Математические игры. Глава 4: конструкторская. Учимся сравнивать
Математическое развитие (арифметика, геометрия, величины, временные и пространственные представленияВо всех развивающих книгах есть задания и игры на изучение понятий "длинный - короткий", "длиннее-короче". Но при этом мы с Лёней не затрагивали собственно способ сравнения двух предметов по длине. Хотя как пишет Г.В.Сапгир, автор книги "Приключение Кубарика и Томатика или Веселая математика", умение правильно сравнивать не менее важно, чем сами понятия.
Да, мы сравнивали раньше предметы по величине, особенно колечки от пирамидки, пряча их друг под друга. Но со способом сравнения по длине Лёня познакомился впервые. На этой неделе мы изучали способ приложения.

В Главе 4 наши друзья продолжают рисовать, но мы с Лёней в рисунках еще не такие асы. Поэтому я решила воплотить рисунки в игровую жизнь и начать конструировать.
Строим из деревянных кубиков два поезда. Учим Кубарика правильно сравнивать, а именно кладем предметы рядом, паровоз к паровозу, и выравниваем концы. У Томатика поезд выступает, он длиннее. Строить и сравнивать поезда Лёне понравилось больше всего.
Из Магформерса строим и сравниваем две железные дороги. Томатик подыграл Кубарику, чтобы тот не обижался, и дорога у него вышла короче.
Из игольчатого же конструктора получились замечательные мосты. Как мы их не сравнивали по длине, они оказались одинаковые. Здесь авторы обращают внимание, что если ребенок говорит "одинаковые", то нужно уточнять "Одинаковые по длине. А по цвету разные".

В последующие дни никакие специальные игры мы проводить не стали. Разве что по-прежнему строили поезда из кубиков. И еще я попробовала сделать горки-туннели для машин. Лёня их добросовестно сравнил, немного покатал машинки, дополнительно мы сравнили, какая из них уезжает дальше. Но потом Лёня переключился на парковку и больше к рулончикам не возвращался. Конечно парковке они проигрывают по всем показателям.
Но в этой главе игры действительно не требуются, поскольку легче всего способ сравнения усваивается на жизненном материале. На прогулке при подходящем случае мы сравниваем палочки, дома фрукты-овощи. Сейчас у нас в математике активно принимает участие банан. Едим его часто и любим предварительно разламывать. С помощью него Лёня быстро запомнил понятия "целое-половина", потом мы приступили к изучению большего количества частей. А теперь вернулись к половинам и сравниваем их по длине. Начинаем кушать всегда ту, которая длиннее.
Итоги: понятия "длиннее-короче" и способ сравнения по длине Лёня знает. Но к ним постоянно нужно возвращаться, иначе он начинает путаться. Плюс не всегда точно выравнивает концы предметов. Поэтому скорее всего с Главой 5 я торопиться не буду. А речь в ней пойдет о способе сравнения предметов по ширине, изучение понятий "шире, уже", "день, ночь". (Сегодня Лёне 2 года 7 месяцев)
В процессе игры я еще вспомнила песенку про голубой вагон, а дальше игра плавно стала развиваться в любимом Шурочкином направлении: все поехали в гости, в дом и стали там есть ягоды :) Длиннее — короче Шурик определяет как-то так, на глаз, так же как и большие-меньшие кольца у пирамидки. Сравнивать путем наложения я не учила, раз она и так видит, а пожалуй, зря, надо обратить ее внимание на то, как она сравнивает. Так же как и не обращала внимание на то, что одинаковые по длине — это не то же самое, что просто одинаковые. А ведь, действительно, для ребенка это может быть не так очевидно, как для нас ;) и главное, она это, вероятно, не осознает, даже если и интуитивно понимает.Математика на кухне — это да... Шурочке месяцев в 9 нравилось смотреть, как я разрезаю яблоко или картофелину на 2 части и — опа! — было целое яблоко, и тут вдруг я его разнимаю на две половинки! Фокус-покус! Она так смеялась :) Не знаю уж, уловила она тогда что-нибудь или нет. А сейчас ее такими фокусами не удивишь :)PS Кубарика Шурочка перед игрой теперь сама рвется собирать и, в общем, это у нее почти получается, не считая того, что голова растет из середины спины — что ее надо ставить на краешек, это мы пока в толк взять не можем. (Я потом незаметно подправляю.)