне, что я делаю, просто это вошло в привычку, стало частью моей жизни, и я перестала это замечать.
Про то, как я с рождения разговаривала с ребенком я уже много раз писала. Думаю, нет смысла расписывать все это еще раз.
Про чтение книг писала тоже много. Единственное, что добавлю, что если ребенок не хочет слушать книгу, я читаю стихи. Просто читаю, а она бегает. Оно все равно усваивается, и память все равно стимулируется. Читаю сказки я так: если текст сложный, то сначала пересказываю текст своими словами, используя только знакомые слова и останавливаясь подробно там, где могут возникнуть трудности с пониманием. Если сюжет ребенка цепляет, то в следующий раз я рассказываю чуть больше, добавляю что-то по тексту, и так до тех пор, пока я не начну прочитывать сказку целиком.
Теперь что касается того, как я разговариваю с Алисой. Все объясняю, рассказываю, отвечаю на ВСЕ вопросы, это все понятно. Но еще я взяла себе в привычку говорить как можно чище при ребенке. Не использовать неопределенные конструкции типа "ну вон там, эту штуку возьми". У этой штуки всегда есть название, и я его проговариваю. Я стараюсь, чтобы мои объяснения были всегда предельно ясны. Висим не на палке, а на перекладине, наливаем не из кувшина, а из крынки (если это крынка, конечно), надеваем не штаны, а джинсы/бриджи/брюки/легинсы, не кнопочки на пульте, которые делают громче и тише, а регулировка звука и т.д.
Попутно я стараюсь давать как можно больше синонимов одного и того же слова. Например, если сначала у нас было только "далеко", то теперь есть и "вдалеке" и "вдали" и "у горизонта". Если было только "открой", то теперь есть "приоткрой", "отвори", "распахни", была "еда", добавилась "пища", было "открой подарок", теперь и "разверни подарок" и "распакуй подарок" и т.д. То есть я даю не только новые термины, а все вариации, как может быть составлена одна и та же фраза, стараюсь сделать речь более разнообразной и усложнить конструкцию фразы. Обычно в речи я говорю знакомое Алисе слово и тут же даю новый термин. В этом случае все усваивается очень естественно. Это все уже делается "спинным мозгом", то есть я даже не задумываюсь об этом.
Иногда мы играем с ней в словесные игры. Например, я спрашиваю, что жарят, что тушат, что варят, а что пекут. А она придумывает и отвечает. Или играем в игры на поиск противоположностей (антонимов). Я ей говорю "холодный", а она мне "горячий", я ей - "сильный", а она мне - "слабый". Попутно придумываем, что может быть горячим, холодным, сильным и слабым.
Все это в нашем случае и формирует зрелую речь.

